Некоторые трудности общения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:39, курсовая работа

Описание

Целью дипломной работы является выявление основных причин трудностей, возникающих в общении подростков. Задачами дипломной работы являются:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам общения в подростковом возрасте.
2. Изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.

Содержание

Введение
1. Теоретический обзор по проблеме причин, вызывающих трудности общения в подростковом возрасте.
1.1. Подростковый возраст, его особенности.
1.2. Специфика общения в подростковом возрасте.
1.3. .Основные трудности в коммуникативной деятельности.
2. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих затруднения в общении.
2.1. Методики исследований.
2.2. Результаты исследования и их анализ.
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсяк.docx

— 88.98 Кб (Скачать документ)

Для подростков, участвующих  в социально-ориентированной форме  общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.

1.3. Основные трудности  в коммуникативной деятельности.

Одной из сложных  проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.)

В учебной деятельности затруднения и трудности взаимодействия между учениками внутри класса или  группы исследуются достаточно интенсивно с целью определить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызывающие, значение затруднений в деятельности и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.Б. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Неварницына и др.)

Зимняя И.А. дает такое определение. Затруднения в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния. /9/

Кан-Калик В.А. называет затруднения в общении некими "психологическими барьерами", которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность субъектов. /9/

Затруднения, как  считает А.К. Маркова, выявляются в  форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности его  продолжения /9/. Затруднения имеют  несколько функций. Позитивная функция  затруднения (по А.К. Марковой) имеет  два значения:

а) индикаторное (привлечение  внимания слушателя-партнера);

б) стимулирующее, мобилизирующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднения, приобретение опыта). /9/

В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затрруднения, имеющую два значения: а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой, например, заниженной самооценки); б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения). /9/

На современном  этапе затруднения или "барьеры" общения рассматриваются с разных позиций. В рамках общей психологии они классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. /9/ В деятельностном подходе, по мнению Л.А. Поварнишиной, выделяются две группы затруднения общения: мотивамиенные и операционные, которые в свою очередь проявляются в когнитивной, эффективной и поведенческой сферах. /23/

Зимняя И.А. выделяет следующие основные области затруднения  человека в общении: этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных отношений. /9/

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении – Это область обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения и т.д. /9/ Эти затруднения возникают в условиях асимметрии статусов, позиции комплементарности (взаимодополняемости) прав и обязанностей конвенциональных ролей.

Возрастная  область влияния возникает в определенной возрастной группе, например, известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками, после окончания школы юноши и девушки проявляют интерес к общению со взрослыми. /9/

Область индивидуально-психологических затруднений – Это та область, где индивидуально-психологические особенности партнеров общения выступают в качестве причины коммуникативных затруднений.

Климов Е.А. отмечает, что совпадение индивидуальных стилей деятельности, оражающих индивидуально-психологические особенности, есть одно из условий незатрудненного общения. /9/

Среди индивидуально-психологических  особенностей партнеров, оказывающих  наибольшее влияние на общение и  вызывающих в случае несоответствия ему затруднения, чаще всего отмечается: коммуникативность, контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность и т.д.

Наиболее изученным  среди индивидуально-психологических  факторов, вызывающих затруднения общения, являются экстраверсия-интроверсия. К  индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения  в общении, как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, относится когнитивный стиль  деятельности. /9/ Это целая система особенностей познавательной, прежде всего аналитико-синтетической деятельности (С.Л. Рубинштейн) /9/ Когнитивный стиль – есть устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях, и в частности в коммуникативных ситуациях, специфика познавательной деятельности. Разграничиваются два полярных стиля – с низкой и высокой дифференциацией. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н.П. Иванов). /9/ Люди с высокой дифференциацией когнитивных структур проявляют большее понимание другого человека.

Достаточно большие  затруднения вызывает отсутствие или  низкий уровень эмоциональной регуляции, проявляющиеся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на всю коммуникативную  ситуацию. Стрессером может быть деятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). /9/ В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства.

Соответствие индивидуально-психологических  особенностей, включающие интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, личностные проявления, могут как облегчить, так и затруднить общение.

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные  отношения в семье, которые проявляются  в непоследовательности и противоречивости воспитания. /13/ Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания  является отказ от контактов с  людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

Трудности в общении  испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения влияет тип  нервной системы, который в темпераменте. Для сангвиников – повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность, контактность с людьми, хотя нет  постоянства в своих привязанностях. /13/

Кон И.С. считает, что  самая распространенная трудность  общения подростков и молодых  людей – это застенчивость. /14/ Из 2500 опрошенных американских студентов  в возрасте от 18 до 21 года (Р. Пильконис, Ф. Зимбардо) 42% считает себя застенчивыми, причем 60% из них рассматривают застенчивость, как серьезную трудность /15/.

Кон И.С. утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое сомиальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. /14/ Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению Кона И.С., подросткам надо избавляться от их застенчивости. /14,15/ Зимняя И.С. называет еще одну область коммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.

Все это и многое другое могут облегчить или затруднить взаимодействие людей, вплоть до его  прекращения. /9/

Важной межличностной  особенностью партнеров, вызывающей затруднения  в общении, является доминирование  того или другого личностного  состояния у каждого из них. /9/

Отмечается, что  проявлениязатрудненности общения, обусловленные фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей делового общения. По данным исследований /9/, среди факторов затруднения общения межличностные отношения занимают I место.

Поварницына Л.А. выделяет шесть групп трудностей общения /23/

1 группа – трудности,  связанные с неумением вести  себя, незнанием что и как сказать;

2 группа – трудности,  связанные с непониманием и  неприятием партнера общения;

3 группа – трудности,  вызванные непониманием партнера  общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения;

4 группа - трудности,  связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению  к партнеру;

5 группа – трудности,  вызванные общей неудовлетворенностью  человека общением.

Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в  общении, можно сделать вывод, что  частыми причинами затруднений  общения могут, по мнению исследователей /2,5,6,7,11,12,23/, выступать индивидуально-психологические  особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека. Как влияют личностные особенности  человека на уровень общения, рассматривается  во 2 главе.

2. Экспериментальное  психологическое изучение коммуникативных  способностей подростков с целью  выявления причин, вызывающих трудности  в общении.

2.1. Цели и задачи  исследования.

Целью данной работы является изучение коммуникативных  способностей подростков для выявления  причин, вызывающих затруднения в  общении.

Задачи исследования:

I. Изучение уровня  коммуникационных способностей  с помощью методики КОС-1 до  и после проведения коррекционной  работы.

II. Изучение личностных  способностей испытуемых с помощью  теста Коттела.

III. Сравнение выявленных  показателей экспериментальной  группы и установление зависимости  коммуникативных способностей от  личных особенностей испытуемых  с целью выявления основных  причин, вызывающих затруднения  в общении.

IV. Составление коррекционной  программы по профилактике и  преодолению трудностей общения  в подростковом возрасте.

Исследования проводились  с ноября 1998 г. по март 1999 г.

В эксперименте принимали  участие учащиеся Кудехинской средней школы Порецкого района. На базе этой возрастной группы была сформирована экспериментальная группа. Количество испытуемых – 14 человек.

В соответствии с  целями и задачами проводимого исследования запланированы и осуществлены 3 этапа  эксперимента:

I ЭТАП  – констатирующий.

Диагностика коммуникативных  способностей по методике КОС-1 и личностных особенностей испытуемых по методике Кеттела.

II ЭТАП  – формирующий.

Составление и выполнение программы психокоррекционных игр по профилактике и преодолению трудностей общения подростков в экспериментальной группе.

III ЭТАП  – контрольный.

Повторная диагностика  коммуникативных способностей по методике КОС-1 в экспериментальной группе.

В соответствии с  поставленными задачами I этап эксперимента разбит на 2 серии:

1 серия – направлена  на изучение коммуникативных  особенностей испытуемых.

2 серия – направлена  на изучение личностных особенностей  испытуемых.

2.2. Методики исследований.

1. Методика "Тест  Кеттеля" (сокращенный вариант) /29/

Тестирование особенностей характера. Испытуемому предлагается в каждом вопросе выбрать один из трех вариантов ответа и указать  буквы (a,b,c) выбранного ответа около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы по указанному образцу, строго придерживаться предложенного расположения номеров вопросов.

a

b

c

79.

Итог

Среднее значение

Пояснение

             

Вопросы.

1. Если бы я  сказал, что небо находится "внизу"  и зимой "жарко", я должен  был бы назвать преступника:

a) бандитом;

b) святым;

c) тучей.

2. Когда я ложусь  спать, я:

a) засыпаю быстро;

b) нечто среднее;

c) засыпаю с трудом.

3. Если бы я  вел машину по дороге, где много  других машин, я предпочел бы:

a) пропустить вперед большиство машин;

b) не знаю;

c) обогнать все идущие впереди машины.

4. Мне важно, чтобы  во всем, что меня окружает, не  было беспорядка:

a) верно;

b) трудно сказать;

c) неверно.

5. Большинство людей,  с которыми я бываю в компаниях,  несомненно рады меня видеть:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.

6. Я скорее занимался:

a) фехтованием и танцами;

b) затрудняюсь сказать;

c) борьбой и баскетболом.

7. Меня забавляет,  что то, что люди делают, совсем  не похоже на то, что они  потом рассказывают об этом:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

8. Когда друзья  подшучивают надо мной, я обычно  смеюсь со всеми и вовсе  не обижаюсь:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

9. Если мне кто-нибудь  нагрубит, я могу быстро забыть  об этом:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

10. Мне больше  нравятся новые способы в выполнении  какой-либо работы, чем придерживаться  испытанных приемов:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

11. Когда я планирую  что-нибудь, я предпочитаю делать  это самостоятельно, без чьей-либо  помощи:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.

12. Я думаю, что  я менее чувствительный и менее  возбужденный, чем большинство людей:

a) верно;

b) затрудняюсь сказать;

c) неверно.

13. Меня раздражают  люди, которые не могут быстро  принимать решения:

Информация о работе Некоторые трудности общения в подростковом возрасте