Образование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:04, контрольная работа

Описание

Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Работа состоит из  1 файл

К Р Психолог.docx

— 52.35 Кб (Скачать документ)

 Развитие  и совершенствование образования  особо значимо для Беларуси. Этому  способствует великая национальная  образовательная традиция – создание  на белорусской земле ещё в  период введения христианства  целостной сети учебных заведений  при церквях и монастырях.

     Она существенно расширилась, соединила  латинские и византийские начала и была одной из лучших в Европе в средние века, когда Беларусь стала ареной конфессионального  соперничества. Создавались самые  разнообразные учебные заведения: школы, училища, коллегиумы, университеты, академии. Конкуренция православия, католицизма, протестантизма шла прежде всего через школу, что служило  как проявлению её разнообразных  типов и использованию в них  передовых для своего времени  педагогических идей, так и пониманию  белорусами первичности образования  в системе всех других ценностей. Кроме того, большинство выдающихся белорусских мыслителей были педагогами, сочетали поиск научных знаний с просветительской деятельностью: Евфросинья Полоцкая, Кирилла Туровский, Микола Гусовский, Франциск Скорина, Симеон Полоцкий, Сымон Будный и многие другие.

     С конца XVII столетия религиозное влияние на белорусов дополняется политическим. В крае быстро увеличивается воздействие польской культуры и образования. Полонизация препятствовала развитию родной культуры, но в то же время содействовала приобщению населения к европейской цивилизации.

     В конце XVIII в. белорусские земли вошли в состав Российской империи. Начала осуществляться политика русификации. Она почти остановила национальное образование, транслировала в основном достижения русской культуры.

     Белорусские учебные заведения всегда являлись духовными центрами, они занимались не только обучением, но и выступали  очагами культуры, центрами формирования национального сознания. Возвращение  к современному образованию этой исторической миссии – насущная задача и средство выживания нации. В  наибольшей степени это касается сельских школ, которые всегда выступали  хранителями национальной культуры.

     В XX столетии образование Беларуси вместе с народом пережили сложные преобразования. Они характеризуются как существенными успехами в возрождении национальной  школы в 20-е гг., обеспечением широкого доступа людей к знаниям и другим ценностям мировой культуры, так и разрушением национальной школы в 30-е и последующие годы, игнорированием потребностей белорусов, космополитизмом и великодержавным шовинизмом.

      Достижением системы образования бывшей БССР является то, что она ликвидировала  неграмотность, создала условия  для получения каждым человеком  общего среднего образования.

      Кардинальные  социально-экономические преобразования суверенитета, подтолкнули общество к серьезному анализу и переосмыслению самых основ образования, его  настоящей роли, места и значения в развитии человека и общества.

      На  современном этапе развития нашего государства особую значимость приобретает эффективная система образования, которая является основой улучшения качества жизни людей. Хорошо образованное население поможет ускорить развитие страны.

      В настоящее время складывается мировой  высококонкурентный образовательный  рынок, поскольку образование, всё  больше становясь способом продвижения  страны на международный рынок труда  и новейших технологий, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государства.

      Основу  выполнения этих планов составляет эффективная система образования, ведь решить поставленные задачи смогут только люди образованные, творческие, умеющие постоянно пополнять свои знания и применять их на практике.

      Курс  на создание социального государства  обеспечивает системе образования  в нашей республике стабильное развитие.

      Учитывая  особую актуальность провозглашенных  Организацией Объединенных Наций фундаментальных  принципов «Образование для всех», в программах социально-экономического развития Республики Беларусь заявлено, что образование должно стать  основой всех преобразований в стране.

      Государственная политика в образовании построена  на нескольких основополагающих принципах. В частности, это государственное  финансирование учреждений образования  всех уровней, государственная социальная поддержка учащихся, студентов, учителей и педагогических работников, обеспечение равных возможностей получения образования всеми гражданами и, в первую очередь, сельской молодежью. Сегодня около трети студентов — родом из сельской местности.

      За  последние 10 лет стали реальными  успехи в образовании. Мы достигли самых  высоких показателей в мире по грамотности взрослого населения (99,7 %). Уровень развития образования  в стране позволил достичь хороших  результатов в получении молодежью  высшего образования (55 %), а также в обеспечении начальным образованием (третье место в мире).

      Растут  расходы бюджета на образование. Укрепляется материально-техническая  база. Продолжается работа по усилению государственной поддержки обучающейся  молодежи (осуществляются, мероприятия  по увеличению денежных норм питания  и материального обеспечения  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Значительно  повысился размер стипендий и  достиг самого высокого показателя среди  стран СНГ. Создание финансово-экономического механизма, обеспечивающего стабильное развитие системы образования, практически полное выполнение социальных стандартов позволяет нам реализовывать конституционное право на получение качественного образования.

      Изменения, которые происходят в сфере образования, направлены на дальнейшее укрепление ведущих принципов развития белорусской  школы. Ключевым для республики является переход к двенадцатилетнему  общему среднему образованию, обязательному  десятилетнему базовому среднему образованию, пятидневной учебной неделе. Важны  также задачи развития сети учреждений профессионально-технического, среднего и высшего образования, реабилитации через образование, в том числе профессиональное, лиц с особенностями психофизического развития. Важным представляется создание условий по обеспечению доступа населения к высшему образованию.

      Беларусь  по праву может гордиться системой дошкольных учреждений. Здесь обеспечивается не только уход, воспитание, питание, медицинское обслуживание детей, но и качественное образование. Содержание ребенка в дошкольном учреждении, а также 40 % от затрат на питание датируются государством. При этом, за последние годы количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, увеличилось почти на 10 %, достигнув 79,7 %, что является лучшим показателем в СНГ. Обеспечен 100 %-ный охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе.

      Переход на 12-летний срок обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, рассчитан на период с 1998 по 2010 г. Завершен переход начальной школы на обучение с шести лет. Базовая школа перейдет на 12-летний срок обучения к 2008 г. За последние годы в республике значительно расширилась сеть гимназий, лицеев, классов с изучением отдельных предметов на повышенном и(или) углубленном уровне, с художественным направлением, в том числе в сельской местности. В системе образования функционируют 153 гимназии, 34 лицея, 6 учебно-педагогических комплексов школа (гимназия)-колледж.

      При разработке содержания обучения в 12-летней школе обеспечивается оптимальное  сочетание теоретической и практической подготовки учащихся к применению знаний в быстро меняющемся мире. Учебный  процесс в республике полностью  обеспечен национальными учебниками. Только за годы реформы издано около  тысячи наименований учебной литературы. Новые учебники стали более доступными, практико-ориентированными при сохранении фундаментальности и системности  изложения материала. Достижение этой цели, в свою очередь, предполагает широкое распространение «активных» форм и методов обучения. Кроме  того, большое внимание уделяется  информатизации всей системы образования, улучшению преподавания всех предметов, воспитанию патриотических и гражданских качеств, формированию экологической культуры учащихся и повышению их готовности к активному участию в социально-экономической и политической жизни страны.

      Проводимые  в среднем образовании изменения  закреплены в проекте Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании».

      «Образование, наука и технологии становятся главным  приоритетом, который будет вести  общество к прогрессу», — подчеркнул глава государства в своем  выступлении перед студенческой молодежью в Могилеве.

      Перспективы развития государства — это развитие интеллектуального потенциала. У  нас сложилась устойчивая система  общего, профессионального и высшего  образования.

      В республике функционируют 230 учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Среди них профессионально-технические училища (127), профессионально-технические колледжи (54), профессиональные лицеи (49). В стране сформировалась открытая, доступная, непрерывно развивающаяся система, обеспечивающая бесплатное получение профессионально-технического и общего среднего образования. Общее количество учащихся в этой системе составляет свыше 114,6 тысяч человек. В целях улучшения обеспечения экономики кадрами укрепляется взаимодействие учебных заведений профтехобразования с организациями — заказчиками кадров по вопросам приема, трудоустройства и закрепляемости выпускников, создания базы производственного обеспечения. Выпускники, получившие квалификацию рабочего (служащего), могут продолжить обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

      Среднее специальное образование является одним из важнейших звеньев национальной системы образования. Сегодня в  экономике и социальной сфере  республики занято свыше 900 тысяч специалистов со средним специальным образованием (60 % работают на должностях специалистов, руководителей и иных служащих, свыше 30 % — рабочие). Современная система  среднего специального образования  включает 214 учебных заведений. Они  равномерно распределены по регионам, что приближает образование к потребителю. У молодежи есть возможность учиться в своей местности.

      За  последние годы на 20 — 30 % снижен прием на юридические, экономические и педагогические специальности. В настоящее время, как показывает анализ рынка, потребность в специалистах данных направлений практически полностью удовлетворена. Одновременно увеличен прием на востребованные специальности технического профиля, такие, как технология машиностроения, промышленное и гражданское строительство, теплоэнергетика, автоматизация производства. На основе исследования рынка труда и предложений нанимателей ежегодно корректируется общегосударственный классификатор «Специальности и квалификации». В настоящее время разработан проект «Государственной программы развития среднего специального образования на 2006 — 2010 гг.».

      В нашей стране на практике осуществлен  переход к массовому высшему  образованию (количество студентов  за последние  10 лет увеличилось  вдвое: с 189 до 385 тысяч). С 1995 по 2004 г. количество вузов в республике выросло с 39 до 44 (более чем на 10 %), а с  учетом 10 частных вузов — до 53 (более чем на 35 %). Из 44 государственных  высших учебных заведений 30 являются университетами (включая Академию управления при Президенте Республики Беларусь), 2 — институтами, 4 — высшими колледжами. Контингент студентов высших учебных заведений в 2005 г. составил около 385 тысяч, в том числе государственных вузов — около 325 тысяч, частных вузов — около 60 тысяч. При ежегодном увеличении приема в государственные вузы постоянно растет конкурс на все формы обучения по всем специальностям. Ежегодно вузы выпускают более 50 тысяч специалистов с высшим образованием. В 2005 г. направление на работу получили около 90 % выпускников, которые обучались по дневной форме за счет бюджетных средств. Министерством образования Республики Беларусь подготовлены перспективные проекты  занятости специалистов с высшим образованием в Беларуси до 2015 г.

      В системе высшего образования  государственная молодежная политика реализуется последовательно и  комплексно посредством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для профессиональной подготовки и социализации студенческой молодежи.

      В настоящее время разработан проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании», который основывается на принципах, определенных Законом Республики Беларусь «Об образовании», и направлен на обеспечение:

      - права граждан на получение  на конкурсной основе высшего  образования в учреждениях, обеспечивающих  получение высшего образования,  в том числе за счет средств  республиканского и (или) местных бюджетов в государственных высших учебных заведениях;

      - качества высшего образования;

      - гарантий предоставления первого  рабочего места выпускникам государственных  высших учебных заведений, обучающихся  за счет средств республиканского  и (или) местных бюджетов;

      - интеграции системы высшего образования  Республики Беларусь в мировое  образовательное пространство при  сохранении и развитии достижений  и традиций белорусской высшей школы;

      - государственной поддержки подготовки  специалистов для приоритетных  направлений социально-экономического  и научно-технического развития  Республики Беларусь, обеспечения ее национальной безопасности.

Информация о работе Образование в современных условиях