Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы – является изучение и анализ различных видов невербальных коммуникаций.

Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

1.ознакомиться исследованиями ученых в данной области
2.проанализировать и структурировать информацию по данной теме
3.понять и описать сам процесс невербального общения
4.раскрыть актуальность тем

Содержание

Содержание:

I.Теоретические положения невербального общения………………….3-17
I.1. введение……………………………………………………………………3-3

I.2. Общие характеристики невербального общения……………..…….…..4-5

I.3. Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы……………………………………………………………………...…..6-6
I.4. Классификация видов невербального общения………………….......…7-8
I.5. Полисенсорная природа невербальной коммуникации………………...8-10

I.6. Кинесика…………………………………………………………….…....11-15

I.7. Проксемика……………………………………………………………...15-16

II. Наблюдения, исследования и интерпретации невербальных сигналов………………………………………………………………………16-17

II.1. Введение…………………………………………………………………18-18

II.2. Ладони человека, как источник информации………………………....19-23

II.3. Выводы…………………………………………………………………..24-24

Список литературы………………………………………………………….25-25

Работа состоит из  1 файл

курсовая невербальное общение.docx

— 78.72 Кб (Скачать документ)

Наконец, хеморецепция, представленная такими анализаторами как обоняние и  вкус — в свете современных  научных исследований — служит весьма значимым информационным каналом невербальной коммуникации. Помимо обыденных запахов, излучаемых человеческим телом и свидетельствующих о состоянии здоровья, гигиены и т. п., излучаются запахи, создаваемые специфическими для мужчин и женщин веществами — феромонами. В обонятельной системе человека обнаружен парный рецепторный феромононазальный орган (ФИО), реагирующий на ничтожные концентрации феромонов. Феромоны, в разной степени выраженные у разных людей в разные возрастные периоды и в разных психологических состояниях, оказывают сильное (причем, подсознательное) влияние на формирование симпатий и антипатий людей противоположного пола (т.е. половой привлекательности) и, таким образом, играют важнейшую роль в качестве невербального межполового средства воздействия. На этом основании ряд ученых причисляет ФИО к третьему по важности органу чувств человека после слуха и зрения (Г. Шустер, 1996).

Таким образом, полисенсорная природа невербальной коммуникации обеспечивает возможность восприятия человеком практически всех биологически и социально значимых видов информации внешнего мира Важно отметить, что в процессе непосредственного речевого общения происходит: во-первых, взаимодействие всех видов невербальной информации, передаваемой по разным сенсорным каналам, а во-вторых, взаимодействие всех видов невербальной информации с собственно речевой вербальной информацией. Этим обеспечивается высокая надежность адекватного восприятия и взаимопонимания людей в процессе общения. [5, 6 c.]

  1. Кинесика

Хотелось бы более конкретно рассмотреть  науку кинесику.

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телод-вижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслаб-ление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.) [4, 125 с.].

     6.1. Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы - движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках). Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Их можно классифицировать следующим образом:

1. Иллюстраторы - описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание, Например, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличивается энтузиазм говорящего или когда кажется, что слушающий не понимает говорящего.

2. Конвенциональные  жесты, или эмблемы используются  при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т. п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто их используют вместо слов, которые неловко высказать вслух. Поэтому все неприличные жесты попадают в эту категорию.

3. Модальные жесты - жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации.

4. Жесты,  используемые в различных ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.) [1, 114 с.].

Немецкий  психолог Вера Биркенбил в целом подразделяет все жесты на широкие и мелкие. Она подчеркивает, что чем сильнее выражаемое чувство, тем больше проявляется жестикуляция. Соответственно широкие жесты характерны для экспансивной натуры, склонной к открытому проявлению сильных чувств. Поскольку широкое движение притягивает к себе внимание, его используют те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть свою значимость, -  люди властолюбивые, тщеславные и хвастливые.

    6.2. Мимика  это изменения, которые можно наблюдать на лице человека. При этом мы учитываем не только черты лица, контакт глаз и направление взгляда, но и психосоматические процессы, например побледнение лица.

Многие  специалисты считают, что наша способность к мимике является врожденной и, вероятно, прошла долгий путь развития за миллионы лет эволюции. Это означает, что не имеет никакого значения то, откуда вы родом или как воспитывались, так как мимические выражения являются настоящим «мировым языком». Наиболее известным среди психологов, успешно занимающихся этими проблемами, является доктор Пол Экман, работающий в Америке. Он полагает, что можно насчитать шесть видов эмоций, которые совершенно одинаково отражают человеческие лица в любой точке земного шара. По мнению доктора Экмана, люди, вне зависимости от их опыта и житейской искушенности, с легкостью способны читать на лицах окружающих и даже по фотографиям, такие эмоции, как страх, радость, удивление и др. [2, 48 c.]

Истинные  чувства отражаются на нашем лице потому, что мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мыслям и  намерениям.

Лицо  можно разделить на следующие  области:

  1. Область лба (включая брови).
  2. Средняя часть лица, то есть область глаз, носа и щек (большинство авторов включают сюда также и верхнюю губу).
  3. Область рта (или нижней губы) и подбородка.

К мимике  так  же относятся сигналы, передаваемые глазами. Наука, занимающаяся этим вопросом, называется окулистика.

При дневном  свете зрачки могут расширяться  и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от положительного к отрицательному, и наоборот. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться, при этом получаются так называемые "глаза-бусинки" или "змеиные" глаза.

При интерпретации  взгляда так же  необходимо обращать внимание не только на зрачок, но и на сам глаз, вернее на движение глазного века.

6.3. Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят.

Как различается  язык телодвижений у разных народов, так и долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации  он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее в шею, чем на лицо. [ 6, 69 c.]

6.4. Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как  одного из невербальных средств общения  указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.

6.5. Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

В исследованиях  психологов люди узнавали по походке  такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что  «тяжелая» походка характерна для  людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

  1. Такесика

В цивилизационном обществе прикосновение к другому человеку обусловлено целым рядом социальных норм и ограничений и поэтому является достаточно ярким элементом общения, хотя очень выразительным. У представителей разных культур прикосновение имеет разное значение. Функция прикосновения заключается в усилении контакта, его эмоциональной, личностной стороне. [7, 191 c.]

Люди  прикасаются друг к другу по равным причинам, разными способами и в разных местах. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:

1) профессиональные - они носят безличный характер, человек при этом воспринимается  только как объект общения  (осмотр врача);

2) ритуальные - рукопожатия, дипломатические поцелуи;

3) дружеские;

4) любовные 

Рукопожатия. Обмен рукопожатием является реликтом первобытнообщинной эры. Когда встречались первобытные люди, они протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед для того, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения и появились его модификации, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие. Современная форма этого древнего приветственного ритуала выражается в том, что люди протягивают друг другу руки и слегка встряхивают их, что в большинстве англоязычных стран делается в моменты приветствия и прощания. Обычно при рукопожатии сцепленные руки покачивают от 3 до 7 раз.

Рукопожатие может много сказать о характере  человека. Положение руки во время  рукопожатия, сила сжимания и расстояние между людьми несет невербальную информацию.

  1. Проксемика

Проксемика - это использование пространственных отношений при коммуникации. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Специальные исследования показали, что они существенно отличаются в разных культурах и являются довольно значимыми для коммуникации [4, 214 с.].

Личная  территория человека. Человек обладает своей собственной воздушной  оболочкой, окружающей его тело, ее размеры зависят от плотности  населения людей в месте его  проживания. Следовательно, размеры  личной пространственной зоны социально  и национально обусловлены. Если представители одной нации, например, японцы, привычны к перенаселенности, другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять  дистанцию.

Социальное  положение человека может тоже быть значимым при описании расстояния, на котором человек держится по отношению  к другим людям, и этот вопрос будет  обсуждаться ниже.

Зональные Пространства. Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли. он в Северной Америке, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны.

1. Интимная  зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.

2. Личная  зона (от 46 см до 1,2 метра). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль - вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

3. Социальная  зона (от 1,2 до 3,6 метров). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.

4. Общественная  зона (более 3,6 метра). Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории. [6, 13 c .] 

Информация о работе Невербальное общение