Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:13, курсовая работа
В настоящее время проблема эмоций стала достаточно популярной. Она относится к числу весьма актуальных и весьма сложных проблем современной психологии. Как теоретический, так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, ем разрешенных. Причины надо искать не столько в субъективных факторах - в нежелании или неумении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а в объективной сложности самой проблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем. И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции - отражения и регуляции, - эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, - ощущения, восприятие, память, мышление и др.
Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения эмоциональных процессов и состояний
1.1 Понятие эмоций
1.2 Теории эмоций
1.3 Классификация эмоциональных процессов и состояний
Глава 2. Эмоциональные процессы, их характеристика
2.1 Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
2.2 Настроение, собственно эмоции и чувства
2.3 Методы изучения эмоциональных процессов и состояний
Заключение
Используемая литература
Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиям, образующими содержание нравственного сознания человека.
Чувства носят
личностный характер. Это означает,
что в них отражается значимость
предметов и явлений для
Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства.
Чувства тесно связаны с потребностями личности. За каждой эмоцией человека стоит конкретная потребность. То есть чувства порождаются двумя причинами; с одной стороны, потребностями человека, а с другой - его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.
Полярность чувств также является их отличительной характеристикой. Это свойство связано с тем, что каждое чувство имеет свою противоположность и их можно группировать попарно. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствие - неудовольствие; симпатия - отвержение, так и в более сложных чувствах: любовь - ненависть, радость - горе и т.д. Чувства помогают нам разобраться в окружающем мире. Прислушиваясь к своим чувствам, человек может определить, что полезно, а что вредно, что хорошо, а что плохо. В зависимости от ситуации наши чувства оказываются ближе к одному или другому «полюсу».
Чувства характеризуются направленностью, которая определяет, насколько прочны связи наших чувств с различными окружающими нас объектами. Одинаковые чувства могут иметь разную направленность.
Важным качеством чувств является их интегральность, то есть исключительная возможность к объединению и подчинению себе других состояний и реакций. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний.
Важной особенностью чувств является их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека. Историческая и социальная обусловленность чувств является еще одной их особенностью. Это означает, что они по-своему проявляются у разных народов, в разные исторические периоды. Так, выражение радости в австралийском племени и в коллективе английских ученых будет очень различаться.
2.3 Методы изучения эмоциональных процессов
Поскольку возникновение эмоций связано с изменением физиологических параметров, естественно стремление исследователей, диагностирующих наличие того или иного эмоционального состояния, опираться на эти «объективные» показатели.
Среди вегетативных показателей наиболее часто используются частота сердечных сокращений, артериальное давление и кожно-гальваническая реакция, реже - газообмен и энерготраты (Мясищев, 1929; Ермолаева-Томина, 1965; Валуева, 1967 и др.).
О.В.Овчинникова и Н.Н.Наенко (1968) для измерения эмоциональной напряженности использовали показатели температуры кожи на пальцах руки. Температура пальцев, с их точки зрения, позволяет дифференцировать эмоциональное напряжение от операционального: при первом температура понижена, при втором - повышена.
Ю.М.Забродиным и др. (1989) разработан метод оценки личностной и ситуативной тревожности с помощью оценки временных интервалов. Высчитываются два показателя: средняя относительная ошибка вычисляется как отношение:
,
где О - объективная длительность временного интервала, а S - это субъективная оценка.
Стандартное отклонение
(G), т.е. разброс величины ошибки в
блоке предъявляемых
Разработаны электромиографические
методы диагностики эмоций по выражению
лица (измерение лицевой экспрессии)
П.Экман и У.Фризен разработали метод, получивший название «FACS - система кодирования активности лицевых мышц». Метод основан на детальном изучении в течение более 10 лет анатомии лицевых мышц. Была выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, вовлеченных, например, в кусание губ.
Применение этой методики показало, что при отрицательных эмоциях (гнев, страх, отвращение, печаль) активизируется около 41% всех мышц лица. При этом степень электрической активности мышц находится в определенном соответствии с глубиной переживания этой эмоции.
В ряде исследований показано, что лицевая экспрессия находится под социальным контролем, определяемым принятыми нормами поведения.
В ряде ситуаций единственным каналом, по которому может поступать информация об эмоциональном состоянии человека, является речевой. В связи с этим разработка аппаратурных методов диагностики этих состояний по различным параметрам речи имеет большое практическое значение. Ряд таких методов разработан в лаборатории В.И.Галунова при участии В.Х.Манерова. Выделяются следующие характеристики: частота основного тона речи за каждый период, средняя частота основного тона речи за любой отрезок высказывания, интервал изменения частоты основного тона, изрезанность кривой основного тона. Эти показатели позволяют определить степень эмоционального возбуждения говорящего.
Однако вопрос о том, можно ли диагностировать качество эмоций по физиологическим показателям, до сих пор дискутируется учеными. Многие из них считают, что качество эмоциональных переживаний не всегда определяется интенсивностью и реактивностью физиологических показателей.
В ряде работ показаны индивидуальные реакции разных людей на одно и то же эмоциональное состояние.
В исследовании А.Е.Ольшанниковой показано, что одни и те же эмоциональные состояния могут у разных людей сопровождаться как увеличением, так и уменьшением исходных значений вегетативных реакций.
Ни поведение, ни различные психологические и физиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение пульса или укорочение времени реакции могут наблюдаться при различных эмоциональных состояниях.
Реальный путей для диагностики состояний не дается. В.Л.Марищук приводит 49 групп показателей, с помощью которых могут оцениваться состояния.
Выбор показателей должен быть целенаправленным, отражающим реакцию важных блоков целостной функциональной системы. Прежде чем приступить к диагностике эмоционального состояния, нужно знать его структурную модель: что из-за чего возникает и на что направлен фиксируемый сдвиг.
Некоторые исследователи
стараются при диагностике
Таким образом, системный подход к диагностике эмоциональных состояний позволяет выбрать оптимальное число методик и показателей, необходимых для диагностики.
Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость).
Трудность изучения эмоций обусловлена тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях. В последнее время наметился один из путей изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Этот путь разрабатывается швейцарскими психологами. Е.П.Ильин. Эмоции и чувства // Методы изучения эмоциональной сферы человека. 2001, с.437-446.
В данной главе были описаны основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общении человека с окружающими его людьми. Но ведь каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет еще и подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - например, по следующим: интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, происхождению, условиям возникновения, направленности, по способу их выражения в поведении и по нейрофизиологической основе. Также существуют психологические методы изучения эмоциональных процессов, состояний, но некоторые исследователи выявляют особенности эмоциональной сферы человека, опираясь и на физиологические показатели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышеизложенному в данной работе следует отметить, что эмоции - это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.
Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.
В ходе своего развития
эмоции дифференцируются и образуют
у человека различные виды, отличающиеся
по своим психологическим
Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.
Существуют две разные точки зрения на вопрос: развиваются ли эмоции в течении жизни человека.
Исследователи по-разному отвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение - о том, что эмоциональная сфера человека развивается.
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными характеристиками эмоциональных процессов. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.
Используемая литература
1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты - М., 1984.
2. Бэн А. Психология. - М., 1996. - Т.2, кн.3-4.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М., 1984.
4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1999.
5. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.6.
6. Гельгорн Э.
Эмоции и эмоциональные
7. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987.
8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.
9. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., - М., 2003.
10. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001.
12. К работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». М., 1977.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
14. Ладанов И.Д. Управление стрессом. М., 1989.
15. Лазарус Г.
Теория стресса и
16. Левитов Н.Д.
О психических состояниях
17. Немов Г.С. Психология. Уч-к. В 3-х кн. // Кн.1. Общие основы психологии. - М., 1999.
18. Никифоров А.В. Эмоции в нашей жизни. М., 1974.
19. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии - М., 1977.
20. Молчанова А.С. На вкус, на цвет… М., 1966.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.
22. Рогов Е.И. Эмоции и воля // Особенности чувственной сферы. М., 2001.
23. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. - М., 1986.
24. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 1970.
25. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982.
26. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. - М., 1998.
27. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности - М., 1971.
Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов