Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 02:56, реферат

Описание

Целью нашей работы является дать лишь самую общую характеристику метода опроса и, главное, обозначить те моменты, где в применении его встречаются определенные затруднения. Перед нами стоят некоторые задачи, а именно:

1.рассмотреть в историческом контексте метод опроса
2.дать общую характеристику данного метода
3.определить место метода опроса среди других методов сбора первичной информации.

Работа состоит из  1 файл

реферат опрос.docx

— 43.69 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ                                  

        УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА» 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

                  РЕФЕРАТ 

На тему:  Общая  характеристика, история и место  метода опроса среди других методов  сбора первичных данных. 
 
 

                   Выполнила:

                                    студентка V курса заочного отделения

                        Ирина Михайловна Петрова 
 
 

    Среди методов сбора первичной информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Целью нашей работы является дать лишь самую общую характеристику метода опроса и, главное, обозначить те моменты, где в применении его встречаются определенные затруднения. Перед нами стоят некоторые задачи, а именно:

    1. рассмотреть в историческом контексте метод опроса
    2. дать общую характеристику данного метода
    3. определить место метода опроса среди других методов сбора первичной информации.

Метод опроса

    Весьма  распространенный метод в социально-психологических  исследованиях. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения, и т. п.) фактах со слов опрашиваемых.

    Сбор  первичной информации путем опросов  стал практиковаться среди представителей общественных наук — социологов, этнографов, психологов и т. д. — еще в прошлом  веке. Тогда же при переписях населения  и различных статистических обследованиях  начали применяться массовые опросы, охватывавшие сотни и тысячи людей. Большое значение опросам при  изучении закономерностей общественной жизни придавали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, которые нередко прибегали к данным, полученным путем опросов.

    Все разнообразие методов опроса, применяемых  в социально-психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:  
1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану; 
2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей.

    Одним из первых использовал анкету в психологическом  исследовании Ф. Гальтон с целью  изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопросы его подробной анкеты ответили 100 крупнейших английских ученых. Полученные данные были проанализированы и изложены род Гальтоном в  монографии «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874). Пионерами  применения анкетного метода в психологии являлись также А. Бине во Франции  и С. Холл в США, основные работы которых  относятся к концу XIX — началу XX века. А. Бине прибегал к анкетированию  для исследования интеллекта детей, а С. Холл — для изучения психологических  особенностей детского и юношеского возраста. В это же время анкетный опрос как метод психологических  педагогических исследований начинает применяться и в России.

    Устный  опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами  различных научных школ и направлений. Во всяком случае, даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой  вынуждены в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации слов испытуемых. 
Решающим фактором, который, в конечном счете, определяет подлинную научность того или иного опроса, является позиция исследователя — его методология. Путем опросов можно получить информацию о фактах как первого, так и второго рода. 
Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении и свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мыслях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. В то же время существует множество таких сторон общественной психологии, изучение которых невозможно без использования опросов. Так, получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т. чаще всего осуществляется посредством опросов в тои или иной форме. При этом данные могут отражать явления, относящиеся не только к настоящему времени, но также к прошедшему и будущему. Безусловно, глубина и полнота ответов, их достоверность зависят от умения опрашиваемого наблюдать за самим собой и адекватно излагать переживаемые процессы и явления. 
Имеющийся опыт проведения социально-психологических исследований показывает, что опросы могут играть позитивную роль при условии сопоставления полученной информации с результатами анализа статистических данных, официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только избегать абсолютизации методов опроса, применения их там, где нужны другие методы сбора первичной информации.

    Суть  метода заключается в сборе социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные исследователем, вытекающие из целей и задач исследования.

    Область применения опроса в социальной психологии:

    • на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
    • опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;
    • как основной метод сбора эмпирической информации.

Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:

· в  социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией;

· опрос, как правило, не используется для  выборочных исследований;

· применяется  как сплошной опрос на реальных социальных группах;

· чаще всего проводится в очной форме;

· в  социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты  др.) изучения объекта.

     Источником  информации при опросе является словесное  или письменное суждение опрашиваемого  лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность  зависят от умения исследователя  грамотно построить конструкцию  опросника. Существуют специальные  техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение  надежности и достоверности информации: определение представительности выборки  и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса (В. А. Ядов, 1995; Г. М. Андреева, 1972; А. Л. Свенцицкий, 1977; Э. Ноэль, 1978).

     Эффективность опроса зависит в первую очередь  от грамотного составления опросного  листа, выбора места и времени  опроса, грамотной организации процедуры  проведения опроса. Очень важна четкая фиксация исследовательских задач (содержание которых определяется программой исследования); знание интервьюерами особенностей респондентов, и освоение психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса; понятность предлагаемых формулировок вопросов респондентам; мотивирование респондентов и интервьюеров к успешной совместной деятельности.

     Опросы  можно разделить на несколько  групп, в зависимости от способов взаимодействия с респондентом:

- опрос  может быть дистанционным, например, телефонные опросы, опросы в Интернете,  различные анкеты (в том числе,  опрос по почте);

- опрос  может быть личным (Face-to-face), и тогда  в него входят квартирные опросы (опросы по месту проживания), уличные (сюда можно включить  и опросы в магазинах), опросы  с центральной локализацией (in-hall, hall-test).

     Квартирный  опрос подходит для большинства задач, связанных с изучением общественного мнения. Территория населенного пункта, в котором будет проводиться опрос делиться на примерно одинаковые участки. На каждом участке намечается квартира (дом) которая является точкой старта. Интервьюер работает согласно заранее установленным правилам движения. У квартирных опросов есть свои плюсы и минусы: плюсы – возможность проведения длительных (вплоть до 40-45 минут) интервью с предъявлением стимульного материала (образцов продукции, карточек) и, конечно же, простота контроля работы интервьюеров (достаточно позвонить респонденту). Минусы – достаточно высокая себестоимость проведения таких интервью, требующая высокой квалификации интервьюеров и недоверчивость опрашиваемых (согласитесь, не каждый пустит в свою квартиру незнакомого человека).

     Опрос с центральной  локализацией чаще всего применяют для тестирования рекламной продукции. Интервью проводится в специальном помещении. Плюсы: те же, что и в квартирных опросах. Минусы: «неслучайность» и неравномерность выборки. Сложность рекрутирования отдельных групп граждан (автомобилисты, мамы с маленькими детьми и т.д.).

     Уличный опрос может применяться для широкого круга социальных и маркетинговых задач. Интервью проводятся на улицах, в магазинах, на выходах из торговых точек. Такие опросы проводятся быстро и недорого по себестоимости, что является их несомненным достоинством. И, кроме того, если проводить опросы в торговых центрах, есть возможность опроса самых различных групп респондентов. Однако есть и существенные недостатки – сложно контролировать работу интервьюеров, влияние погодных условий (снег, дождь), сложность решения организационных вопросов (например, разрешение, на проведение опроса в магазине).

     Анкета, опрос по почте иногда единственная возможность опросить требующуюся целевую группу. Существует два варианта сбора информации – сбор анкет сразу по заполнению или же сбор через некоторое время (в случае, если опрос почтовый). У анкетирования есть несколько плюсов – невысокая стоимость проведения, отсутствие «эффекта интервьюера» и более высокая откровенность респондентов. Однако и недостатки существенные – скорость получения данных, проблема возврата анкет (а вернее не возврата), не всегда репрезентативная выборка.

     Интернет-опросы в настоящее время, при существующем количестве пользователей Интернета, могут применяться только для изучения аудитории пользователей сети. Достоинство – скорость «добычи» информации, а от недостатков много – выборка стихийная, нерепрезентативная, совершенно невозможно контролировать действия респондента.

     Существует  несколько видов опроса, прежде всего  анкетирование и интервьюирование.

     Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

     Интервьюирование  представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

     Существует  несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно  беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное  интервью (свободная беседа без заранее  заданной темы).

     Данный  вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным  моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению  менее искренних ответов. В настоящее  время широкое распространение  получило телефонное интервью.

     Особым  видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод  экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе  исследования, как к одному из методов  контроля, проверки полученной информации.

     Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой  области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в  данной области. Наиболее распространенными  методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических  данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов  на основе их аттестации другими людьми[2].

Информация о работе Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных