Образование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:04, контрольная работа

Описание

Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Работа состоит из  1 файл

К Р Психолог.docx

— 52.35 Кб (Скачать документ)

Введение

     Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

     Психологию  интересуют проблемы влияния образования  на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает  человека в качестве субъекта учебной  деятельности в рамках образования  как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация  образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и  саморазвитию человека, его нормальному  социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек  включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции  в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные  роли в обществе.

     Образование выступает историко-культурным феноменом  менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки  для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом  знаний, умений, культурного наследия всех поколений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Образование в современных  условиях как механизм развития личности. Основные функции  образования (воспроизводство  и развитие) и соответствующие  им модели образования. Мировые образовательные  тенденции.

     Необходимо  говорить о смене парадигмы «образование=обучение»  парадигмой «образование=становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его  самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону. Образование  должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации  в целом, во всех смыслах. Поскольку  мы говорим о том, что образование  должно перестать быть трансляцией  культуры и призвано скорее научить  человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое суб-культурное пространство, в новом образовании  совершенно иной статус и значение должна обрести философия. Именно философия  как то, что работает над культурными  смыслами и является мета-культурным феноменом, может стать главным  рефлексивным инструментом в этой образовательной  деятельности субъекта. Служение Духу и подлинной духовности не как  религии и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание Духа - вот  задачи, действительно достойные  образования! Именно образованный человек  может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное  образование необходимо рассматривать  как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и  для отдельной личности, и для  любого государства.[1, c132]

     Основные  функции образования:

     1. Оптимальный и интенсивный способ  вхождения человека в мир 

культуры.

     2. Среда общения.

     3.Средства  развития и становления человека  как личности и 

профессионала.

     4. Способ социализации личности, процесс  ее самоутверждения.

     5. Средство обеспечения преемственности  поколений.

     6. Фактор социального прогресса.

     7. Ускоритель культурных перемен  и преобразований.

     В целом все эти функции можно  свести к двум: воспроизводства (культуры,   опыта, деятельности людей) и развития (общества, личности).

     Первая  функция осуществляется посредством  теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной  или деятельностной).

     История зафиксировала различные модели образования, каждая из которых имеет  свои положительные тенденции и  сыграла определенную роль. Кратко перечислим основные.

      Модель образования как государственно-ведомственной организации. Здесь система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержанием образования, номенклатурой учебных заведений и учебных дисциплин. При этом, учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами.

     2  Модель развивающего образования предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах.

      Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению культурное наследие человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.

      Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой модели обеспечивается передача — усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В рационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.

      Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на образовательный конвейер. Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогало ему обнаруживать то, что в нем уже заложено природой.

     6 Неинституционная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на "природе", с помощью Интернета, в условиях открытых школ, дистанционное обучение и др. К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:

     Американская  модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета — магистратура — аспирантура. Американская модель характеризуется тем, что обеспечивает приобретение опыта, необходимого для успешной практической деятельности, ориентирует обучаемых на индивидуальные запросы, предоставляет свободу широкого выбора учебных предметов и варьирования содержания образования.

     Французская модель: единый колледж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет — магистратура — аспирантура.

     Немецкая  модель: общая школа — реальное училище, гимназия, основная школа — институт — университет — аспирантура.

     Английская  модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет — магистратура — аспирантура.

     Для западно-европейских моделей характерен значительный удельный вес учебных  заведений, ориентированных на элитарный уровень академического образования. В то же время существуют и школы, дающие ограниченную общеобразовательную подготовку.

     Особенность азиатской модели в том, что в обучении в ней органично сочетаются старые традиции с новейшими потребностями технического прогресса, обеспечивается союз иероглифов с электроникой.

     Российская  модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа-лицей — колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторантура.

     В исследовании проблем образования  важно также учитывать его  основные парадигмы. Это понятие  введено в науку Т.Куном. В отношении  образования оно интерпретируется следующим образом.

     Образовательная парадигма – это совокупность научных взглядов на образовательный  процесс, идеалов и ценностей  образованности, способов организации  образования.

     В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования  складывались и разрабатывались  на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Выделяют следующие парадигмы:

     1) знаниевая и культурологическая;

     2) технократическая и гуманистическая;

     3) социетарная и человекоориентированная;

     4) педоцентрическая и детоцентрическая.

     Каждая  парадигма обучения и воспитания формировалась в зависимости  от доминирования определенного  элемента в системе основных параметров образования как социального  феномена.

     Основным  элементом знаниевой парадигмы  является система «готовых», «завершенных»  знаний, умений и навыков, которая  транслируется учащимся, при этом сам ученик – лишь пассивный объект в учебно-познавательной деятельности.

     Культурологическая  парадигма ориентирует образовательный  процесс на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.

     Сущность  технократической парадигмы образования  – в организации обучения и  воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение или четко  фиксированных эталонов усвоения знаний и опыта. При этом формируется  мировоззрение, при котором наблюдается преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

     Для гуманистической парадигмы человек  является высшей ценностью; она ориентирована  на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все во имя  человека».

     Педоцентрическая  парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы  развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

     Детоцентрическая  парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально- личностных особенностей. и интересов.

     В основе ситуационной парадигмы лежат  принципы государственного управления обществом.

     В рамках же человекоориентированной  парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе обучения и воспитания учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности  как ребенка и его родителей, так и педагога.

     Основными положениями новой образовательной  парадигмы могут выступать:

     - ориентация учебных планов и  программ, содержания обучения на  формирование современной функциональной  грамотности. Развитие умений  к поиску новых знаний, их критическому  анализу и интеграции;

     - изменение роли педагога в  образовательном процессе (от транслятора  знаний, умений, навыков к посреднику  между учеником (студентом ) и  учебным предметом как элементом  культуры, консультанту, помощнику  в самостоятельном, активном освоении  нового содержания образования);

     - ориентация образования на развитие  у обучающихся мыследеятельностных  (аналитических, рефлексивных, самоопределектических  и др.) способностей, составляющих  основу теоретического мышления;

     - установка на детоцентризм как  направленность педагогического  процесса, на утверждение в обществе  идеологии самобытности и самооценки  детства (ребенок- ключ к познанию  человека, отношение к ребенку  в социуме- как показатель культуры  общества).[5, c 57-61]

     Образование — ключевая сфера жизни общества, важнейший источник и ресурс его устойчивого поступательного развития. Именно качеством образования определяется уровень науки и культуры, интеллекта и духовности науки, состояние экономики и гражданского общества. А они, в свою очередь, обеспечивают мощь, суверенитет и независимость стран, их место и роль в мировом сообществе.

     В мире изменяется отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как ведущий  фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания — в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Информация о работе Образование в современных условиях