Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:39, курсовая работа
Целью дипломной работы является выявление основных причин трудностей, возникающих в общении подростков. Задачами дипломной работы являются:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам общения в подростковом возрасте.
2. Изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.
Введение
1. Теоретический обзор по проблеме причин, вызывающих трудности общения в подростковом возрасте.
1.1. Подростковый возраст, его особенности.
1.2. Специфика общения в подростковом возрасте.
1.3. .Основные трудности в коммуникативной деятельности.
2. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих затруднения в общении.
2.1. Методики исследований.
2.2. Результаты исследования и их анализ.
Заключение
Литература
Приложение
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
28. Верно ли, что
вы редко стремитесь к
29. Полагаете ли
вы, что вам не представляет
особого труда внести
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе, в школе (классе)?
31. Стремитесь ли
вы ограничить круг своих
32. Верно ли, что вы стремитесь отстаивать свое мнение, если оно не сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
34. Охотно ли вы
приступаете к организации
35. Правда ли, что
вы не чувствуете себя
36. Часто ли вы
опаздываете на деловые
37. Верно ли, что у вас очень много друзей?
38. Часто ли вы
оказываетесь в центре
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что
вы не очень уверенно
Если ответ положителен, то в соответствующей клетке бланка школьник должен поставить "+", если отрицательный – знак "-".
Бланк.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
Обработка результатов.
С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающий с дешифратором ответов по каждому разделу методики.
Дешифратор.
Коммуникативные способности |
Организаторские способности |
1+ 3- 5+ 7- 9+ 11- 13+ 15- 17+ 19- 21+ 23- 25+ 27- 29+ 31- 33+ 35- 37+ 39- |
2+ 4- 6+ 8- 10+ 12- 14+ 16- 18+ 20- 22+ 24- 26+ 28- 30+ 32- 34+ 36- 38+ 40- |
После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле К=м/20, где м – количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 – максимально возможное число совпадений.
Интерпретация результатов.
Пользуясь оценочной шкалой, профориентатор, школьный психолог определяет у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей.
Способности |
Уровень | ||||
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |
Коммуникативные |
0,1-0,45 |
0,46-0,55 |
0,56-0,65 |
0,66-0,75 |
0,78-1,0 |
Организаторские |
0,2-0,55 |
0,56-0,65 |
0,66-0,7 |
0,71-0,8 |
0,81-1,0 |
Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей.
Испытуемый, получивший
оценки 2, не стремится к общению,
чувствует себя скованно в новой
компании, предпочитает проводить время
наедине с собой, ограничивает свои
знакомства, испытывает трудности в
установлении контактов с людьми
и в выступлении перед
Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Испытуемый, получивший
оценки 4, не теряется в новой обстановке,
быстро находит друзей, постоянно
стремится расширить круг своих
знакомств, занимается общественной деятельностью,
помогает близким, друзьям, проявляет
инициативу в общении, с удовольствием
принимает участие в
Испытуемый, получивший
оценки 5, активно стремится к
организаторской и
Методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникационных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.
2.2. Результаты
исследования и анализ
Данные, полученные в первой серии эксперимента и экспериментальной группе – исследование уровне коммуникативных способностей, отражены в таблице № 1.
Таблица №1.
Уровни коммуникативных способностей.
№ |
Ф.И.О. |
Оценка |
Уровень коммуникативных способностей |
Инна К. |
2 |
Ниже среднего | |
Лида М. |
5 |
Очень высокий | |
Сергей С. |
4 |
Средний | |
Олег С. |
1 |
Низкий | |
Саша Х. |
4 |
Высокий | |
Саша Ю. |
3 |
Средний | |
Лена В. |
4 |
Высокий | |
Саша Ц. |
5 |
Очень высокий | |
Надя Г. |
2 |
Ниже среднего | |
Аня Г. |
3 |
Средний | |
Лада К. |
4 |
Средний | |
Маша Л. |
3 |
Средний | |
Света Р. |
3 |
Средний | |
Таня С. |
3 |
Средний |
Из таблицы №1 видно, что в экспериментальной группе выделяются следующие уровни коммуникативных способностей:
- низкий: 1 учений (7%);
- ниже среднего: 2 ученика (14,3%);
- средний: 6 учеников (43%);
- высокий: 3 ученика (21,4%);
- очень высокий: 2 ученика (14,3%).
Доминирующим уровнем в экспериментальной группе является средний (43%). Испытуемые, имеющие данный уровень, не отличаются высоким устойчивым потенциалом коммуникационных способностей.
Вторая серия эксперимента направлена на изучение личностных особенностей испытуемых с помощью методики Кеттела.
Данные, полученные при изучении личностных особенностей в экспериментальной группе, представлены в таблице №2.
Таблица №2.
Показатели личностных особенностей в экспериментальной группе.
Ф.И. |
B |
C |
E |
G |
H |
J |
K |
L |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
Инна К. |
4 |
8 |
5 |
10 |
7 |
3 |
6 |
7 |
8 |
7 |
4 |
4 |
4 |
Лида М. |
1 |
9 |
9 |
8 |
11 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
1 |
3 |
5 |
Сергей С. |
3 |
10 |
11 |
3 |
10 |
1 |
5 |
7 |
3 |
5 |
4 |
2 |
4 |
Олег С. |
4 |
6 |
5 |
3 |
4 |
3 |
6 |
7 |
3 |
4 |
2 |
2 |
1 |
Саша Х. |
1 |
7 |
9 |
9 |
10 |
5 |
6 |
8 |
9 |
7 |
6 |
7 |
7 |
Саша Ю. |
3 |
9 |
9 |
9 |
8 |
2 |
7 |
4 |
8 |
7 |
4 |
7 |
5 |
Лена В. |
3 |
6 |
7 |
8 |
7 |
6 |
7 |
8 |
5 |
5 |
4 |
2 |
1 |
Саша Ц. |
1 |
8 |
10 |
7 |
9 |
2 |
7 |
8 |
8 |
7 |
2 |
6 |
2 |
Надя Г. |
4 |
6 |
9 |
8 |
7 |
5 |
6 |
6 |
9 |
6 |
5 |
6 |
6 |
Аня Г. |
3 |
8 |
8 |
8 |
6 |
6 |
5 |
8 |
4 |
7 |
1 |
6 |
6 |
Из таблицы №2 видно, диагностика личностных выявила в экспериментальной группе следующие особенности: конкретный интеллект (12 чел.), эмоциональная неустойчивость (7 чел.), доминантность, самоуверенность (11 чел.), осторожность, сдержанность (8 чел.), жесткость (13 чел.), хитрость, расчетливость (11 чел.), тревожность, депрессивность (7 чел.), не считаются с общественным мнение (11 чел.).
Таким образом, анализируя результаты 2 серий эксперимента, основываясь на анализе изученной литературы, можно предположить, что на уровень коммуникативных особенностей влияют личностные особенности испытуемых, в результате чего могут возникать затруднения в общении.
Таким образом, данная работа позволила сформулировать следующие выводы:
1. На уровень коммуникативных способностей, а значит и на умение общаться, могут влиять личностные особенности испытуемых, то есть трудности в общении возникают у тех, у кого наблюдаются трудности личностного плана, например, в данной экспериментальной группе были выявлены следующие личностные особенности: самоуверенность, эмоциональная неустойчивость, осторожность, сдержанность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.
2. Коррекционная
работа по профилактике и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первый из выводов
дипломной работы заключается в
том, что, рассматривая причины и
факторы, осложняющие общение
Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует наличие обширной литературы.
/1,4,14,15,17,18,19,20,24,25,
Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности общения у подростков является эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др. Анализ полученных данных исследования, направленного на выявление уровня коммуникативных способностей, показал следующие результаты: выявляются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий – 1 ученик (7%), ниже среднего – 2 ученика (14,3%), средний – 6 учеников (43%), высокий – 2 ученика (14,3%), очень высокий – 3 ученика (21,4%).
ВЫВОДЫ
1. Анализируя причины
затруднения общения, можно
2. Общение является
основной ведущей
- выделяются три
уровня коммуникативных
- предположили, что
на уровень коммуникативных
- результаты полученных
данных по методике теста
- по результатам
полученных данных методики
- коррекционная
работа по профилактике и
- результаты полученных
данных исследования показали, что
при устранении причин, вызывающих
негативные качества личности, у
испытуемых повышается уровень
коммуникативных способностей, что
позволило сделать вывод о
том, что причинами трудностей
в общении подростков могут
выступать их личностные
Полученные данные
позволяют разработать
Информация о работе Некоторые трудности общения в подростковом возрасте