Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание

В настоящее время проблема эмоций стала достаточно популярной. Она относится к числу весьма актуальных и весьма сложных проблем современной психологии. Как теоретический, так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, ем разрешенных. Причины надо искать не столько в субъективных факторах - в нежелании или неумении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а в объективной сложности самой проблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем. И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции - отражения и регуляции, - эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, - ощущения, восприятие, память, мышление и др.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения эмоциональных процессов и состояний
1.1 Понятие эмоций
1.2 Теории эмоций
1.3 Классификация эмоциональных процессов и состояний
Глава 2. Эмоциональные процессы, их характеристика
2.1 Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
2.2 Настроение, собственно эмоции и чувства
2.3 Методы изучения эмоциональных процессов и состояний
Заключение
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Джемс следующим  образом резюмирует свою теорию: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание человеком этого возбуждения и есть эмоция… Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, лишенным колорита и эмоциональной «теплоты». Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Эмоции и деятельность. - СПб.: Питер, 2003. с.565.

Теория Джемса-Ланге  правильно отмечала существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения периферического характера. Действительно, без вегетативных реакций нет эмоций. Они являются не только внешним выражением эмоций, но и их компонентом. Но теория Джемса-Ланге совершенно ошибочно свела эмоции исключительно к периферическим реакциям. Современная физиология показала, что эмоции не сводимы к одним лишь периферическим реакциям.

Данная психоорганическая  теория эмоций получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия центральной нервной системы. Было доказано, что для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого.

Динамику эмоциональных  процессов рассмотрел и С.Шехтер. Он показал, что немалый вклад  в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция  эмоций, предложенная С.Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рис.1.1).

Рис.1.1. Факторы  возникновения эмоций, согласно когнитивно-физиологической  концепции С.Шехтера

Согласно этой теории на эмоциональное состояние  помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.

Психофизиолог П.В.Симонов предложил потребностно-информационную теорию возникновения эмоций. Согласно этой теории зависимость эмоций от количества информации, которой располагает человек, и от силы потребности можно выразить следующим образом:

Эмоция = П (НИ - ИИ),

где П - уровень  потребности; НИ - необходимая для  удовлетворения этой потребности информация; ИИ - имеющаяся информация. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. - М., 1986. / Что такое эмоция. с.16-17.

Согласно П.В.Симонову, эмоции связаны с потребностями, но характер эмоций зависит от того, имеет ли человек достаточной информации о средствах удовлетворения этой потребности. если информации мало и человек не знает как удовлетворить потребность, - эмоция отрицательная.

Итак, подводя  итог вышеизложенному, следует отметить то, что теории помогают объяснить поступки человека, его действия в различных ситуациях. Эмоции во многом зависят от образа жизни человека. Человек (если он психически здоров) стремится получать как можно больше положительных эмоций и как можно меньше - отрицательных.

1.3 Классификация эмоциональных процессов и состояний

Важным нерешенным вопросом общей психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональных  процессов. Эмоции представляют собой  системные явления и как таковые  обладают системными качествами. Выделение  этих качеств, их объективизация позволит построить непротиворечивую классификацию эмоций.

Универсальную классификацию эмоций создать вообще невозможно, так что классификация, пригодная для решения одного круга задач, должна быть заменена другой при решении задач иного сорта, принципиально отличных от первых. Додонов Б.И. предлагает свой особый подход к решению данного вопроса. Объектом внимания являются не все эмоции, а только те из них, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают ценность процессу его деятельности. Классификации Б.И.Додонова подлежат эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве «ценных» переживаний.

1. Альтруистические  эмоции. Эти переживания возникают  на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные  эмоции. Эти эмоции возникают  на основе потребности в общении.

3. Глорические  эмоции. Эти эмоции связаны с  потребностью в самоутверждении,  в славе.

4. Праксические  эмоции - это переживания, «вызываемые  деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее.

5. Пугнические  эмоции. Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в  преодолении опасности, на основе  которой позднее возникает интерес  к борьбе.

6. Романтические  эмоции. Мы под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

7. Гностические  эмоции. Эти эмоции мы связываем  не просто с потребностью в  получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной  гармонии». Суть ее в том,  чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю информацию к одному «общему знаменателю».

8. Эстетические  эмоции. Категория эстетических  чувств выделена давно. Тем  не менее в вопросе о природе  и составе эстетических переживаний до настоящего времени остается много неясного. Выделяют два основных взгляда на эту проблему. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека и мер предметов». А.С.Молчанова. На вкус, на цвет… М., 1966, с.120. Соответствие это отражается в чувстве красоты.

9. Гедонистические  эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные  эмоции. Эти эмоции возникают  в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему  за пределы практической нужды  в них.

Такова классификация  эмоций по Б.И.Додонову.

