Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:26, курсовая работа
Цель исследования – исследовать образно-логическое мышление у детей 5-6 лет с ЗПР.
Задачи.
1. Проанализировать учебные материалы, посвященные данной проблеме;
2. Исследовать образно-логическое мышление у детей с ЗПР 5-6 лет;
3. Анализ полученных данных.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5
1.1 Мышление, как психический процесс 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 10
1.3 ЗПР как фактор депривации психического развития 14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 16
2.1 Организация и ход исследования 16
2.2 Анализ интерпретации результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Предметы
и явления действительности обладают
такими свойствами и отношениями, которые
можно познать непосредственно,
при помощи ощущений и восприятии,
и такими свойствами и отношениями,
которые можно познать лишь опосредованно
и благодаря обобщению, т.е. посредством
мышления. Мышление - это опосредованное
и обобщённое отражение действительности,
вид умственной деятельности, заключающейся
в познании сущности вещей и явлений, закономерных
связей и отношений между ними.
Явление
ЗПР стало изучаться
ЗПР(Задержка
Психического Развития) – это незрелость
психических функций, вызванная
замедленным созреванием
Понятие
ЗПР употребляется по отношению
к детям с минимальными органическими
повреждениями или
Причины ЗПР. Нарушение темпа развития чаще всего обусловлено:
Все эти причины приводят не к грубым органическим изменениям головного мозга, а к нарушению его питания, чем и определяется задержка развития. Симптомы задержки развития частично выступают в раннем и дошкольном возрасте и очень резко проявляются в школьном возрасте. [3; 73-74]
Характеристика психических особенностей детей с ЗПР.
У
некоторых детей с ЗПР в
основе их дефекта лежит минимальная
мозговая дисфункция, следствием которой
является гиперподвижность ребенка.
Дети с ЗПР обучаются, развиваются и воспитываются в различных образовательных условиях. Это есть специальные детские сады, специальные группы в детских садах, школах, школы-интернаты седьмого вида, классы компенсирующего обучения, классы ЗПР, классы выравнивания.
Основные клинические виды ЗПР (дифференцированные по этиопатогенетическому принципу):
Учитывая
большую распространенность такого
нарушения, как задержка психического
развития (ЗПР) и тенденцию к увеличению
количества таких детей, весьма актуальным
является изучение особенностей этого
нарушения с целью разработки адекватных
методов диагностики и коррекции.
й
Так как мы исследуем мышление, то целесообразно будет более подробно остановится на том, как ЗПР влияет на этот психический процесс.
Можно сказать, у детей рассматриваемой группы наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по показателям актуального уровня развития и в наименьшей степени выступает при решении задач наглядно-действенного характера.
Характеризуя мыслительную деятельность детей с задержкой психического развития, к примеру, взять старших дошкольников, можно сказать, что по уровню сформированности всех трех видов мышления они отстают от нормально развивающихся сверстников, но это отставание проявляется неравномерно. В наименьшей мере оно проявляется в наглядно-действенном мышлении, особенно если учитывать зону ближайшего развития. Очень велико отставание в развитии наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления у них так же значительно отстает по сравнению с тем, что наблюдается у нормально развивающихся сверстников. При этом имеется выраженная неравномерность в формировании разных проявлений этого вида мышления. Так, обобщение видовых понятий и классификация реальных объектов, непосредственно связанные с усвоением лексики языка, оказываются доступными детям, хотя и на несколько более низком уровне, чем это делают нормально развивающиеся дети. Значительное отстование обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и умозаключения.
При
качественном анализе вышеизложенного
можно сказать обо всех видах мышления,
что общим для детей рассматриваемой группы
является проявление отставания в развитии
- недостаточная сформированность мыслительных
операций и действий: анализа, синтеза,
отвлечения, обобщения, различения, сравнения.
Проявлением этой недостаточности сформированности
является то, что ребенок, используя ту
или иную операцию в одних условиях при
решении несложной задачи, не может ее
применить к решению другой задачи, более
сложной или выполняемой в других условиях. [2;
103]
У
детей с ЗПР все предпосылки
развития мышления в той или иной
степени нарушены. Дети с трудом концентрируются
на задании. У этих детей нарушено восприятие,
они имеют в своем арсенале довольно скудный
опыт – все это определяет особенности
мышления ребенка с задержкой психического
развития. Та сторона познавательных процессов,
которая у ребенка нарушается, связана
с нарушением одного из компонентов мышления.
ГЛАВА
II
ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ЗПР
2.1
Организация и ход
Цель практического исследования – практически исследовать образно-логическое мышление у детей 5-6 лет с ЗПР.
Задачи.
Гипотеза: у дошкольников рассматриваемой группы наблюдается отставание в развитии образно-логического мышления.
Выборка: 10 детей 5-6 летнего возраста.
Опытно-экспериментальная база: МДОУ ЦРР Детский сад № 7, адрес: г. Калининград, ул. Вогоностроительная,7.
Методы исследования: тестирование.
Методики:
«Нелепицы», «Времена года», «Исключение
лишнего».
Ход
исследования.
Придя в садик, мы отобрали исследовательскую группу, состоящую из десяти детей, все с задержкой психического развития. Нам выделили небольшую рабочую комнату с детскими партами и доской. Мы усадили детей, представились сами и познакомились с каждым ребенком. Дети оказались очень дружелюбны.
Процедура проведения практического исследования нашей курсовой работы состояла из трех методик. Каждая из них с отдельным ребенком проводилась лично, в тихой, спокойной обстановке. Нами было отмечено, что дети реагировали и на нас, и на задания вполне адекватно и даже с интересом, мы предполагаем, это связано с тем, что дети воспитываются в группе коррекционного вида и для них это не стало чем-то новым. Это в большой мере облегчило нам работу.
Исследование образно-логического мышления было проведено с помощью специально отобранных методик: методики «Нелепицы», «Времена года» и «Исключение лишнего».
При помощи методики «Нелепицы» [Приложение 1] оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Так же с помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Каждому ребенку была представлена картинка формата А4, на которой имелось несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Ребенок должен за 3 минуты успеть назвать все 7 нелепиц, объяснить, что не так и сказать, как должно быть.
Нужно сказать, что с заданием все дети справились вполне успешно, но нельзя не отметить, что ребята все разного уровня, что между ними имеются существенные различия. О них свидетельствовало количество использованной помощи со стороны экспериментатора. Все практически дети сразу поняли, что от них требовалось, и самые очевидные нелепицы отметили сразу. Но были и такие случаи, что ребенок в упор смотрел и не видел нелепой ситуации, пока ему не укажешь.
С методикой «Времена года» [Приложение 2] ребята тоже справились вполне успешно. Она состоит в том, что ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой картинке и почему именно это. На эту методику отводится две минуты.
Дети вполне отчетливо указывали, что на картинке изображено именно это, а не другое время года. Называли вполне удовлетворительные доводы. Единственное, и то это, скорее всего, в силу неправильности подобранной картинки, дети не могли отличить весну от лета, а с остальными временами года у ребят проблем не возникло.
С третей методикой «Исключение лишнего» [Приложение 3] проблем также не возникло. Эта методика предназначена для исследования процессов образно-логического мышления, умственных операций и обобщения у ребенка. Детям предлагается серия картинок, на каждой картинке изображено четыре предмета, один из них лишний. Задача ребенка указать на этот предмет и объяснить, почему именно он лишний.
Информация о работе Образно-логическое мышление детей 5-6 лет с ЗПР