Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:26, курсовая работа
Цель исследования – исследовать образно-логическое мышление у детей 5-6 лет с ЗПР.
Задачи.
1. Проанализировать учебные материалы, посвященные данной проблеме;
2. Исследовать образно-логическое мышление у детей с ЗПР 5-6 лет;
3. Анализ полученных данных.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5
1.1 Мышление, как психический процесс 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 10
1.3 ЗПР как фактор депривации психического развития 14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 16
2.1 Организация и ход исследования 16
2.2 Анализ интерпретации результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Федеральное агентство по образованию
Российский
государственный университет
Кафедра
специальных психолого-педагогических
дисциплин
Образно-логическое мышление детей 5-6 лет с ЗПР
Курсовая
работа
Работа сдана « » 2010г.
Калиниград
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
1.1 Мышление,
как психический процесс
1.2
Психолого-педагогическая характеристика
детей старшего дошкольного возраста
с ЗПР
1.3 ЗПР
как фактор депривации психического развития
ГЛАВА
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
2.1 Организация
и ход исследования
2.2 Анализ интерпретации
результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
ВВЕДЕНИЕ
Мы считаем, что актуальность данной темы в наше время особо велика, поскольку последние несколько лет проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется много споров. Все связано с тем, что само отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, сложно по своей структуре и требует пристального и тщательного анализа. Между тем, диагноз ЗПР очень популярен среди врачей, что некоторые из них, опираясь на минимальное количество информации и фактов, ставят ребенку такой диагноз, часто не задумываясь о последствиях. Поэтому мы считаем важным, изучить проблему ЗПР и ее структуру как можно глубже. И эту работу посвящаем образно-логическому мышлению детей с ЗПР, одной из важнейших подструктур. Так как именно эта форма мышления является одной из базовых и чем лучше она будет развита, тем легче произойдет переход к более сложным формам мышления. Ведь известно, что образно-логическое мышление в школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.
Актуальность проблемы выбранной темы курсовой работы заключается в изучении и экспериментальном исследовании особенностей образно-логического мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования мышление, как психический процесс.
Предмет – образно-логическое мышление детей с ЗПР.
Цель
исследования – исследовать образно-логическое
мышление у детей 5-6 лет с ЗПР.
Задачи.
1. Проанализировать учебные материалы, посвященные данной проблеме;
2.
Исследовать образно-
3. Анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: дети с ЗПР испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень образно-логического мышления. Недостатки такого вида мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, формированию логических связей между объектами, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы; экспериментальные – тестирование.
Методики: «Нелепицы», «Времена года», «Исключение лишнего».
Выборка: 10 детей 5-6 летнего возраста.
Опытно-экспериментальная база: МДОУ ЦРР Детский сад № 7, адрес: г. Калининград, ул. Вогоностроительная,7.
Структура
работы. Цели и задачи данной работы предопределяют
её следующую структуру: введение, две
главы, заключение, список литературы
и приложения.
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Отражая действительность на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о предметах и явлениях окружающего мира, которые фиксируются в сознании в виде зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и иных образов. Однако такой информации об объективном мире человеку недостаточно для удовлетворения различных потребностей жизнедеятельности. Исчерпывающие знания о предметах и явлениях действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятиях сущности человек постигает мышлением.
Мышлением, как психологическим процессом заинтересовалась еще в начале XX века Вюрцбургская школа психологов (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы. [8]
Так же ярким деятелем, трудившимся над данной проблемой, был наш соотечественник С. Л. Рубинштейн. Мышление, по Рубинштейну, это познавательный процесс: «Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия. Ощущение является источником, и притом единственным источником, нашего познания действительности. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые непосредственно чувственно не данные абстрактные свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях». [7]
Среди деятелей, занимавшихся проблемой изучения мышления, были такие яркие представители как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.
Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. [5; 55]
Виды мышления:
Выделяют различные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.
Репродуктивное мышление – это воспроизводящее мышление.
Продуктивное мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы. [9]
Качества мышления:
Глубина.
Проявляется в степени
Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами.
Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи.
Критичность.
Отражает способность человека правильно
оценить как объективные
Быстрота.
Проявляется в способности
Практическое
мышление представляет собой мышление
действиями, логическое является мышлением
понятиями, образное мышление – это
мышление представлениями, наглядными
образами. [4; 308]
Мыслительные операции
В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию, абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. [9]
Мышление
является высшим познавательным процессом.
Оно представляет собой форму творческого
отражения человеком действительности,
порождающую такой результат, которого
в самой действительности или у субъекта
на данный момент времени не существует.
Мышление человека также можно понимать
как творческое преобразование имеющихся
в памяти представлений и образов. [10]
Информация о работе Образно-логическое мышление детей 5-6 лет с ЗПР