Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы – является изучение и анализ различных видов невербальных коммуникаций.

Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

1.ознакомиться исследованиями ученых в данной области
2.проанализировать и структурировать информацию по данной теме
3.понять и описать сам процесс невербального общения
4.раскрыть актуальность тем

Содержание

Содержание:

I.Теоретические положения невербального общения………………….3-17
I.1. введение……………………………………………………………………3-3

I.2. Общие характеристики невербального общения……………..…….…..4-5

I.3. Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы……………………………………………………………………...…..6-6
I.4. Классификация видов невербального общения………………….......…7-8
I.5. Полисенсорная природа невербальной коммуникации………………...8-10

I.6. Кинесика…………………………………………………………….…....11-15

I.7. Проксемика……………………………………………………………...15-16

II. Наблюдения, исследования и интерпретации невербальных сигналов………………………………………………………………………16-17

II.1. Введение…………………………………………………………………18-18

II.2. Ладони человека, как источник информации………………………....19-23

II.3. Выводы…………………………………………………………………..24-24

Список литературы………………………………………………………….25-25

Работа состоит из  1 файл

курсовая невербальное общение.docx

— 78.72 Кб (Скачать документ)

 Санкт-Петербургский  Государственный  Политехнический  Университет

 Факультет иностранных языков 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

 ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

 «Психология и педагогика» 
 

 Тема: «Невербальное общение» 
 
 
 
 
 
 

 Выполнила: Волдырь Е.С.

 cтудентка группы 3264/4

 Проверила: Валиева Ф.И. 

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

  1. Теоретические положения невербального общения………………….3-17

I.1.  введение……………………………………………………………………3-3

I.2. Общие  характеристики  невербального общения……………..…….…..4-5

I.3. Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы……………………………………………………………………...…..6-6

I.4. Классификация видов невербального общения………………….......…7-8

I.5. Полисенсорная природа невербальной коммуникации………………...8-10

I.6. Кинесика…………………………………………………………….…....11-15

I.7.  Проксемика……………………………………………………………...15-16

II. Наблюдения, исследования и интерпретации невербальных сигналов………………………………………………………………………16-17

II.1. Введение…………………………………………………………………18-18

II.2. Ладони человека, как источник информации………………………....19-23

II.3. Выводы…………………………………………………………………..24-24

Список  литературы………………………………………………………….25-25 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические положения невербальной коммуникации
  1. Введение:

Человек постоянно испытывает потребность  в общении с другими людьми. Для осуществления этого общения  человек использует 2 вида коммуникаций – вербальные (языковые сигналы) и невербальные (неязыковые сигналы). Их так же называют цифровые и аналоговые сигналы. Для того, чтобы коммуникация достигла своей цели (получение информации, побуждение и т. д.)  человеку требуется учитывать сразу 2 вида сигналов. П. Вацлавик на этом основании различает два уровня, на которых одновременно осуществляется общение между людьми, — уровень содержания, передающий цифровую информацию, выраженную словами, то есть то, что хочет сказать говорящий, и уровень отношения, передающий аналоговую информацию, в которой выражено отношение говорящего или к произносимым словам, или к слушателю.

Тема  «Невербального общения» актуальна, потому что у читателя появится доступ к информации, благодаря которой он сможет совершать успешные коммуникативные акты, больше узнает о природе собственного поведения и поведения других людей, сможет проанализировать свои ошибки и открыть новые аспекты в понимании окружающих.

Целью данной курсовой работы – является изучение и анализ различных видов невербальных коммуникаций. 

Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи: 

  1. ознакомиться исследованиями ученых в данной области
  2. проанализировать и структурировать информацию по данной теме
  3. понять и описать сам процесс невербального общения
  4. раскрыть актуальность тем
  5. Общие характеристики невербального общения

Невербальная  коммуникация (НК) является важнейшим, наряду со звуковой речью, средством  общения и взаимопонимания людей. Традиционно принято отождествлять речь со словом, т.е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Но между тем невербальные сигналы, как бы «между слов», несут весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т.п. Таким образом, невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.

Вместе  с тем, понятие невербальной коммуникации выходит далеко за рамки понятия  речевого общения, поскольку имеет  самостоятельное значение и реализуется  во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации. [5, 2 с.]

Интерпретация тех или иных невербальных сообщений  зависит от многих факторов. Например, никакая поза тела или движение не имеют точного значения сами по себе. Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека.

Кроме учета совокупности невербальных сигналов и соответствия между словами  и телодвижениями, для правильной интерпретации необходимо учитывать  контекст, в котором были воспроизведены эти действия. Одно и тоже сообщение может быть расшифровано по-разному в различных жизненных ситуациях. [6, 8 с.,10 c.]

Очень важно так же учитывать согласованность  и несогласованность сигналов. Каждый сигнал всегда соотнесен с ситуацией, в которой находится лицо, за которым наблюдают. Несогласованность при этом может означать следующее:

  1. Несоответствие между поведением и произносимыми словами
  2. Несоответствие между наблюдаемым сигналом и нашими ожиданиями.
  3. Несоответствие между наблюдаемыми сигналами и нашим ожиданием может привести также к мнимой несогласованности, если наш собеседник не предчувствует того, какую реакцию мы предполагаем увидеть.
  4. Личное несоответствие. Если ваш шеф всегда подчеркнуто сдержан в обращении со своими подчиненными, даже в ситуациях, когда не грех и вспылить, то вы ожидаете, что он постоянно будет вести себя подобным образом. Чем лучше вам известен человек, тем с большей вероятностью можно предвидеть его аналоговую реакцию. Если же на самом деле все происходит не совсем так, тогда мы говорим, что этот человек сегодня «не похож на себя», «не в себе». Тем самым мы имеем в виду личное несоответствие.
  5. Наконец, может иметь место фактор кажущегося несоответствия в жестах, которого, в сущности, нет. Некоторые люди при разговоре немотивированно размахивают руками или ритмично стучат по столу, хотя ничего дополнительного этим они, собственно, сказать не хотят. Эти аналоговые сигналы кажутся не имеющими никакого отношения к произносимым словам и так же воспринимаются как несоответствующие. [1, 28 c.]
  1. Врожденные, Генетические, Приобретенные  и Культурно Обусловленные  Сигналы.

Несмотря  на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или  приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через  наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми  людьми, которые не могли бы обучиться  невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников -обезьян и макак.

Немецкий  ученый Айбль - Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоции, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.

Существуют  также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или  генетическими. Например, большинство  мужчин надевают свое пальто, начиная  с правого рукава, большинство  же женщин начинают надевать пальто с  левого рукава. [ 6, 6 c.] 

  1. Классификация видов невербального  общения

Все виды невербальных коммуникаций можно классифицировать следующим образом:

  1. Кинесика - общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте.

      1.1. Походка 

      1.2. Поза 

      1.3. Жесты 

      1.4. Мимика 

      1.5. Визуальный контакт 

  1. Голосовые характеристики

           2.1. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

           2.2. Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими  и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

  1.  Такесика - изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуи. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.
  2. Проксемика - Одним из первых пространственную структуру начал изучать американский антрополог Эдуард Т. Холл, который в начале 60-х годов ввел термин «проксемика» (proximity - «близость»). Сам Э. Холл называл проксемику «пространственной психологией». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

      4.1. Дистанция 

      4.2. Ориентация 

      4.3. Невербальные средства повышения  делового статуса 

  1. Полисенсорная природа невербальной коммуникации

Одной из важнейших особенностей невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно-тактильного чувства, хеморецепции (обоняние, вкус), терморецепции (чувство тепла — холода). Каждая из этих сенсорных систем или анализаторов информации внешнего мира состоит из трех основных частей: периферической (рецепторной), проводниковой (чувствительный нерв) и центральной, т.е. соответствующих областей мозга, где информация внешнего мира, воспринятая рецепторами, преобразуется (декодируется) в зрительные, слуховые, кожно-тактильные, обонятельные, тепловые ощущения и представления. Центральные области или центры разных сенсорных систем размещены в разных областях мозга (коры головного мозга и подкорки), т.е. пространственно разделены (слуховые— в височной области, зрительные— в затылочной и т.п.).

В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации , которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего, т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т.п.). Через зрительный анализатор передаются сопровождающие речь особенности кинесики, т.е. мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего. Слух и зрение, называемые дистанционными сенсорными системами, являются важнейшими в процессе общения и ориентации человека во внешнем мире. При этом, несмотря на то, что зрением воспринимается большая часть информации внешнего мира (около 80%), значение слуха для формирования интеллектуальной сферы человека гораздо существеннее. Это связано с формированием через слух речевых центров Брока и Вернике , обуславливающих возможность овладения человеком звуковой речью, абстрактно-символическими формами мышления и познания. Сравнительные исследования слепых и глухонемых детей подтверждают эту точку зрения. Использование глухими жестовых и мимических форм общения — кинетическая речь — не компенсирует в полной мере развитие второй сигнальной системы и необходимого уровня интеллектуального прогресса.

Кожно-тактильное чувство (осязание) имеет важное значение при дефиците зрительного восприятия (ориентация в темноте и, особенно, при отсутствии зрения у слепых). В последнем случае возможно формирование информационной связи со слепым с  помощью дактилографии — восприятия буквенных и других знаков, выполненных  в осязаемой форме (например, выпуклые контуры), считываемых поверхностью ладони или пальцами. К кожной рецепции принадлежит и тепловое чувство (терморецепция), имеющее существенное значение при ориентации в окружающем мире. Жизненно важное значение терморецепции состоит, в частности, в том, что она стоит на страже организма, предупреждая о разрушительных для него воздействиях жары или холода.

Информация о работе Невербальное общение