Образно-логическое мышление детей 5-6 лет с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования – исследовать образно-логическое мышление у детей 5-6 лет с ЗПР.


Задачи.

1. Проанализировать учебные материалы, посвященные данной проблеме;

2. Исследовать образно-логическое мышление у детей с ЗПР 5-6 лет;

3. Анализ полученных данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5


1.1 Мышление, как психический процесс 5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 10

1.3 ЗПР как фактор депривации психического развития 14


ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 16



2.1 Организация и ход исследования 16

2.2 Анализ интерпретации результатов 20



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 165.43 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Российский  государственный университет имени  И. Канта

Кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин 
 

Образно-логическое мышление детей 5-6 лет с ЗПР

Курсовая  работа 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работа  сдана «      »                     2010г.

                                                                                                     оценка: ___________                                                     

                                                                              

 Калиниград

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                               3 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР                                                                                     5  

1.1 Мышление, как психический процесс                                                                5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР                                                                                                            10

1.3 ЗПР как фактор депривации психического развития                                       14 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР                                                                               16 
 

2.1  Организация  и ход исследования                                                                      16

2.2 Анализ интерпретации результатов                                                                 20 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                         24 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                        26 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                                     27

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                                     28

ПРИЛОЖЕНИЕ 3                                                                                                      29     

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Мы считаем, что актуальность  данной темы в наше время  особо велика, поскольку последние несколько лет проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется много споров. Все связано с тем, что само отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, сложно по своей структуре и требует пристального и тщательного анализа. Между тем, диагноз ЗПР очень популярен среди врачей, что некоторые из них, опираясь на минимальное количество информации и фактов, ставят ребенку такой диагноз, часто не задумываясь о последствиях. Поэтому мы считаем важным, изучить проблему ЗПР и ее структуру как можно глубже. И эту работу посвящаем образно-логическому мышлению детей с ЗПР, одной из важнейших подструктур. Так как именно эта форма мышления является одной из базовых и чем лучше она будет развита, тем легче произойдет переход к более сложным формам мышления. Ведь известно, что образно-логическое мышление в школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.

    Актуальность  проблемы выбранной темы курсовой работы заключается в изучении и экспериментальном исследовании особенностей образно-логического мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.

       Объект исследования мышление, как психический процесс.

       Предмет – образно-логическое мышление детей с ЗПР.

    Цель  исследования – исследовать образно-логическое мышление у детей 5-6 лет с ЗПР. 

    Задачи.

    1. Проанализировать учебные материалы, посвященные данной проблеме;

    2. Исследовать образно-логическое  мышление у детей с ЗПР 5-6 лет;

    3. Анализ полученных данных.

    Гипотеза  исследования: дети с ЗПР испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень образно-логического мышления. Недостатки такого вида мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, формированию логических связей между объектами, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза.

    Методы  исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы; экспериментальные – тестирование.

    Методики: «Нелепицы», «Времена года», «Исключение  лишнего».

    Выборка: 10 детей 5-6 летнего возраста.

    Опытно-экспериментальная  база: МДОУ ЦРР Детский сад № 7, адрес: г. Калининград, ул. Вогоностроительная,7.

    Структура работы. Цели и задачи данной работы предопределяют её следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. 

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 
 
 

  
    1. Мышление, как психический процесс.
 

      Отражая действительность на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о предметах и явлениях окружающего мира, которые фиксируются в сознании в виде зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и иных образов. Однако такой информации об объективном мире человеку недостаточно для удовлетворения различных потребностей жизнедеятельности. Исчерпывающие знания о предметах и явлениях действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятиях сущности человек постигает мышлением.

    Мышлением, как психологическим процессом  заинтересовалась еще в начале XX века Вюрцбургская школа психологов (О. Кюльпе и др.),  работы представителей которой были основаны на феноменологии Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы. [8]

    Так же ярким деятелем, трудившимся над  данной проблемой, был наш соотечественник  С. Л. Рубинштейн. Мышление, по Рубинштейну, это познавательный процесс: «Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия. Ощущение является источником, и притом единственным источником, нашего познания действительности. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые непосредственно чувственно не данные абстрактные свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях». [7]

    Среди деятелей, занимавшихся проблемой изучения мышления, были такие яркие представители  как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и  др.

    Мышление  – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. [5; 55]

    Виды  мышления:

Выделяют  различные виды мышления.

    Наглядно-действенное  мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

    Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и образы.

    Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств  и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

    Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями.

    Теоретическое мышление направлено на решение теоретических  задач, опосредованно связанных  с практикой.

    Практическое  мышление направлено на решение теоретических  задач, возникающих в ходе практической деятельности.

    Дискурсивное  мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию  основного принципа, закономерности.

    Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей  и условий его получения.

    Репродуктивное  мышление – это воспроизводящее  мышление.

    Продуктивное  мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы. [9]

    Качества  мышления:

    Глубина. Проявляется в степени проникновения  в сущность явления, процесса.

    Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую  проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами.

    Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет  условиям, которые обнаруживаются в  ходе решения задачи.

    Критичность. Отражает способность человека правильно  оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

    Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и  реализовывать их в условиях дефицита времени. [5; 59]

    Практическое  мышление представляет собой мышление действиями, логическое является мышлением  понятиями, образное мышление – это  мышление представлениями, наглядными образами. [4; 308] 

    Мыслительные  операции

    В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию, абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. [9]

    Мышление  является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. [10] 

Информация о работе Образно-логическое мышление детей 5-6 лет с ЗПР