Некоторые трудности общения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:39, курсовая работа

Описание

Целью дипломной работы является выявление основных причин трудностей, возникающих в общении подростков. Задачами дипломной работы являются:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам общения в подростковом возрасте.
2. Изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.

Содержание

Введение
1. Теоретический обзор по проблеме причин, вызывающих трудности общения в подростковом возрасте.
1.1. Подростковый возраст, его особенности.
1.2. Специфика общения в подростковом возрасте.
1.3. .Основные трудности в коммуникативной деятельности.
2. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих затруднения в общении.
2.1. Методики исследований.
2.2. Результаты исследования и их анализ.
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсяк.docx

— 88.98 Кб (Скачать документ)

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

Конец первого столбца.

14.Я думаю, что  слово, противоположное по смыслу  противоположности слова "неточный" – это:

a) небрежный;

b) приблизительный;

c) неверно.

15. У меня всегда  хватает энергии, когда мне  это необходимо:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

16. Меня больше  раздражают люди, которые:

a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;

b) затрудняюсь ответить;

c) создают неудобство для меня, опаздывая на условленную встречу.

17. Я думаю, что:

a) не все надо делать одинаковой тщательно;

b) затрудняюсь сказать;

c) любую работу надо выполнять одинаково тщательно, если вы за нее взялись.

18. Мне всегда  приходится преодолевать смущение:

a) да;

b) возможно;

c) нет.

19. Мои друзья  чаще:

a) советуются со мной;

b) делают и то и другое поровну;

c) дают мне советы.

20. Если приятель  обманывает по мелочам, я скорее  предпочитаю сделать вид, что  не заметил этого, чем разоблачить  его:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

21. Я не могу  равнодушно слушать, как другие  люди высказывают мдеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

a) верно;

b) затрудняюсь ответить;

c) неверно.

22. Меня волнуют  прошлые поступки и ошибки:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

23. Если бы я  одинаково хорошо умел и то  и другое, то я бы предпочел:

a) играть в шахматы;

b) трудно сказать;

c) играть в городки.

24. Мне нравятся  общительные компанейские люди:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

25. Я настолько  осторожен и практичен, что  со мной случается меньше неприятных  неожиданностей, чем с другими  людьми:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

26. Я могу забыть  о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

Конец второго столбца.

27. Какое слово  не связано с другим:

a) кошка;

b) близко;

c) солнце.

28. То, что в некоторой  степени отвлекает мое внимание:

a) раздражает меня;

b) нечто среднее;

c) не беспокоит меня совершенно.

29. Если бы у  меня было много денег, то  я:

a) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти;

b) не знаю;

c) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

30. Люди должны  делать больше, чем они делают  сейчас, требовать соблюдения законов  морали:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

31. Мне говорили, что ребенком я был:

a) спокойным и мог остаться один;

b) не знаю;

c) живым и подвижным.

32. Мне нравилась  бы практическая повседневная  работа с различными установками  и машинами:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

33. Я думаю, что  большинство свидетелей говорят  правду, даже если нелегко для  них:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

34. Я стараюсь  смеяться над шуткам не так громко, как это делает большинство людей:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

35. Я никогда не  чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

36. В музыке я  наслаждаюсь:

a) маршами в исполнении военных оркестров;

b) не знаю;

c) скрипичным соло.

37. Я бы скорее  предпочел провести летний месяц:

a) в деревне с одним или двумя друзьями;

b) затрудняюсь сказать;

c) возглавляя группу в туристическом лагере.

38. Усилия, затраченные  на составление планов:

a) никогда не лишние;

b) трудно сказать;

c) не стоят этого.

39. Необходимые поступки  и высказывания моих приятелей  в мой адрес не обижают меня  и не огорчают:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

Конец третьего столбца.

40. Дом так относится  к комнате, как дерево:

a) к лесу;

b) растению;

c) листу.

41. То, что я делаю,  у меня не получается:

a) редко;

b) иногда;

c) часто.

42. В большинстве  дел я:

a) предпочитаю рискнуть;

b) не знаю;

c) предпочитаю действовать наверняка.

43. Мне больше  нравится человек:

a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;

b) трудно сказать;

c) со средними способностями, но зато умеющих противостоять всяким соблазнам.

44. Я принимаю  решения:

a) быстрее, чем большинство людей;

b) не знаю;

c) медленнее, чем другие люди.

45. На меня большое  впечатление производят:

a) мастерство и изящество;

b) трудно сказать;

c) сила и мощь.

46. Я считаю, что  я человек, склонный к сотрудничеству:

a) да;

b) нечто среднее;

c) нет.

47. Я предпочитаю:

a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;

b) затрудняюсь ответить;

c) советоваться с друзьями.

