Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 02:56, реферат

Описание

Целью нашей работы является дать лишь самую общую характеристику метода опроса и, главное, обозначить те моменты, где в применении его встречаются определенные затруднения. Перед нами стоят некоторые задачи, а именно:

1.рассмотреть в историческом контексте метод опроса
2.дать общую характеристику данного метода
3.определить место метода опроса среди других методов сбора первичной информации.

Работа состоит из  1 файл

реферат опрос.docx

— 43.69 Кб (Скачать документ)

     Метод контент-анализа есть смысл применять  только в тех случаях, когда исследователь  имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать  многочисленные тексты. Практически  этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в  области массовых коммуникаций. Ряд  трудностей не снимается, конечно, и  применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения  единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции  исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей. Как и при использовании многих других методов в социальной психологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя. Опросы -- весьма распространенный прием  в социально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число  нареканий. Обычно критические замечания  выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов  испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или  на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов  опросов наибольшее распространение  получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях  больших групп). Главные методологические проблемы, которые возникают при  применении этих методов, заключаются  в конструировании вопросника. Первое требование здесь -- логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник  доставлял именно ту информацию, которая  требуется по гипотезе, и того, чтобы  информация эта была максимально  надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки  и т.д. Все это служит тому, чтобы  вопросник не требовал ответов «в лоб», чтобы содержание его было понятно автору лишь при условии проведения определенного замысла, который изложен не в вопроснике, а в программе исследования, в гипотезе, построенной исследователем. Конструирование вопросника -- труднейшая работа, она не может выполняться поспешно, ибо всякий плохой опросник служит лишь компрометации метода. Отдельная большая проблема -- применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности», о которой речь шла выше. Но нужно иметь в виду, что все эти проблемы не являются новыми для социальной психологии, по поводу каждой из них разработаны определенные «противоядия», и задача заключается лишь в том, чтобы с должной серьезностью относиться к овладению этими методами. В противовес распространенному непрофессиональному взгляду, что опросы -- самый «легкий» для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос -- это самый «трудный» метод социально-психологического исследования.

Литература

1. Андреева  Г.М. Социальная психология. М., Аспект-Пресс, 2000.

2. Бехтерев  В. М. Избранные работы по  социальной психологии. М., Наука, 1994.

3. Будкова  Е.А. Социально-психологические проблемы  в русской науке. М., Наука, 1983.

4. Введение  в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М., Наука, 1994.

5. Кэмпбелл  Д. Модели экспериментов в социальной  психологии и прикладных исследованиях.  СПб., Социально-психологический центр, 1996.

6. Лекции  по методике конкретных социальных  исследований. / Под ред. Г.М. Андреевой.  М.. Изд-во МГУ, 1972.

7. Методики  социально-психологического исследования  личности и малых групп. //Отв.  ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева.  М., ИП РАН, 199  
 
 
 
 

Информация о работе Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных