Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание

В настоящее время проблема эмоций стала достаточно популярной. Она относится к числу весьма актуальных и весьма сложных проблем современной психологии. Как теоретический, так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, ем разрешенных. Причины надо искать не столько в субъективных факторах - в нежелании или неумении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а в объективной сложности самой проблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем. И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции - отражения и регуляции, - эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, - ощущения, восприятие, память, мышление и др.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения эмоциональных процессов и состояний
1.1 Понятие эмоций
1.2 Теории эмоций
1.3 Классификация эмоциональных процессов и состояний
Глава 2. Эмоциональные процессы, их характеристика
2.1 Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
2.2 Настроение, собственно эмоции и чувства
2.3 Методы изучения эмоциональных процессов и состояний
Заключение
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности  человека (человек позволяет себе прийти в аффективное состояние), либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

Однако такое  понимание аффекта не согласуется  с использованием термина «аффект» для обозначения любых эмоциональных  реакций, что характерно для западной психологии. Е.П.Ильин. эмоции и чувства // Характеристика различных видов эмоционального реагирования. Аффект, 2001., с.52-54.

Согласно С.Л.Рубинштейну, аффект - это стремительно и бурно  протекающий эмоциональный процесс  взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками - потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Виды эмоциональных переживаний. Аффект. 2003, с.579-580.

Аффект возникает  как реакция на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым  к его концу. Например, горе при  потере близкого человека, гнев при  измене, радость при успехе - все  этого переживается как бы после  того, что уже случилось.

Любое чувство  может переживаться в аффективной  форме. Если эмоция может быть названа  «душевным волнением», то аффект - это  шквал, буря. Аффект говорит об очень  большой силе переживания.

Различают два  вида аффекта:

1) Патологический

2) Физиологический.

Патологический  аффект является следствием психического заболевания, протекает при отсутствии сознания.

Физиологический аффект возникает у нормального  человека. Протекает физиологический  аффект при сохранном сознании.

Выделяют два  типа патологического аффекта:

1) голотимный

2) кататимный.

Феноменологическое  сходство этих патологических аффектов обусловлено нарушением произвольности и неразряжаемостью, а их различие определяется двумя моментами: степенью предметности эмоционального переживания  и характером связи с объектом. Понятие «кататимия» отражает влияние эмоциональных факторов на мыслительную деятельность человека. В случае кататимного аффекта речь идет о патологически гипертрофированном значении объекта, обусловленном спецификой потребностей. Связь с предметом, хотя не всегда осознана и не всегда истинна, - избыточно жестка.

Другой вариант - «псевдосвязи» - демонстрирует голотимный аффект.

Аффект, обознчаемый  как голотимный - это «беспредметное»  эмоциональное явление, возникающее  в результате физиологических событий, которое опредмечивается во внешнем мире. Его феноменологической характеристикой является психологическая невыводимость из личностной истории.

Итак, феноменологически  кататимный аффект представляет собой  эмоциональное явление, связанное со значимыми областями существования человека, с его ценностями и мотивами. Структурно этот аффект сходен с нормальной эмоцией. Кататимный аффект также неразряжаем.

В генетическом плане голотимный аффект связан с  расстройствами на биологическом уровне.

Правильное  понимание аффектов имеет большое  значение для педагогики и особенно для практики судебной психиатрии. Нарушения психической деятельности при аффектах показывают, насколько  внутренне и взаимно обусловлены  все психические процессы.

Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации.

В настоящее  время стало модным вместо термина  «эмоциональная напряженность» употреблять  термин «стресс».

Слово «стресс», также как «успех», «неудача»  и «счастье» имеет разное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Как отмечает Ю.Г.Чирков, стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость - в неопределенности, расплывчатости границ. Ю.Г.Чирков. Стресс без дистресса. 1988.

Г.Селье полагает, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось  как «дистресс», затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». Имеется точка зрения, что слово «стресс» произошло от латинского «затягивать». Новым был тот смысл, который в него вложил Селье.

В законченном  виде учение о стрессе как об общем  адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г.Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты.

Г.Селье трактует понятие «стресс» по-разному. Если в  его первых работах под стрессом понимались совокупность всех неспецифичных изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных сил организма, то в более поздних работах под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, то есть произошло упрощение этого феномена и понятия.

Постепенно  по мере изучения стресса Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологического фактора. В публикациях  чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс». Это привело к размыванию понятия стресс, так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях и эмоционально-психические синдромы, порождаемые телесными повреждениями.

Это привело  к смещению психофизиологического  и физиологического подходов к изучению стресса.

Первым попытался  разграничить физиологической и  психологическое понимание стресса  Г.Лазарус. Лазарус Г. Теория стресса  и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс, 1970. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной.

На финальной  стадии разработки своего умения Г.Селье  говорит о двух видах стресса - дистресс, связанный с отрицательными эмоциональными реакциями, эустресс, связанный  с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу понятий вошли все физиологические явления, включая и сон.

То есть стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоциональное  состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических  перегрузках, то есть в необычно трудной  ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненные переживания - обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, то есть стресс. Дубровина И.В., Данилова. Психология. // Эмоциональные состояния. Стресс. 2003, с.205-206.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

В настоящее  время в зависимости от результатов стресса ученые различают эустресс (положительный стресс, который сочетается в желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).

В зависимости  от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

Г.Селье выделил  в развитии стресса три этапа. Первый этап - реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению  к конкретному травмирующему воздействию. Второй этап - этап стабилизации, на котором все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап - стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия и даже смерть.

Таким образом, аффект и стресс - это эмоциональные  процессы, которые отличаются друг от друга специфичной для них  формой протекания. Но в эмоциональной  сфере человека выделяют также и  такие эмоциональные процессы, как настроение и собственно эмоции и чувства, о которых пойдет речь дальше.

эмоция аффект стресс чувство

2.2 Настроение, собственно эмоции и чувства

Из всех эмоциональных  феноменов настроение является самым  неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д. Именно так С.И.Ожегов и определяет настроение: как внутреннее душевное состояние, как направление мыслей, чувств.

В большинстве  учебников психологии настроение описывается  как самостоятельный эмоциональный  феномен, отличающийся от эмоций.

По Л.С.Рубинштейну «Настроение - не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато - многообразно и по большей части расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство». Рибунштейн Л.С. Основы общей психологии // Виды эмоциональных переживаний. 2003, с.581-583. Рубинштейн подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональных переживаний, личностно.

Прийти к  какому-то однозначному определению настроения невозможно. Поэтому необходимо рассмотреть разные характеристики настроения.

В отличие от эмоционального тона ощущений и эмоций настроение в большинстве отечественных  учебников по психологии характеризуется:

1) слабой интенсивностью;

2) значительной  длительностью; настроение может  длиться часами, а то и днями;

3) подчас неясностью  его причины; испытывая то или  иное настроение, человек, как  правило, слабо осознает причины,  его вызвавшие, не связывает  его с определенными людьми, явлениями или событиями.

4) влиянии на  активность человека; непостоянно  присутствуя у человека в качестве  эмоционального фона, оно повышает  или понижает его активность  в общении или работе.

Говоря о  видах настроения, можно сказать, что оно может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, то есть повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, оптимизмом.

Вторым проявлением  хорошего настроения является эйфория, которая характеризуется беспечностью, безмятежностью, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам жизни.

Говорят также  об общественном настроении как общественном сознании, отражающем преобладание чувства  и настроения коллектива, социальной группы.

То есть настроение представляет собой общее эмоциональное  состояние, окрашивающее в течение  значительного времени все поведение  человека. Настроение бывает радостное  или печальное, бодрое или вялое  и т.д.

Люди различаются  по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. 1964, с.106-110.

Собственно  эмоции представляют собой длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся  во внешнем поведении. Они имеют  отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное  личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми. Само выражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют этнографические описания и такие факты, как, например, своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты, первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я». вторые - как состояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно появление эмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например, аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности. А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

Собственно  эмоции - это длительное эмоциональное  состояние, которое возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1984, с.10.

Более условным и менее общепринятым является выделение  чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающего с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об абвивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций.

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов