Образно-логическое мышление детей 5-6 лет с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования – исследовать образно-логическое мышление у детей 5-6 лет с ЗПР.


Задачи.

1. Проанализировать учебные материалы, посвященные данной проблеме;

2. Исследовать образно-логическое мышление у детей с ЗПР 5-6 лет;

3. Анализ полученных данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 5


1.1 Мышление, как психический процесс 5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 10

1.3 ЗПР как фактор депривации психического развития 14


ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 16



2.1 Организация и ход исследования 16

2.2 Анализ интерпретации результатов 20



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 165.43 Кб (Скачать документ)

    Предметы  и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые  можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятии, и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
    1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
 
 

    Явление ЗПР стало изучаться сравнительно недавно – в 60 гг. XX века в связи с исследованием причин школьной неуспеваемости. Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза.

    ЗПР(Задержка Психического Развития) – это незрелость психических функций, вызванная  замедленным созреванием головного  мозга под влиянием неблагоприятных  факторов. [3; 73]

    Понятие ЗПР употребляется по отношению  к детям с минимальными органическими  повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной  системы, а также длительно находившимся в условии депривации.

    Причины ЗПР. Нарушение темпа развития чаще всего обусловлено:

    1. расстройством питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях;
    2. внутриутробной патологией;
    3. близнецовостью (многоплодием);
    4. природовой патологией (асфиксиями, легкими родовыми травмами);
    5. недоношенностью;
    6. эндокринными, хромосомными нарушениями;
    7. длительная депривация.

    Все эти причины приводят не к грубым органическим изменениям головного  мозга, а к нарушению его питания, чем и определяется задержка развития. Симптомы задержки развития частично выступают в раннем и дошкольном возрасте и очень резко проявляются в школьном возрасте. [3; 73-74]

    Характеристика  психических особенностей детей  с ЗПР.

    1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР характеризуются малым ростом и весом, по своим физическим особенностям напоминают детей младшего возраста, позже начинают ходить. Характерны недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений, проявления гипперактивности.
    2. Инфантильные психические особенности. Эмоциональная незрелость, слабость мотивации, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию, низкий уровень самоконтроля, неумение планировать свою деятельность.
    3. Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема и переработки информации. Восприятие детей ЗПР отличается крайне ограниченным объемом. Память также ограничена в объеме и непрочна. Внимание крайне неустойчиво, отличается слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Мышление и речь особенно отстают в развитии. Представления бедны, схематичны, недостаточно общие знания
    4. Особенности обучения в школе. Дети стойко не успевают в массовой школе: не усваивают знания, предусмотренные программой. Не формируется учебная мотивация – дети не хотят учится. Ведущий вид деятельности – игра. Затруднения в обучении появляются из-за незрелости сложных форм поведения и целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушения работоспособности. [3; 74-75]
 

    У некоторых детей с ЗПР в  основе их дефекта лежит минимальная  мозговая дисфункция, следствием которой  является гиперподвижность ребенка. 

    Дети  с ЗПР обучаются, развиваются  и воспитываются в различных  образовательных условиях. Это есть специальные детские сады, специальные  группы в детских садах, школах, школы-интернаты  седьмого вида, классы компенсирующего  обучения, классы ЗПР, классы выравнивания.

    Основные  клинические виды ЗПР (дифференцированные по этиопатогенетическому принципу):

    1. ЗПР конституционального происхождения: при этом типе ЗПР эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемы у этих детей в младших классах, это связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Часто эмоционально-волевая незрелость сочетается с инфантильным типом телосложения.
    2. ЗПР соматогенного происхождения: в замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит астении. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, это связано с ощущением своей физической неполноценности.
    3. ЗПР психогенного происхождения: Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетается с недостаточным уровнем знаний и представлений.
    4. ЗПР церебрально-органического происхождения: этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Церебрально-органическая недостаточность прежде всего откладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР -  как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности. [6; 66-77]
 

    Учитывая  большую распространенность такого нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и тенденцию к увеличению количества таких детей, весьма актуальным является изучение особенностей этого нарушения с целью разработки адекватных методов диагностики и коррекции. 
 
 
 
 
 
 
 

          й 
 

    1. ЗПР как  фактор депривации психического развития.
 
 

    Так как мы исследуем мышление, то целесообразно  будет более подробно остановится  на том, как ЗПР влияет на этот психический  процесс.

    Можно сказать, у детей рассматриваемой  группы наблюдается отставание в  развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по показателям актуального уровня развития и в наименьшей степени выступает при решении задач наглядно-действенного характера.

    Характеризуя  мыслительную деятельность детей с  задержкой психического развития, к примеру, взять старших дошкольников, можно сказать, что по уровню сформированности всех трех видов мышления они отстают от нормально развивающихся сверстников, но это отставание проявляется неравномерно. В наименьшей мере оно проявляется в наглядно-действенном мышлении, особенно если учитывать зону ближайшего развития. Очень велико отставание в развитии наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления у них так же значительно отстает по сравнению с тем, что наблюдается у нормально развивающихся сверстников. При этом имеется выраженная неравномерность в формировании разных проявлений этого вида мышления. Так, обобщение видовых понятий и классификация реальных объектов, непосредственно связанные с усвоением лексики языка, оказываются доступными детям, хотя и на несколько более низком уровне, чем это делают нормально развивающиеся дети. Значительное отстование обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и умозаключения.

    При качественном анализе вышеизложенного  можно сказать обо всех видах мышления, что общим для детей рассматриваемой группы является проявление отставания в развитии - недостаточная сформированность мыслительных операций и действий: анализа, синтеза, отвлечения, обобщения, различения, сравнения. Проявлением этой недостаточности сформированности является то, что ребенок, используя ту или иную операцию в одних условиях при решении несложной задачи, не может ее применить к решению другой задачи, более сложной или выполняемой в других условиях. [2; 103] 

    У детей с ЗПР все предпосылки  развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 
 
 

    2.1 Организация и ход исследования.  
 

    Цель практического исследования – практически исследовать образно-логическое мышление у детей 5-6 лет с ЗПР.

    Задачи.

  1. формирование исследуемой группы;
  2. подбор методик;
  3. проведение методик;
  4. анализ полученных результатов.

    Гипотеза: у дошкольников рассматриваемой  группы наблюдается отставание в  развитии образно-логического мышления.

    Выборка: 10 детей 5-6 летнего возраста.

    Опытно-экспериментальная  база: МДОУ ЦРР Детский сад № 7, адрес: г. Калининград, ул. Вогоностроительная,7.

    Методы  исследования: тестирование.

    Методики: «Нелепицы», «Времена года», «Исключение  лишнего». 

    Ход исследования.  

    Придя в садик, мы отобрали исследовательскую  группу, состоящую из десяти детей, все с задержкой психического развития. Нам выделили небольшую  рабочую комнату с детскими партами и доской. Мы усадили детей, представились сами и познакомились с каждым ребенком. Дети оказались очень дружелюбны.

    Процедура проведения практического исследования нашей курсовой работы состояла из трех методик. Каждая из них с отдельным ребенком проводилась лично, в тихой, спокойной обстановке. Нами было отмечено, что дети реагировали и на нас, и на задания вполне адекватно и даже с интересом, мы предполагаем, это связано с тем, что дети воспитываются в группе коррекционного вида и для них это не стало чем-то новым. Это в большой мере облегчило нам работу.

    Исследование  образно-логического мышления было проведено с помощью специально отобранных методик: методики «Нелепицы»,  «Времена года» и «Исключение  лишнего».

    При помощи методики «Нелепицы» [Приложение 1] оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Так же с помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Каждому ребенку была представлена картинка формата А4, на которой имелось несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Ребенок должен за 3 минуты успеть назвать все 7 нелепиц, объяснить, что не так и сказать, как должно быть.

    Нужно сказать, что с заданием все дети справились вполне успешно, но нельзя не отметить, что ребята все разного уровня, что между ними имеются существенные различия. О них свидетельствовало количество использованной помощи со стороны экспериментатора. Все практически дети сразу поняли, что от них требовалось, и самые очевидные нелепицы отметили сразу. Но были и такие случаи, что ребенок в упор смотрел и не видел нелепой ситуации, пока ему не укажешь.

    С методикой «Времена года» [Приложение 2] ребята тоже справились вполне успешно. Она состоит в том, что ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой картинке и почему именно это. На эту методику отводится две минуты.

    Дети  вполне отчетливо указывали, что на картинке изображено именно это, а не другое время года. Называли вполне удовлетворительные доводы. Единственное, и то это, скорее всего, в силу неправильности подобранной картинки, дети не могли отличить весну от лета, а с остальными временами года у ребят проблем не возникло.

    С третей методикой «Исключение лишнего» [Приложение 3] проблем также не возникло. Эта методика предназначена для исследования процессов образно-логического мышления, умственных операций и обобщения у ребенка. Детям предлагается серия картинок, на каждой картинке изображено четыре предмета, один из них лишний. Задача ребенка указать на этот предмет и объяснить, почему именно он лишний.

Информация о работе Образно-логическое мышление детей 5-6 лет с ЗПР