Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 02:56, реферат

Описание

Целью нашей работы является дать лишь самую общую характеристику метода опроса и, главное, обозначить те моменты, где в применении его встречаются определенные затруднения. Перед нами стоят некоторые задачи, а именно:

1.рассмотреть в историческом контексте метод опроса
2.дать общую характеристику данного метода
3.определить место метода опроса среди других методов сбора первичной информации.

Работа состоит из  1 файл

реферат опрос.docx

— 43.69 Кб (Скачать документ)

     Метод опроса экспертов широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. Он очень  эффективен в сочетании с другими  методами. В то же время необходимо отметить, что в интересах дела экспертам чаще всего задают открытые или полузакрытые вопросы (особенно на начальной стадии исследования), что требует значительных временных  и финансовых затрат. Социологи тем  не менее считают, что метод экспертных оценок является одним из перспективных.

     Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при  соблюдении определенных требований при  ее составлении возможно получить объективные  количественно-качественные характеристики объекта исследования.

     Все вопросы в анкете следует четко  формулировать, чтобы они были понятны  респондентам, включая и используемые термины.

Вопросы не должны:

- превышать  возможности памяти и компетенции  опрашиваемых;

- вызывать  отрицательных эмоций и задевать  самолюбие респондентов;

- навязывать  мнение социолога;

- быть  перегружены вариантами ответов.

     Если  анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько  групп вопросов.

1. Вопросы  по содержанию: а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о  фактах поведения (направленные  на выявление поступков, результатов  деятельности, поведения); в) о личности  респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику  личности респондента).

2. Вопросы,  различающие по форме: а) вопросы  закрытые (к которым дается перечень  вариантов ответов); б) открытые (к  которым не прилагаются варианты  ответов. Респондент должен сформулировать  и вписать ответ); в) полуоткрытые (в которых сочетается возможность  выбора предложенных вариантов  ответа с возможностью также  сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем  тогда, когда он не уверен  в полноте известных ему вариантов  ответов.

     Закрытые  вопросы могут быть также альтернативными  и неальтернативными[4].

     Альтернативные  закрытые вопросы предполагают возможность  выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

     Неальтернативные  закрытые вопросы предполагают выбор  одного или нескольких вариантов  ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги  по работе, друзья?"

Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые  требуют критического отношения  к себе, к окружающим.

     Косвенные вопросы - в которых преодолевается необходимость критического отношения  к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: "Что мешает Вам  хорошо учиться?" Пример косвенного вопроса: "Когда я слышу упрек  в адрес студента, что он плохо  учится, я думаю, что..."

     Вопросы отличаются по своим функциям: основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры  и контрольные вопросы.

     Вопросы-фильтры  используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные  вопросы используются для проверки искренности ответов.

     При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.

     В первой части анкеты содержится обращение  к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется  порядок заполнения анкеты. Если анкетирование  анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

     В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка" и благодарность  респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке  и выбраковке анкет, кодификаторы и  т.д.

     В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти  показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и  субъективными (степень удовлетворенности  работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в  качестве показателей выступают  объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые, где показатели перечисляются  в порядке значимости.

     После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и  бланков-интервью на точность и полноту  заполнения. Если они заполнены неправильно  или не заполнены на 30%, то такие  анкеты (бланки) выбраковываются и  не подлежат обработке.

     Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно  обрабатывать вручную, большое - на персональных компьютерах и ЭВМ. В последнем  случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др.  

  После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

     На  заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

     Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные  документы. 
 
 
 

     В литературе описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном  конструировании вопросов. Наиболее часто упоминают такие внешние  признаки, связанные с недостатками в составлении анкеты, как: отсутствие порядка в ответах (пропуски вопросов) вследствие неудачного формулирования вопросов, использования специальных  терминов, затрудняющих их понимание; преобладание единообразных ответов  типа «все или ничего», т.е. отсутствие различий в ответах у респондентов -результат высокой стереотипности вопроса; большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» -расплывчатость, неопределенность вопросов; большое количество неуместных комментариев опрашиваемых - неполный перечень возможных альтернатив ответа; значительный процент отказов -плохая композиция анкеты, неудовлетворительная инструкция анкеты и др. Существует специфика составления вопросника для интервью, учитывающего особенности личного взаимодействия участников опроса, а также этап (фазу) его проведения.

     Основные  виды интервью в социально-психологическом исследовании -стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избегать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания. Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др. Выделяют также другие виды интервью, например, фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями по целям применения и характеру получаемой информации (Г. М. Андреева, 1972; В.А. Ядов, 1995; А. Л. Свенцицкий, 1977). Принято выделять ключевые фазы: установление контакта, основная и завершение интервью. Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) -оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст-интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта (Р. Мертон, 1986).

     Виды  анкетирования разделяются по числу  опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу  распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством  заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и  по объему анкет.

     Предпочтение  типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности  проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние  личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.

Выводы

Весь  набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние  относятся к специфической области  социальной психологии, к так называемой «психологии воздействия». Существует и много других классификаций  методов социально-психологического исследования. Например, различают  три группы методов:

1) методы  эмпирического исследования,

2) методы  моделирования, 

3) управленческо  - воспитательные методы.

     Методы  обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, поскольку  большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые  общенаучные приемы. Среди методов  сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в  частности, контент-анализ), разного  рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Наблюдение является «старым» методом социальной психологии и иногда противопоставляется  эксперименту как несовершенный  метод. Вместе с тем далеко не все  возможности метода наблюдения сегодня  исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов  метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая  встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое? Существует много различных предложений для организации так называемого структурирования данных наблюдения, т.е. выделения заранее некоторых классов, например, взаимодействий личностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий и т.д. Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений есть по существу вопрос о единицах наблюдения, как известно, остро стоящий и в других разделах психологии. В социально-психологическом исследовании он может быть решен только отдельно для каждого конкретного случая при условии учета предмета исследования. Другой принципиальный вопрос -- это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения. Хотя и существует много различных процедур для того, чтобы обеспечить фиксацию этих единиц в определенные промежутки времени и их кодирование, вопрос нельзя считать до конца решенным. Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований. Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод «объективный» методу «субъективному». Вряд ли это противопоставление уместно: ведь и в документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Проблема понимания -- это особая проблема психологии, но здесь она включается в процесс применения методики, следовательно, не может не приниматься во внимание.

Информация о работе Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных