Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:04, контрольная работа
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Развитие
и совершенствование
Она
существенно расширилась, соединила
латинские и византийские начала
и была одной из лучших в Европе
в средние века, когда Беларусь
стала ареной конфессионального
соперничества. Создавались самые
разнообразные учебные
С конца XVII столетия религиозное влияние на белорусов дополняется политическим. В крае быстро увеличивается воздействие польской культуры и образования. Полонизация препятствовала развитию родной культуры, но в то же время содействовала приобщению населения к европейской цивилизации.
В конце XVIII в. белорусские земли вошли в состав Российской империи. Начала осуществляться политика русификации. Она почти остановила национальное образование, транслировала в основном достижения русской культуры.
Белорусские учебные заведения всегда являлись духовными центрами, они занимались не только обучением, но и выступали очагами культуры, центрами формирования национального сознания. Возвращение к современному образованию этой исторической миссии – насущная задача и средство выживания нации. В наибольшей степени это касается сельских школ, которые всегда выступали хранителями национальной культуры.
В XX столетии образование Беларуси вместе с народом пережили сложные преобразования. Они характеризуются как существенными успехами в возрождении национальной школы в 20-е гг., обеспечением широкого доступа людей к знаниям и другим ценностям мировой культуры, так и разрушением национальной школы в 30-е и последующие годы, игнорированием потребностей белорусов, космополитизмом и великодержавным шовинизмом.
Достижением системы образования бывшей БССР является то, что она ликвидировала неграмотность, создала условия для получения каждым человеком общего среднего образования.
Кардинальные
социально-экономические
На современном этапе развития нашего государства особую значимость приобретает эффективная система образования, которая является основой улучшения качества жизни людей. Хорошо образованное население поможет ускорить развитие страны.
В настоящее время складывается мировой высококонкурентный образовательный рынок, поскольку образование, всё больше становясь способом продвижения страны на международный рынок труда и новейших технологий, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государства.
Основу выполнения этих планов составляет эффективная система образования, ведь решить поставленные задачи смогут только люди образованные, творческие, умеющие постоянно пополнять свои знания и применять их на практике.
Курс на создание социального государства обеспечивает системе образования в нашей республике стабильное развитие.
Учитывая особую актуальность провозглашенных Организацией Объединенных Наций фундаментальных принципов «Образование для всех», в программах социально-экономического развития Республики Беларусь заявлено, что образование должно стать основой всех преобразований в стране.
Государственная политика в образовании построена на нескольких основополагающих принципах. В частности, это государственное финансирование учреждений образования всех уровней, государственная социальная поддержка учащихся, студентов, учителей и педагогических работников, обеспечение равных возможностей получения образования всеми гражданами и, в первую очередь, сельской молодежью. Сегодня около трети студентов — родом из сельской местности.
За
последние 10 лет стали реальными
успехи в образовании. Мы достигли самых
высоких показателей в мире по
грамотности взрослого
Растут
расходы бюджета на образование.
Укрепляется материально-
Изменения, которые происходят в сфере образования, направлены на дальнейшее укрепление ведущих принципов развития белорусской школы. Ключевым для республики является переход к двенадцатилетнему общему среднему образованию, обязательному десятилетнему базовому среднему образованию, пятидневной учебной неделе. Важны также задачи развития сети учреждений профессионально-технического, среднего и высшего образования, реабилитации через образование, в том числе профессиональное, лиц с особенностями психофизического развития. Важным представляется создание условий по обеспечению доступа населения к высшему образованию.
Беларусь по праву может гордиться системой дошкольных учреждений. Здесь обеспечивается не только уход, воспитание, питание, медицинское обслуживание детей, но и качественное образование. Содержание ребенка в дошкольном учреждении, а также 40 % от затрат на питание датируются государством. При этом, за последние годы количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, увеличилось почти на 10 %, достигнув 79,7 %, что является лучшим показателем в СНГ. Обеспечен 100 %-ный охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе.
Переход на 12-летний срок обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, рассчитан на период с 1998 по 2010 г. Завершен переход начальной школы на обучение с шести лет. Базовая школа перейдет на 12-летний срок обучения к 2008 г. За последние годы в республике значительно расширилась сеть гимназий, лицеев, классов с изучением отдельных предметов на повышенном и(или) углубленном уровне, с художественным направлением, в том числе в сельской местности. В системе образования функционируют 153 гимназии, 34 лицея, 6 учебно-педагогических комплексов школа (гимназия)-колледж.
При
разработке содержания обучения в 12-летней
школе обеспечивается оптимальное
сочетание теоретической и
Проводимые
в среднем образовании
«Образование, наука и технологии становятся главным приоритетом, который будет вести общество к прогрессу», — подчеркнул глава государства в своем выступлении перед студенческой молодежью в Могилеве.
Перспективы развития государства — это развитие интеллектуального потенциала. У нас сложилась устойчивая система общего, профессионального и высшего образования.
В республике функционируют 230 учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Среди них профессионально-технические училища (127), профессионально-технические колледжи (54), профессиональные лицеи (49). В стране сформировалась открытая, доступная, непрерывно развивающаяся система, обеспечивающая бесплатное получение профессионально-технического и общего среднего образования. Общее количество учащихся в этой системе составляет свыше 114,6 тысяч человек. В целях улучшения обеспечения экономики кадрами укрепляется взаимодействие учебных заведений профтехобразования с организациями — заказчиками кадров по вопросам приема, трудоустройства и закрепляемости выпускников, создания базы производственного обеспечения. Выпускники, получившие квалификацию рабочего (служащего), могут продолжить обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
Среднее
специальное образование
За последние годы на 20 — 30 % снижен прием на юридические, экономические и педагогические специальности. В настоящее время, как показывает анализ рынка, потребность в специалистах данных направлений практически полностью удовлетворена. Одновременно увеличен прием на востребованные специальности технического профиля, такие, как технология машиностроения, промышленное и гражданское строительство, теплоэнергетика, автоматизация производства. На основе исследования рынка труда и предложений нанимателей ежегодно корректируется общегосударственный классификатор «Специальности и квалификации». В настоящее время разработан проект «Государственной программы развития среднего специального образования на 2006 — 2010 гг.».
В нашей стране на практике осуществлен переход к массовому высшему образованию (количество студентов за последние 10 лет увеличилось вдвое: с 189 до 385 тысяч). С 1995 по 2004 г. количество вузов в республике выросло с 39 до 44 (более чем на 10 %), а с учетом 10 частных вузов — до 53 (более чем на 35 %). Из 44 государственных высших учебных заведений 30 являются университетами (включая Академию управления при Президенте Республики Беларусь), 2 — институтами, 4 — высшими колледжами. Контингент студентов высших учебных заведений в 2005 г. составил около 385 тысяч, в том числе государственных вузов — около 325 тысяч, частных вузов — около 60 тысяч. При ежегодном увеличении приема в государственные вузы постоянно растет конкурс на все формы обучения по всем специальностям. Ежегодно вузы выпускают более 50 тысяч специалистов с высшим образованием. В 2005 г. направление на работу получили около 90 % выпускников, которые обучались по дневной форме за счет бюджетных средств. Министерством образования Республики Беларусь подготовлены перспективные проекты занятости специалистов с высшим образованием в Беларуси до 2015 г.
В системе высшего образования государственная молодежная политика реализуется последовательно и комплексно посредством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для профессиональной подготовки и социализации студенческой молодежи.
В настоящее время разработан проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании», который основывается на принципах, определенных Законом Республики Беларусь «Об образовании», и направлен на обеспечение:
-
права граждан на получение
на конкурсной основе высшего
образования в учреждениях,
- качества высшего образования;
-
гарантий предоставления
-
интеграции системы высшего
-
государственной поддержки