48. Если человек  не отвечает сразу после того, как я что-нибудь сказал, то  я чувствую, что, должно быть, сказал  какую-нибудь глупость:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

49. В школьные  годы я больше всего получил  знаний:

a) на уроках;

b) трудно сказать;

c) читая книги.

50. Я избегаю общественной  работы и связанной с этим  ответственности:

a) верно;

b) иногда;

c) неверно.

51. Когда вопрос, который надо решить, очень труден  и требует от меня много  усилий, я стараюсь:

a) заняться другими вопросами;

b) затрудняюсь ответить;

c) еще раз попытаюсь решить этот вопрос.

52. У меня возникают  сильные эмоции, тревога, гнев, приступы  смеха и т.д. казалось бы, без  всякой причины:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

Конец четвертого столбца.

53. Я думаю, что  правильное число, которое должно  продолжить ряд 1,2,3,6,5 будет:

a) 10;

b) 5;

c) 7.

54. Иногда у меня  бывают непродолжительные приступы  тошноты и головокружения без  определенной причины:

a) да;

b) иногда или не знаю;

c) нет.

55. Я предпочитаю  скорее отказаться от своего  заказа, чем доставить официанту  лишнее беспокойство.

a) да;

b) иногда;

c) нет.

56. На вечеринке  мне нравится:

a) принимать участие в интересной работе;

b) затрудняюсь ответить;

c) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому.

57. Я высказываю  свое мнение независимо от  того, сколько людей могут его  услышать:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

58. Если бы смог  перенести в прошлое, я бы  больше хотел встретиться:

a) с Колумбом;

b) не знаю;

c) с Пушкиным.

59. Я вынужден  удерживать себя, чтобы не улаживать  чужие дела:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

60. Если люди думают  обо мне плохо, я не стараюсь  переубедить их, а продолжаю поступать  так, как считаю нужным:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

61. Если я вижу, что мой старый друг холоден  со мной и избегает меня, я  обычно:

a) сразу же думаю, что у него плохое настроение;

b) не знаю;

c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

62. Все несчастья  происходят из-за людей:

a) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов;

b) не знаю;

c) которые отвергают новые, многообещающие предложения.

63. Я получаю большое  удовольствие, рассказывая местные  новости:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

64. Аккуратные, требовательные  люди не уживаются со мной:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.

65. Мне кажется,  что я менее раздражительный,  чем большинство людей:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

Конец пятого столбца.

66. Если стрелки  часов встречаются ровно через  65 минут, отмеренные по точным  часам, то эти часы:

a) отстают;

b) идут правильно;

c) спешат.

67. Мне бывает  скучно:

a) часто;

b) иногда;

c) редко.

68. Люди говорят,  что мне нравится делать все  своими оригинальными способами:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.

69. Дома в свободное  время я:

a) болтаю и отдыхаю;

b) затрудняюсь ответить;

c) занимаюсь интересующими меня делами.

70. Я робко и  осторожно отношусь к завязыванию  дружеских отношений с новыми  людьми:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

71. Я считаю, что  то, что люди говорят стихами,  можно точно также выражать  прозой.

a) да;

b) иногда;

c) нет.

72. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь  в дружеских отношениях, могут  оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

a) да, в большинстве случаев;

b) иногда;

c) нет, редко.

73. Я думаю, что  было бы интереснее быть:

a) натуралистом, работать с растением;

b) не знаю;

c) страховым агентом.

74. Я подвержен  беспричинному страх и отвращению  по отношению к некоторым вещам,  некоторым животным:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

75. Я люблю размышлять  о том, как можно было бы  улучшить мир:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

76. Я предпочитаю  игры:

a) где надо играть в команде и иметь партнера;

b) не знаю;

c) где каждый играет сам за себя.

77. Ночью мне снятся  фантастические или нелепые сны:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

78. Если я остаюсь  в доме один, то через некоторое  время ощущаю тревогу и страх:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

79. Если мать Марии  является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?:

a) двоюродным братом;

b) племянником;

c) дядей.

Проверка результатов (в баллах)

b1

c1

b1

c1

a1

c1

79.

b1

a2,b1

a2,b1

b1,c2

a2,b1

b1,c2

b1,c2

   

b1,c2

b1,c2

b1,c2

a2,b1

b1,c2

a2,b1

   

a2,b1

b1,c2

a2,b1

b1,c2

a2,b1

b1,c2

   

a2,b1

b1,c2

b1,c2

a2,b1

a2,b1

b1,c2

   

a2,b1

a2,b1

a2,b1

a2,b1

b1,c2

b1,c2

   

a2,b1

b1,c2

b1,c2

b1,c2

a2,b1

a2,b1

   

b1,c2

a2,b1

a2,b1

a2,b1

b1,c2

b1,c2

   

b1,c2

a2,b1

b1,c2

a2,b1

b1,c2

a2,b1

   

a2,b1

a2,b1

b1,c2

b1,c2

b1,c2

a2,b1

   

a2,b1

b1,c2

a2,b1

a2,b1

b1,c2

b1,c2

   

a2,b1

a2,b1

a2,b1

b1,c2

b1,c2

b1,c2

   

a2,b1

b1,c2

b1,c2

a2,b1

b1,c2

a2,b1

   

Примечание: читать, b-1 балл, с-2 балла, баллы суммировать отдельно по каждому фактору и сравнивать со средними значениями.

