Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:28, реферат

Описание

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Содержание

Введение 2
1. Понятие невербального общения 3
2. Виды невербальных средств общения. 4
2.1 Кинесика 5
2.1.1 Жесты 5
2.1.2 Мимика 7
2.1.3 Окулистика 9
2.1.4 Поза 10
2.1.4.1 Позы во время сна. 12
2.2 Проксемика. 14
Заключение. 19
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ ДОКЛАД НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

    Телодвижения  могут также употребляться для выражения желания окончить, либо начать разговор. В американской культуре применяется несколько жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому, либо окончить беседу:

    1) наклониться вперед;

    2) закончить глядеть собеседнику в глаза;

    3) поменять позу;

    4) частенько кивать головой;

    5) касаться обеими ногами пола.

    Эти тонкие намеки имеют, как правило, эффект и меняют характер общения. Представьте  себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно глядит на часы, то и дело стучит ногами по полу и частенько перестает на вас глядеть. Эти сигналы традиционно говорят о том, что ему нужно идти.

    В тоже время, ошибочное употребление жестов может привести к серьезным  недоразумениям. Так, обширно известен пример, когда один американский политик был с визитом в Латинской Америке. В собственных речах он постоянно подчеркивал, что США желают оказать помощь данной стране, демонстрировал свое дружелюбие и размещение окружающим. Но его поездка не увенчалась фурором. Его самой большой ошибкой было то, что, сходя с трапа самолета, он показал, всеми узнаваемый, американский жест - ОК, не подозревая о том, что в Латинской Америке это совсем неприличный жест.[6]

    2.1.2 Мимика

    Мимика - представляет собой все конфигурации выражения лица человека, которые можно следить в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо напарника по общению вольно, либо невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица дозволяет получать обратную связь о том, соображает наш партнер, либо нет. Ведь, человеческое лицо пластично и может воспринимать самые различные выражения. Конкретно мимика дозволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев удивление, ужас и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов. Лучше всего изучена улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику, либо снисхождение к нему, свое не плохое настроение, либо притворство по отношению к партнеру, а также просто показать не плохое воспитание.

    Мимика  складывается из спонтанных и случайных  мимических реакций. Развитие мимики стало  вероятным потому, что человек  может управлять каждым отдельным  мускулом собственного лица. В связи с этим, осознанный контроль над выражением лица, позволяет нам усиливать, сдерживать, либо скрывать переживаемые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на её согласованность со словесными высказываниями. Пока меж мимикой и словами есть согласованность, мы традиционно не воспринимаем её раздельно. Как лишь несогласованность становится довольно сильной, это сходу же кидается в глаза даже неопытному человеку.

    Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выразительной и чёткой в согласовании с характером и содержанием процесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувеличить нашу удовлетворенность при получении подарка, либо представить себя более огорченным, чтобы наказать дитя. Но разные формы проявления человеческих эмоций часто имеют специфичный характер: к примеру, хохот во всех западных странах ассоциируется с шуткой и радостью. В стране восходящего солнца хохот является признаком смущения и неуверенности, и поэтому время от времени появляются ситуации непонимания, когда европеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает таковой особенности японской культуры, то его гнев возрастает, так как он думает, что над ним смеются.

    Довольно  часто мы попадаем в ситуации, когда  нам приходится сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть, либо не оскорбить близких или знакомых. Решающим фактором при этом оказываются культурные традиции. Если в согласовании с нормами данной культуры мужчина не обязан публично проявлять ужас или открыто рыдать, ему придется сдерживать свои эмоции, если же нет, он будет осужден публичным мнением. Есть ситуации, когда мы обязаны маскировать свои эмоции: ревность, разочарование и др. Люди в разной степени способны контролировать свою мимику, но всем нам приходится обучаться это делать, равно как и интерпретировать мимику остальных людей.

    Хотя  многие исследователи согласны с  тем, что люди различных культур  одинаково реагируют на некие  раздражители, эмоции в различных  культурах выражаются по-разному. Считается, что печаль, счастье и отвращение проявляются одинаково всеми людьми. Остальные эмоции могут выражаться очень неоднозначно. Например, немцы лучше, чем американцы изображают отвращение, но не выражают печали и гнева. [6]

    2.1.3 Окулистика

    Окулистика  - внедрение движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. С помощью глаз также можно выразить богатую палитру человеческих чувств и эмоций. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки, либо, напротив, прекращения общения, он также может указывать на окончание высказывания или беседы в целом. Мастера частенько сравнивают взор с прикосновением, он психологически уменьшает дистанцию между людьми. Поэтому долгий взор (в особенности на представителя противоположного пола) может быть признаком влюбленности. Совместно с тем, частенько, такой взор вызывает беспокойство, ужас и раздражение. Прямой взор может восприниматься и как угроза, рвение доминировать. Исследования проблем окулистики проявили, что человек способен принимать чужой взор без дискомфорта не более трех секунд.

    Тем не менее, в западных культурах прямой взор считается принципиальным при  общении. Если человек не глядит на собственного напарника, то окружающие принимают его за неискреннего человека и считают, что ему нельзя доверять. Американцы традиционно не доверяют тому, кто не глядит им в глаза. Отсутствие прямого взора тоже может быть воспринято с беспокойством. Умышленный отказ от такового взора является средством манипулирования зависимым партнером, которому, таким образом, показывают, что он не интересен и общение с ним в тягость.

    Визуальный  контакт может варьироваться  в зависимости от того, какой человек, какого пола находится в контакте. Традиционно доминирующие и социально  уравновешенные личности вступают в визуальный контакт чаще. Дамы делают это чаще, чем мужчины. Так, в США внедрение визуального контакта ведет к росту доверия между людьми. Но взор североамериканца, хотя и ориентирован на собеседника, постоянно переходит от одного глаза к другому и даже может быть отведен в сторону. А англичан учат глядеть на говорящего, сфокусировав взор на одной точке. Как правило, азиатским дамам не разрешается глядеть в глаза иным людям, в особенности незнакомым мужчинам. Подчиненные там тоже не глядят в лицо начальнику. Просто во многих культурах Азии формой выражения уважения к человеку является  - запрещение внимательно глядеть на него.[8]

    Как и остальные элементы невербальной коммуникации, «поведение глаз» различается  в различных культурах и может стать причиной непонимания в межкультурной коммуникации. К примеру, если в США белый преподаватель делает замечание черному студенту, он в ответ опускает глаза, вместо того, чтобы прямо глядеть на преподавателя, тот может разозлиться. Дело в том, что темные американцы расценивают опущенный взор как проявление уважения, а белые американцы расценивают как символ уважения и внимания - прямой взор. Камбоджийцы считают, что встретить взор другого человека является оскорблением, так как это означает вторжение в их внутренний мир, отвести глаза тут считается признаком хорошего тона.

    Подмигивание  у северных американцев значит, что  им что-то ужасно надоело, либо оно становится знаком флирта. Если нигерийцы подмигивают своим детям, для тех это символ уйти из комнаты. А в Индии и Таиланде подмигивание будет рассматриваться как оскорбление.

    2.1.4 Поза

    Существенным  аспектом кинезиса является поза - положение  человеческого тела и движения, которые воспринимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека. По позе можно судить, напряжен человек, либо раскован, настроен на беседу, либо желает поскорее уйти.

    Принято около 1000 разных устойчивых положений, которые способно воспринимать человеческое тело. В коммуникативистике при общении  принято выделять три группы поз:

    1) Включение, либо исключение из ситуации (открытость, либо закрытость для контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

    2) Доминирование, либо зависимость.  Доминирование проявляется в  «нависании» над партнёром, похлопывании  его по плечу, руке на плече  собеседника. Зависимость - взор  снизу вверх, сутулость.

    3) Противостояние, либо гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза постоянно синхронизирована с позой напарника, открыта и свободна.

    Как и остальные элементы кинезиса, позы различаются не в различных культурах, а в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах. Так, практически все западные люди посиживают на стуле, положив ногу на ногу. Но если этот человек, находясь в Таиланде, сядет так и направит свою ногу на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным. Дело в том, что тайцы считают ногу самой противной и низкой частью тела. Если северо-американский студент может посиживать перед доктором так, как ему комфортно, в африканских и азиатских культурах это сочтут за отсутствие уважения и почтительности.

    С позой тесновато связана походка  человека. Её характер показывает как  на физическое самочувствие и возраст  человека, так и на его эмоциональное  состояние. Важнейшими факторами походки  человека являются ритм, скорость, длина шага, степень напряженности, положение верхней части тела и головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги. Эти характеристики сформировывают различные типы походки - ровной, плавной, уверенной, жесткой, тяжеленной, виноватой и др.

    Походка с резко выпрямленной верхней  части тела производит впечатление  гордого вышагивания (как на ходулях) и выражает надменность и высокомерие. Ритмичная походка, как правило, является свидетельством воодушевленного  и веселого настроения человека. Походка размашистыми, большими шагами является выражением целеустремленности, предприимчивости и усердия её владельца. Если при ходьбе раскачивается верхняя часть тела и активно двигаются руки, то это служит верным признаком того, что человек находится во власти собственных переживаний и не хочет поддаваться чему-либо влиянию. Короткие и маленькие шаги показывают, что человек с таковой походкой держит себя в руках, демонстрируя осторожность, расчетливость и в то же время изворотливость. И, наконец, волочащаяся, медленная походка говорит либо о нехорошем настроении, либо об отсутствии заинтересованности; люди с такой походкой, чаще всего, «ершисты», не владеют достаточной дисциплиной.

    Последним элементом кинесики является манера, одеваться, которая целиком обусловлена спецификой той, либо другой культуры, в особенности, много нам может сказать одежда человека. В каждой культуре есть модели одежды, способные сказать нам о социальном статусе человека (дорогой костюм, либо рабочая роба), время от времени по одежде, мы узнаем о событиях в жизни человека (свадьба, похороны). Форменная одежда показывает на профессию её владельца. Так, человек в полицейской форме уже одним своим присутствием может призвать к порядку. Одежда может выделить человека, сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться в толпе. [2]

    2.1.4.1 Позы во  время сна

    С давних времен утверждалось, что позы человека выражают его мысли и  чувства, желания и характер. То же относится и к позам, которые  человек принимает во время сна. Однако, научное подтверждение эта теория получила совсем недавно. Американский ученый – С. Данкелла давно занимался изучением психических и психологических процессов сна. Он собрал обширную статистическую информацию, которая позволила определить основные зависимости и выявить закономерности.

    За  ночь человек принимает несколько  поз, причем их характер зависит также  от времени и стадии сна. Как только человек засыпает, или когда он еще находится в начальном  состоянии сна – он принимает  так называемые «альфа» позы. Когда же человек проваливается на более глубокую стадию сна – «альфа» поза сменяется «омега» позой, которая является основной, для определения характера и психотипа человека. Эта поза является наиболее предпочтительной для спящего и он, как правило, проводит в ней большую часть ночи – какие бы позы он не принимал в течение ночи, он всегда будет возвращаться в какую-то одну, которая является для него наиболее привычной и комфортной. Кроме того, если человек просыпается в конце очередной стадии сна, то при пробуждении он находится именно в этой позе (правда это не относится к пробуждению по будильнику, звонок которого может застать нас в любой из стадий сна).

    В своей книге «Поза спящего - ночной язык человека" С. Данкелл определил четыре основные позы, характеризующие характер и психотипы спящих. Как правило, все остальные позы можно охарактеризовать с их помощью или с помощью комбинирования характеристик каждой конкретной позы.

    1. Первая поза характеризуется  положением спящего на боку, при  этом ноги согнуты и подтягиваются к животу, а сам человек обнимает одеяло или сам себя. Как правило, человек забивается в дальний угол кровати или стремится занять пространство у стены. Эта поза говорит о том, что человек боится реальной жизни и не хочет участвовать в событиях, которые проходят мимо него. Этим людям крайне необходим лидер, покровитель или защитник, который сможет защитить их от трудностей реальной жизни и взять опеку над ним и отвественность на себя.

Информация о работе Невербальное общение