Также учеными было выявлено,
что при выполнении заданий
в тестовом виде происходит
активизация правополушарных способностей,
а при решении математических
задач активизируется логическое
мышление (левое полушарие). «Чтение
задействует оба полушария: левое
кодирует символы, а правое находит значение
декодируемому».(6). Левовизуальные ученики
обучаются от части к целому, а правовизуальные
- от целого к части, поэтому при обучении
чтению нужно учитывать левополушарные
и правополушарные подходы. Например,
при изучении новых слов нужно заготовить
таблички, где эти слова написаны и нарисованы;
переходя к предложению с «прочерком»
нужно дать возможность правовизуальным
детям понять контекст и только потом
вставить слово. Обязательным условием
к каждому уроку является наглядность.
2.3. Методики
НЛП в изучении школьных дисциплин.
Прежде
чем начать обучение, как считает М.А.Павлова,
учитель должен провести «расчистку поля
деятельности». Для этого нужно организовать
работу с так называемыми школьными фобиями,
которые есть практически у всех учащихся.
Каждый ученик когда-либо испытывал неприятные
переживания на уроке, связанные с его
личными неудачами или строгими замечаниями
учителя, поэтому нередко весь процесс
обучения у таких учащихся связан с негативными
эмоциями. Для работы с фобиями М.А.Павлова
предлагает ряд упражнений, например:
учитель выписывает на доску сложную
грамматическую структуру, затем просит
учащихся закрыть глаза и представить
что-нибудь приятное, открыть глаза, посмотрев
на предложение на доске и снова закрыть,
представив приятное событие.
20
Это упражнение рекомендуется проводить
систематически.
Вторым шагом является создание
мотивации на обучение. Для этого
нужно начинать урок с положительных
эмоций, радости и удовольствия,
т.к. особенности памяти ребенка связаны
с положительными и отрицательными переживаниями
и, чтобы что-то вспомнить, ученику нужно
вернуться в то состояние, в котором была
получена информация.
Затем учителю следует
узнать ожидания учащихся от
занятий, используя для этого мотивирующую
анкету, предложенную Р.Бендлером (см.
Приложение 1.) или условия хорошо сформулированной
цели М.А.Павловой (см.. Приложение 2.)
Обязательным условием
успешного преподавания иностранного
языка является «использование
на уроке правополушарного и левополушарного
подхода» (23), а также «учет предикатов
всех трех систем, т.к. информация, поданная
по трем модальностям, воспринимается
как реальная» (23).
Важным условием
эффективности урока является
похвала ребенка за работу; ученик
должен видеть результат своей работы,
поэтому нужно, по утверждению М.А.Павловой,
сравнивать успехи учащихся с их собственным
прошлым состоянием, а не с успехом других.
(23).
Также важна «подстройка
к будущему в конце урока,
т.к. успешный ученик знает, где
и когда он будет применять изучаемое».
(23)
И, наконец, важным
элементом урока с позиций
НЛП является использование таких
приемов, как визуализация (развитие
визуальной памяти), метафора и
позитивное якорение во всех
трех модальностях.
Таким образом, применение
приемов НЛП в комплексе способно дать
положительные результаты. Очень важно
учитывать индивидуальные особенности
детей с точки зрения НЛП. Рассмотрим некоторые
приемы более подробно.
2.3.1. Развитие
визуальной способности учащихся.
Нами было выяснено, что основной
задачей учителя является обеспечение
многосенсорного обучения, т.е. учитель
должен «персонализировать
21
подход к обучению и представить
информацию в В, А и К ключе
и в правополушарном мозге».(6).
После изучения особенностей каждого
ребенка учителю следует «использовать
на уроке право- и левополушарный подходы,
укрупнение-разукрупнение информации,
операцию сравнения, полимодальную речь,
ключи глазного доступа, учет репрезентативных
систем». (14). М.А.Павлова утверждает, что
информация, поданная по всем трем модальностям,
воспринимается как реальная.
Для реализации
многосенсорного обучения учителю
следует развивать визуальную
способность учащихся. М.Гриндер
определяет понятие «визуализация»
как способность видеть слова
глазами мозга. Г.Алдер дополняет это определение,
говоря, что визуализация (воображение,
мечтательность) это представление человеком
ситуации, относящейся не к прошлому, а
к будущему (см.Приложение 6). «Визуализация
– это путь к успеваемости, т.к. это сознательное
использование и, следовательно, тренировка
нашей памяти». (1). Левополушарные дети
обладают этой способностью «видеть слова
глазами мозга», а правополушарные способны
видеть только конкретные объекты (см.
Приложение 7). Правополушарные ученики
не могут перевести услышанное во внутреннюю
визуальную форму, поэтому для них особенно
важно развитие визуальной способности.
Для этого при введении нового материала
дети должны:
-сначала слушать и
записывать (перевод внешней аудиальной
информации во внутреннюю визуальную
форму);
-затем читать, делать
записи и воспроизводить материал
по записям (перевод внешней
визуальной информации во внутреннюю
визуальную форму);
-слушать и воспроизводить
материал без записи (перевод
внешней визуальной информации
во внутреннюю визуальную).
Для развития
визуальной способности класса
М.Гриндером и его коллегами
был разработан ряд упражнений:
- Учитель просит детей представить простое предложение, затем, дополнив его прилагательными, обменяться визуальными характеристиками.
22
- Дети открывают определенную страницу в учебнике, запоминают в течение нескольких секунд общую схему, план, таблицу. Затем ученики закрывают глаза, представляя всё, что они увидели и рассказывают соседу план или схему страницы. Можно выбирать только термины, даты, годы, искать их на скорость.
- Детям предлагается разрезанная страница, которую они должны собрать (упражнение для кинестетиков) и т.д.
Важным условием для развития
визуализации является атмосфера
на уроке: необходимо создание
раппорта, заинтересованности, положительного
настроя, «подстройки к будущему в конце
урока, т.к. успешный ученик знает, где
и когда он будет применять изучаемое».
(14). Невербальное поведение учителя влияет
на научение, т.к. «невербальные сигналы
более действенны, искренни и могут выражать
очень сложные чувства». (6). Для этого,
по утверждению М.Гриндера, учитель должен
находиться в неподвижном комфортном
состоянии, говорить медленно мягким спокойным
голосом, используя длинные предложения.
2.3.2. Использование
метафор.
Практиками НЛП широко используются
метафоры - небольшие притчи. « С точки
зрения НЛП, метафора не тождественна
термину «метафора» в филологии, хотя
и там, и здесь в основе лежит сходство».
(23). М.Гриндер утверждает, что метафора
– это «параллельная репрезентация содержания;
идея, представленная в целом». (11). На первый
взгляд, эти небольшие притчи не связаны
с содержанием, но они способны воздействовать
на оба полушария и сознание ребенка. Метафора
не требует пояснения со стороны учителя,
иначе контекст сужается. Тогда как без
пояснения каждый воспринимает рассказанное
так, как это удобно и важно для него. «Метафоры
активизируют мышление, память; задействуют
глубинные структуры психики; устанавливают
индивидуальные связи». (23). Использование
метафор особенно важно для так называемых
«коридорных» учеников, которые являются
«детьми риска», т.е. правополушарными
23
кинестетиками. Первые метафоры
позволяют заключить договор
с группой о взаимной работе.
Е.Шугалей утверждает, что не все
объекты легко доступны для
нашего мышления, не обо всем мы можем
составить четкое представление (см. Приложение
8). «Нам нужно обратиться к легко доступным
объектам, чтобы составить себе понятие
о сложных, трудноуловимых объектах».
(23).Наряду с метафорами, учителя-практики
успешно применяют релаксационные упражнения,
которые также помогают активизировать
психические процессы и способствуют
снятию учебного стресса и расслаблению
(см. Приложение 3).
2.3.3. Якорение.
Еще одним приемом, применяемым
специалистами НЛП, является якорение.
«Якорь-любой раздражитель, который включает
ряд внутренних реакций и действий. Якоря
могут быть визуальные, аудиальные, кинестетические
и обонятельные». (23). Начинать урок лучше
с аудиального якоря – это могут быть
ритмичные хлопки или приятная музыка.
Такой якорь настраивает на восприятие
голоса учителя, переключает внимание
учащихся на работу. К аудиальным якорям
можно отнести различные считалки для
запоминания лексики, грамматических
структур (см. Приложение 5). Для работы
с младшими школьниками важно создание
кинестетических якорей. Например, при
введении лексики по теме «Урожай», учитель
одевает костюм садовника, берет корзинку
с муляжами овощей и фруктов и приглашает
детей в «путешествие» по осеннему саду,
чтобы собрать урожай. Также при изучении
предлогов учитель показывает ученикам
модель дома, в котором бегает мышка. Ученики
говорят, где находится мышь относительно
дома: «в», «над», «под», «около» и т.д. (см.
Приложение 4).
Т.о., учитель должен создавать
якоря различных репрезентативных
систем, учитывая особенности детей. Очень
важно, чтобы якорь был уникальным, и дальнейшее
его воспроизведение было точным. Важно
учитывать и естественные якоря, существующие
внутри самого учителя:
24
мимика, поза, голос, положение тела
и т.д. Например, для сосредоточения
внимания класса учителю следует стоять
неподвижно и говорить, используя длинные
предложения. Использование шепота в таких
случаях также эффективно. Для учеников
младших классов успешным является использование
позитивных комментариев.
Вывод по главе 2.
Итак, нами были отобраны
основные приемы НЛП, способствующие
реализации многосенсорного обучения
на практике. Т.е., их применение
способно повышать качество знаний
и успеваемость детей, а также
оптимизировать взаимоотношения
между учителем и учащимися. Перечисленные
приемы, применяемые на уроках в комплексе,
имеют большое практическое значение,
что было доказано многими отечественными
и зарубежными учителями-практиками.
Глава 3. Апробация приемов НЛП
на уроке английского
Заключение.
В ходе
проведенного теоретического исследования
нами были выделены ключевые понятия НЛП:
репрезентативные системы (модальности),
раппорт, паттерны глазного сканирования,
речевые предикаты, визуализация. Также
было выявлено влияние особенностей строения
нервной системы и головного мозга ребенка
не его успеваемость .
Нами были обобщены существующие
методики НЛП, используемые в
обучении. Во-первых, это учет особенностей
каждого ребенка (модальности
и ведущего полушария). Во-вторых, возможности
развития визуальных способностей отстающих
учеников. В-третьих, реализация многосенсорного
обучения с целью представления информации
по всем трем модальностям.
Т.о., несмотря на то, что НЛП
появилось относительно недавно,
учеными разработаны методики внедрения
техник этой отрасли психологии в учебный
процесс. После проведенного теоретического
исследования нами намечена перспектива
проведения опытно-экспериментальной
работы, направленной на изучение особенностей
детей и реализацию обучения с учетом
этих особенностей.
20
Список литературы.
- Алдер Г. НЛП-графика. Мышление в картинках и образах. – СПб. 2003.-134с.
- Бакиров А. С чего начинается НЛП. Электронный источник.
- Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек-в принцы. Электронный источник.
- Бендлер Р. Управление собственным мозгом. Электронный источник.
- Гриндер Д., Бендлер Р. Структура магии. Электронный источник.
- Гриндер М. Исправление школьного конвейера. Электронный источник.
- Дилтс Р. Стратегия гениев. Электронный источник.
- Еремеева Н. Запоминаем английские слова легко // English for you. Электронный источник.
- Камерон Л., Бендлер Р. Эмпринт-метод. Электронный источник.
- Любимов А. Мастерство коммуникации. Электронный источник.
- Научно-методический сборник НЛП №196. Электронный источник.
- Никуличева Д.Б. 22 уловки на пути к fluent English //
English for you. Электронный источник.
- Никуличева Д.Б. Проблемы НЛП в изучении иностранных языков // English for you. Электронный источник.
- Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с
помощью НЛП. Электронный источник.
- Полозов Ю.С. Вам нравятся ваши письма? Электронный источник.
- Сеймор Д., О`Коннор. Введение в НЛП. Новейшая психология личностного мастерства. Электронный источник.
- Шугалей Е. Скорочтение. Электронный источник.
- Шугалей Е. Что такое метафора. Электронный источник.
- Эльманович В. НЛП. Методологическое пособие для начинающих. Электронный источник.