Обозначения

Среднее

значение

На 1-1,5 балла ниже

среднего значения.

На 1-1,5 балла выше

среднего значения

1

2

3

4

B

4,05

Интеллект: конкретный

Абстрактное мышление

C

7,5

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная стабильность, зрелость

E

5,5

Подчиненность, застенчивость

Доминантность, самоуверенность, авторитарность

G

7,8

Приспособляемость, беспринципность, подвержен влиянию случая, асоциальным действиям.

Принципиальность, придерживается правил поведения, морали

H

7,7

Робость, осторожность, сдержанность

Смелость, склонность к риску, легко переносит жизненные препятствия

J

7,6

Жесткость, самоуверенность, практичность

Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность

L

4,5

Доверчивость, уживчивость, легко ладит с людьми

Подозрительность, эгоистичность, осторожность

N

5,5

Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность

Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность, изысканность

O

6,58

Спокойствие, уверенность  в себе, жизнерадостность, нервы  не расшатаны

Тревожность, депрессивность, тяготится дурными предчувствиями

Q1

8,1

Консерватизм, придерживается установившихся понятий, принимает  их на веру

радикализм (тяга к новому), экспериментирующий, критически настроенный, аналитически мыслящий

Q2

5,7

Конформизм, зависимость  от группы, компанейский, следует общественному  мнению.

Независимость, предпочитает собственные решения, не считается  с общественным мнением

Q3

6,3

Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинен собственным  страстям

Высокий контроль своих эмоций и поведения, точность в выполнении соп. требований

Q4

6,0

Расслабленность, вялость, спокойствие, лень, низкое рабочее напряжение.

Высокая активность, напряженность, деятельный, взвинченный, высокое рабочее напряжение.


Методика исследования коммуникативных и организаторских  способностей (КОС-1) /6,7/

Цель исследования: выявить уровень коммуникативных  и организаторских способностей и их соответствие требованиям избранной  школьниками будущей профессии.

Инструкция  по применению методики.

Учащимся предлагается ответить на 40 вопросов:

1. Много ли у  вас друзей, с которыми вы постоянно  общаетесь?

2. Часто ли вам  удается склонить большинство  своих товарищей к принятию  ими вашего решения?

3. Долго ли вас  беспокоит чувство обиды, причиненной  вам кем-либо из ваших друзей?

4. Всегда ли вам  трудно ориентироваться в создавшейся  критической ситуации?

5. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли  вам заниматься общественной  работой?

7. Верно ли, что  вам приятнее и проще проводить  время с книгами или за каким-либо  занятием, чем с людьми?

8. Если возникли  некоторые помехи в осуществлении  ваших намерений, то легко ли  вам отступать от них?

9. Легко ли вы  устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?

10. Любите ли вы  придумывать или организовывать  со своими товарищами различные  игры и развлечения?

11. Трудно ли вам  включиться в новые для вас  компании?

12. Часто ли вы  откладываете на другие дни  те дела, которые нужно было  бы исполнить сегодня?

13. Легко ли вам  устанавливать контакты с незнакомыми  людьми?

14. Стремитесь ли  вы добиться, чтобы ваши товарищи  действовали в соответствии с  вашими планами, мнением?

15. Трудно ли вы  осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что  у вас не бывает конфликтов  с товарищами из-за невыполнения  ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли  вы при удобном случае познакомиться  и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в  решении важных дел вы принимаете  инициативу на себя?

19. Раздражают ли  вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что  вы плохо ориентируетесь в  незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли  вам находиться среди людей?

22. Возникает ли  у вас раздражение, если вам  не удается закончить начатое  дело?

23. Испытываете ли  вы чувство затруднения, неудобства  или стеснения, если приходится  проявлять инициативу, чтобы познакомиться  с новым человеком?

24. Правда ли, что  вы утомляетесь от частого  общения с товарищами?

25. Любите ли вы  участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы  проявляете инициативу при решении  вопросов, затрагивающих интересы  ваших товарищей.

Информация о работе Некоторые трудности общения в подростковом возрасте