Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – является изучение и анализ различных видов невербальных коммуникаций.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
1.ознакомиться исследованиями ученых в данной области
2.проанализировать и структурировать информацию по данной теме
3.понять и описать сам процесс невербального общения
4.раскрыть актуальность тем
Содержание:
I.Теоретические положения невербального общения………………….3-17
I.1. введение……………………………………………………………………3-3
I.2. Общие характеристики невербального общения……………..…….…..4-5
I.3. Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы……………………………………………………………………...…..6-6
I.4. Классификация видов невербального общения………………….......…7-8
I.5. Полисенсорная природа невербальной коммуникации………………...8-10
I.6. Кинесика…………………………………………………………….…....11-15
I.7. Проксемика……………………………………………………………...15-16
II. Наблюдения, исследования и интерпретации невербальных сигналов………………………………………………………………………16-17
II.1. Введение…………………………………………………………………18-18
II.2. Ладони человека, как источник информации………………………....19-23
II.3. Выводы…………………………………………………………………..24-24
Список литературы………………………………………………………….25-25
Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
Факультет
иностранных языков
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психология
и педагогика»
Тема:
«Невербальное общение»
Выполнила: Волдырь Е.С.
cтудентка группы 3264/4
Проверила:
Валиева Ф.И.
Санкт-Петербург
2012
Содержание:
I.1.
введение…………………………………………………………
I.2. Общие характеристики невербального общения……………..…….…..4-5
I.5. Полисенсорная природа невербальной коммуникации………………...8-10
I.6. Кинесика…………………………………………………………
I.7.
Проксемика……………………………………………………
II. Наблюдения,
исследования и интерпретации невербальных
сигналов…………………………………………………………
II.1. Введение…………………………………………………………
II.2. Ладони человека, как источник информации………………………....19-23
II.3. Выводы………………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Человек
постоянно испытывает потребность
в общении с другими людьми.
Для осуществления этого
Тема «Невербального общения» актуальна, потому что у читателя появится доступ к информации, благодаря которой он сможет совершать успешные коммуникативные акты, больше узнает о природе собственного поведения и поведения других людей, сможет проанализировать свои ошибки и открыть новые аспекты в понимании окружающих.
Целью данной курсовой работы – является изучение и анализ различных видов невербальных коммуникаций.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
Невербальная
коммуникация (НК) является важнейшим,
наряду со звуковой речью, средством
общения и взаимопонимания
Вместе с тем, понятие невербальной коммуникации выходит далеко за рамки понятия речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации. [5, 2 с.]
Интерпретация тех или иных невербальных сообщений зависит от многих факторов. Например, никакая поза тела или движение не имеют точного значения сами по себе. Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека.
Кроме учета совокупности невербальных сигналов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной интерпретации необходимо учитывать контекст, в котором были воспроизведены эти действия. Одно и тоже сообщение может быть расшифровано по-разному в различных жизненных ситуациях. [6, 8 с.,10 c.]
Очень важно так же учитывать согласованность и несогласованность сигналов. Каждый сигнал всегда соотнесен с ситуацией, в которой находится лицо, за которым наблюдают. Несогласованность при этом может означать следующее:
Несмотря
на то, что проделано много
Немецкий ученый Айбль - Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.
Существуют
также разногласия по поводу того,
являются ли некоторые жесты приобретенными
и культурно обусловленными или
генетическими. Например, большинство
мужчин надевают свое пальто, начиная
с правого рукава, большинство
же женщин начинают надевать пальто с
левого рукава. [ 6, 6 c.]
Все виды невербальных коммуникаций можно классифицировать следующим образом:
1.1. Походка
1.2. Поза
1.3. Жесты
1.4. Мимика
1.5. Визуальный контакт
4.1. Дистанция
4.2. Ориентация
4.3.
Невербальные средства
Одной из важнейших особенностей невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно-тактильного чувства, хеморецепции (обоняние, вкус), терморецепции (чувство тепла — холода). Каждая из этих сенсорных систем или анализаторов информации внешнего мира состоит из трех основных частей: периферической (рецепторной), проводниковой (чувствительный нерв) и центральной, т.е. соответствующих областей мозга, где информация внешнего мира, воспринятая рецепторами, преобразуется (декодируется) в зрительные, слуховые, кожно-тактильные, обонятельные, тепловые ощущения и представления. Центральные области или центры разных сенсорных систем размещены в разных областях мозга (коры головного мозга и подкорки), т.е. пространственно разделены (слуховые— в височной области, зрительные— в затылочной и т.п.).
В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации , которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего, т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т.п.). Через зрительный анализатор передаются сопровождающие речь особенности кинесики, т.е. мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего. Слух и зрение, называемые дистанционными сенсорными системами, являются важнейшими в процессе общения и ориентации человека во внешнем мире. При этом, несмотря на то, что зрением воспринимается большая часть информации внешнего мира (около 80%), значение слуха для формирования интеллектуальной сферы человека гораздо существеннее. Это связано с формированием через слух речевых центров Брока и Вернике , обуславливающих возможность овладения человеком звуковой речью, абстрактно-символическими формами мышления и познания. Сравнительные исследования слепых и глухонемых детей подтверждают эту точку зрения. Использование глухими жестовых и мимических форм общения — кинетическая речь — не компенсирует в полной мере развитие второй сигнальной системы и необходимого уровня интеллектуального прогресса.
Кожно-тактильное
чувство (осязание) имеет важное значение
при дефиците зрительного восприятия
(ориентация в темноте и, особенно,
при отсутствии зрения у слепых).
В последнем случае возможно формирование
информационной связи со слепым с
помощью дактилографии —