В.К.Вилюнас  выделяет две группы эмоциональных  явлений: 1) ведущие эмоциональные  явления; 2) производные эмоциональные  явления. Ведущие эмоциональные  явления (переживания, процессы) побуждают  к деятельности и отвечают за общую  ее направленность; они релевантны деятельности в целом. Они в значительной степени определяют и направленность эмоциональной жизни. Производные эмоциональные явления - это те явления, которые возникают уже при наличии ведущего побуждения, то есть в процессе деятельности, и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п. В.К.Вилюнас. Психология эмоциональных явлений // Функциональная классификация эмоций. 1976, с.100-119.

Наиболее известно деление эмоций по их субъективному  переживанию. Здесь выделяют две  категории: эмоции положительные, связанные  с удовлетворением жизненных  потребностей человека и потому доставляющие нас удовольствие, и эмоции отрицательные, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и доставляющие неудовольствие.

С другой стороны, все эмоции можно классифицировать по их содержанию. При этом выделяют простые и сложные эмоции. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным - моральное чувство, эстетическое чувство и т.д.

Наконец, выделяют следующие  эмоциональные процессы: чувственный  тон, настроение, аффект, собственно эмоции, стресс, фрустрация, страсть, высшие чувства. Эту классификацию предложил Е.И.Рогов. Е.И.Рогов. Эмоции и воля // Виды чувств. 1999, с.60-61.

Наиболее распространенной является классификация эмоциональных  процессов А.Н.Леонтьева. Он считает, что эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенно эмоций состоит в том, что они отражают отношения между потребностями и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. Одни и те же процессы, осуществляющие разные деятельности, могут приобретать разную и даже противоположную эмоциональную окраску. Эмоциональные состояния, возникая в предметных ситуациях, как бы «метят» на своем языке эти ситуации и объекты.

Эмоциональные состояния  имеют у человека свою историю, свое развитие. При этом происходит изменение  их функций и их дифференциация, так что они образуют существенно  разные уровни и классы. Это аффекты, возникающие внезапно и невольно; далее, это собственно эмоции - состояния преимущественно ситуационные, с ними связаны предметные чувства, то есть устойчивые, «кристаллизованные» в предмете эмоциональные переживания, наконец, это настроения - очень важные по своей «личностной» функции субъективные явления. Эти классы эмоциональных состояний вступают между собой в сложные отношения. А.Н.Леонтьев. деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

Т.Браун в основу классификации  положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т.е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные.

Рид строил классификацию  на основании отношения к источнику  действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) которым свойственно  механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).

И.Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых  лежала причина возникновения эмоций: сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевой сфере.

А.Бэн (1902) выделял 12 классов  эмоций. Основоположник научной психологии В.Вундт считал, что число эмоций настолько велико (больше 50000), что  язык не располагает достаточным  количеством слов для их обозначения.

Как отмечает П.В.Симонов (1970), ни одна из предложенных классификаций  не получила признания.

Л.В.Куликов (1997) делит эмоции («чувства») на активационные, к которым  относит бодрость, радость, азарт; тензионные (эмоции напряжения) - гнев, страх, тревога; и самооценочные - печаль, вина, стыд, растерянность.

Итак, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что попытки  дать универсальные классификации  эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого  собственное основание. Но ни одна из этих классификаций не получила широкого признания. Теории же эмоций помогают объяснить поступки человека в разных ситуациях. Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков человека.

 

Глава 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Каждый человек рождается  с определенным набором эмоциональных  реакций, более того, эмоции есть и  у животных. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся  страх и тревога как выражение  потребности в самосохранении, радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребностей в движении.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми и вследствие формирования собственного «Я» возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями, но от этого не становятся менее значимыми, напротив, именно они доставляют наибольшие страдания и радость.

2.1 Основные виды эмоциональных  процессов и их характеристика. Аффект и стресс

Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения, собственно эмоции и чувства.

В начале ХХ века среди различных  «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффекты  почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. По В.Витвицкому, аффект - это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни» (1946). К аффектам он относил такие эмоциональные реакции, как страх, ужас, гнев и т.п. К.Штумпф считал чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилось представление о некоторой самостоятельности аффекта как вида эмоциональных явлений и при классификации этих явлений его стали выделять наряду с эмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями. А.Н.Леонтьев писал, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом.

Аффект как разновидность  эмоций характеризуется:

1) быстрым возникновением;

2) очень большой интенсивностью  переживания;

3) кратковременностью;

4) бурным выражением (экспрессией);

5) безотчетностью, т.е. снижением  сознательного контроля за своими  действиями; в состоянии аффекта  человек не способен держать  себя в руках. При аффекте  мало продумываются последствия  совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он находится в беспамятстве;

6) диффузностью; сильные  аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением  способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев застилает глаза», «ярость ослепляет»).

Аффективные проявления положительных эмоций - это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ  безудержного веселья, смеха, а аффективные проявления отрицательных эмоций - это ярость, гнев, ужас, отчаяние, сопровождающиеся нередко ступором (застыванием в неподвижной позе). После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, то есть так называемый аффективный шок.

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов