Некоторые трудности общения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:39, курсовая работа

Описание

Целью дипломной работы является выявление основных причин трудностей, возникающих в общении подростков. Задачами дипломной работы являются:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам общения в подростковом возрасте.
2. Изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.

Содержание

Введение
1. Теоретический обзор по проблеме причин, вызывающих трудности общения в подростковом возрасте.
1.1. Подростковый возраст, его особенности.
1.2. Специфика общения в подростковом возрасте.
1.3. .Основные трудности в коммуникативной деятельности.
2. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих затруднения в общении.
2.1. Методики исследований.
2.2. Результаты исследования и их анализ.
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсяк.docx

— 88.98 Кб (Скачать документ)

27. Правда ли, что  вы чувствуете себя неуверенно  среди малознакомых вам людей?

28. Верно ли, что  вы редко стремитесь к доказательству  своих прав?

29. Полагаете ли  вы, что вам не представляет  особого труда внести оживление  в малознакомую компанию?

30. Принимаете ли  вы участие в общественной  работе, в школе (классе)?

31. Стремитесь ли  вы ограничить круг своих знакомых  небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что  вы стремитесь отстаивать свое  мнение, если оно не сразу принято  вашими товарищами?

33. Чувствуете ли  вы себя непринужденно, попав  в незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли вы  приступаете к организации различных  мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что  вы не чувствуете себя достаточно  уверенно и спокойно, когда приходится  говорить что-то большой группе  людей?

36. Часто ли вы  опаздываете на деловые встречи,  свидания?

37. Верно ли, что  у вас очень много друзей?

38. Часто ли вы  оказываетесь в центре внимания  своих товарищей?

39. Часто ли вы  смущаетесь, чувствуете неловкость  при общении с малознакомыми  людьми?

40. Правда ли, что  вы не очень уверенно чувствуете  себя в окружении большой группы  своих товарищей?

Если ответ положителен, то в соответствующей клетке бланка школьник должен поставить "+", если отрицательный – знак "-".

Бланк.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40


Обработка результатов.

С помощью дешифратора  подсчитать количество совпадающий с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор.

Коммуникативные способности

Организаторские способности

1+ 3- 5+ 7- 9+ 11- 13+ 15- 17+ 19- 21+ 23- 25+ 27- 29+ 31- 33+ 35- 37+ 39-

2+ 4- 6+ 8- 10+ 12- 14+ 16- 18+ 20- 22+ 24- 26+ 28- 30+ 32- 34+ 36- 38+ 40-


После этого следует  определить оценочный коэффициент (К) по формуле К=м/20, где м – количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 – максимально возможное число совпадений.

Интерпретация результатов.

Пользуясь оценочной  шкалой, профориентатор, школьный психолог определяет у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей.

Способности

Уровень

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Коммуникативные

0,1-0,45

0,46-0,55

0,56-0,65

0,66-0,75

0,78-1,0

Организаторские

0,2-0,55

0,56-0,65

0,66-0,7

0,71-0,8

0,81-1,0


Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень  проявления организаторских или  коммуникативных способностей.

Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой  компании, предпочитает проводить время  наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в  установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных  решений.

Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам  с людьми, не ограничивает круг своих  знакомств, отстаивает свое мнение, планирует  свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой  устойчивостью.

Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно  стремится расширить круг своих  знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет  инициативу в общении, с удовольствием  принимает участие в организации  общественных мероприятий, способен принять  самостоятельное решение в трудной  ситуации.

Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к  организаторской и коммуникативной  деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных  ситуациях, непринужденно ведет  себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной  ситуации предпочитает принимать самостоятельное  решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные  игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли  бы его потребности в коммуникативной  и организаторской деятельности.

Методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникационных и организаторских склонностей  в данный период развития личности. Они не останутся неизменными  в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

2.2. Результаты  исследования и анализ полученных  данных по методикам.

Данные, полученные в первой серии эксперимента и  экспериментальной группе – исследование уровне коммуникативных способностей, отражены в таблице № 1.

Таблица №1.

Уровни коммуникативных  способностей.

Ф.И.О.

Оценка

Уровень коммуникативных  способностей

 

Инна К.

2

Ниже среднего

 

Лида М.

5

Очень высокий

 

Сергей С.

4

Средний

 

Олег С.

1

Низкий

 

Саша Х.

4

Высокий

 

Саша Ю.

3

Средний

 

Лена В.

4

Высокий

 

Саша Ц.

5

Очень высокий

 

Надя Г.

2

Ниже среднего

 

Аня Г.

3

Средний

 

Лада К.

4

Средний

 

Маша Л.

3

Средний

 

Света Р.

3

Средний

 

Таня С.

3

Средний


Из таблицы №1 видно, что в экспериментальной  группе выделяются следующие уровни коммуникативных способностей:

- низкий: 1 учений (7%);

- ниже среднего: 2 ученика (14,3%);

- средний: 6 учеников (43%);

- высокий: 3 ученика (21,4%);

- очень высокий: 2 ученика (14,3%).

Доминирующим уровнем  в экспериментальной группе является средний (43%). Испытуемые, имеющие данный уровень, не отличаются высоким устойчивым потенциалом коммуникационных способностей.

Вторая серия  эксперимента направлена на изучение личностных особенностей испытуемых с  помощью методики Кеттела.

Данные, полученные при изучении личностных особенностей в экспериментальной группе, представлены в таблице №2.

Таблица №2.

Показатели личностных особенностей в экспериментальной  группе.

Ф.И.

B

C

E

G

H

J

K

L

O

Q1

Q2

Q3

Q4

Инна К.

4

8

5

10

7

3

6

7

8

7

4

4

4

Лида М.

1

9

9

8

11

5

5

4

5

5

1

3

5

Сергей С.

3

10

11

3

10

1

5

7

3

5

4

2

4

Олег С.

4

6

5

3

4

3

6

7

3

4

2

2

1

Саша Х.

1

7

9

9

10

5

6

8

9

7

6

7

7

Саша Ю.

3

9

9

9

8

2

7

4

8

7

4

7

5

Лена В.

3

6

7

8

7

6

7

8

5

5

4

2

1

Саша Ц.

1

8

10

7

9

2

7

8

8

7

2

6

2

Надя Г.

4

6

9

8

7

5

6

6

9

6

5

6

6

Аня Г.

3

8

8

8

6

6

5

8

4

7

1

6

6

                           
                           
                           
                           

Из таблицы №2 видно, диагностика личностных выявила  в экспериментальной группе следующие  особенности: конкретный интеллект (12 чел.), эмоциональная неустойчивость (7 чел.), доминантность, самоуверенность (11 чел.), осторожность, сдержанность (8 чел.), жесткость (13 чел.), хитрость, расчетливость (11 чел.), тревожность, депрессивность (7 чел.), не считаются с общественным мнение (11 чел.).

Таким образом, анализируя результаты 2 серий эксперимента, основываясь  на анализе изученной литературы, можно предположить, что на уровень  коммуникативных особенностей влияют личностные особенности испытуемых, в результате чего могут возникать  затруднения в общении.

Таким образом, данная работа позволила сформулировать следующие  выводы:

1. На уровень коммуникативных способностей, а значит и на умение общаться, могут влиять личностные особенности испытуемых, то есть трудности в общении возникают у тех, у кого наблюдаются трудности личностного плана, например, в данной экспериментальной группе были выявлены следующие личностные особенности: самоуверенность, эмоциональная неустойчивость, осторожность, сдержанность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.

2. Коррекционная  работа по профилактике и преодолению  трудностей в общении оказывает  положительное влияние на повышение  уровня коммуникативных способностей, о чем свидетельствует процентный  рост коммуникативных уровней.  Особенно это заметно на примере  очень высокого уровня коммуникативных  способностей, где динамика этого  уровня растет на 14,3%, динамика  низкого и ниже среднего уровней  падает до нуля. На 7% увеличивается  высокий уровень. Доминирующим  уровнем является на разных  этапах эксперимента средний  уровень коммуникативных способностей, который имеет постоянный показатель  за счет перехода испытуемых  на высокий уровень, за счет  сокращения после проведения  психокоррекционной работы низкого и ниже среднего уровней коммуникативных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первый из выводов  дипломной работы заключается в  том, что, рассматривая причины и  факторы, осложняющие общение подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности.

Подростковый возраст  традиционно является трудным в  воспитательном отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует  наличие обширной литературы.

/1,4,14,15,17,18,19,20,24,25,27,28,30,31,33/

Наиболее массовыми  причинами, вызывающими трудности  общения у подростков является эмоциональная  неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость  от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др. Анализ полученных данных исследования, направленного на выявление уровня коммуникативных способностей, показал  следующие результаты: выявляются следующие  уровни коммуникативных способностей: низкий – 1 ученик (7%), ниже среднего – 2 ученика (14,3%), средний – 6 учеников (43%), высокий – 2 ученика (14,3%), очень высокий – 3 ученика (21,4%).

ВЫВОДЫ

1. Анализируя причины  затруднения общения, можно сделать  вывод, что часто причинами  затруднений могут выступать  индивидуально-психологические особенности  общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.

2. Общение является  основной ведущей деятельностью  в подростковом возрасте. С целью  диагностики коммуникативных способностей  применена методика КОС-1. После  повторного проведения методики  были выявлены следующие результаты:

- выделяются три  уровня коммуникативных способностей  у подростков экспериментальной  группы: средний (6 учеников), высокий  (4 ученика), очень высокий (4 ученика). Ниже среднего и низкого уровня  коммуникативных способностей нет.

- предположили, что  на уровень коммуникативных способностей  могут влиять личностные особенности  испытуемых, т.е. трудности в общении  возникают у тех, у кого наблюдается трудности личностного плана. С этой целью была проведена методика – тест Кэттела;

- результаты полученных  данных по методике теста Кэттела выявил следующие личностные особенности: самоуверенность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.

- по результатам  полученных данных методики теста  Кэттела, КОС-1, была проведена психокоррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении;

- коррекционная  работа по профилактике и преодолению  трудностей в общении оказывает  положительное влияние на повышение  уровня коммуникативных способностей, о чем свидетельствует процентный  рост коммуникативных уровней  (динамика очень высокого уровня  растет на 14,3%, динамика низкого  и ниже среднего уровней падает  до нуля, на 7% увеличивается высокий  уровень, доминирующим уровнем  является средний уровень коммуникативных  способностей, который имеет постоянный  показатель за счет сокращения  после проведения психокоррекционной работы низкого и ниже среднего уровней, за счет перевода испытуемых на высокий уровень).

- результаты полученных  данных исследования показали, что  при устранении причин, вызывающих  негативные качества личности, у  испытуемых повышается уровень  коммуникативных способностей, что  позволило сделать вывод о  том, что причинами трудностей  в общении подростков могут  выступать их личностные особенности.

Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы  по профилактике и преодолению трудностей общения в подростковом возрасте. Для ознакомления с другими диагностико-коррекционными программами можно использовать дополнительную литературу. /6,7,10,13,16,26,35/

Информация о работе Некоторые трудности общения в подростковом возрасте