Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:38, контрольная работа

Описание

Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.

Содержание

Введение 3
1. Наблюдение. 4
1.1 Цель, предмет, объект и ситуация наблюдения. 5
1.2 Программа наблюдения и обработка результатов. 6
2. Виды наблюдения. 8
2.1. Самонаблюдение. 8
2.2 Объективное наблюдение. 9
3. Достоинства и недостатки метода наблюдения. 12
Заключение. 15
Список литературы 16
Словарь 17

Работа состоит из  1 файл

Оригинал Методы СП.docx

— 54.35 Кб (Скачать документ)

Оглавление


Введение 3

1. Наблюдение. 4

1.1 Цель, предмет,  объект и ситуация наблюдения. 5

1.2 Программа  наблюдения и обработка результатов. 6

2. Виды наблюдения. 8

2.1. Самонаблюдение. 8

2.2 Объективное  наблюдение. 9

3. Достоинства  и недостатки метода наблюдения. 12

Заключение. 15

Список литературы 16

Словарь 17

 

 

 

Введение


Формой любого эмпирического познания исторически служит наблюдение, поскольку именно с него начинается познание. Более широкий характер применения, используется как в обыденном, так и в научном познании.

Наблюдение относится  к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и  целенаправленном восприятии психических  явлений с целью отыскания  смысла этих явлений, который непосредственно  не дан. Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие  опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.

Наблюдение представляет собой форму исследований, с помощью  которых осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения  того или иного объекта или  субъекта. Наблюдение, в отличие  от других видов исследований не зависит  от готовности наблюдаемого объекта  сообщать информацию. Наблюдение –  это процесс открытого или  скрытого от наблюдаемого сбора и  регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдений могут быть свойства и поведение  индивидуумов. Недостатком наблюдений является невозможность выявления  мнений, представлений, знаний людей. Поэтому  на практике наблюдения обычно используются совместно с другими методами исследований.

 

1. Наблюдение.


Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и  на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. В этом и заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание.

Наблюдение — это метод, которым пользуются все люди. Однако научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни, имеют ряд существенных различий. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие психической жизни человека.

В рамках психологии наблюдение – это систематическая, целенаправленная прямая фиксация очевидцем определенных «событий», т.е. проявлений психики  человека в тех или иных ситуациях. Оно состоит в том, чтобы квалифицировать, обозначить, сравнить различные поведенческие проявления, и за счет этого описать целостное поведение. Несмотря на развитие различных методов психологии, наблюдение не потеряло своего значения, т.к в психологии есть задачи, которые лучше всего решаются с помощью наблюдения, а некоторые - только благодаря наблюдению. В частности, в феноменологических исследованиях, где стоит цель выявить все многообразие признаков, присущих изучаемому феномену, очень часто единственным может стать метод наблюдения. Так были изучены застенчивость, честность, тревожность, саморегуляция и другие психические явления.

Наблюдение существенно  дополняет информацию, получаемую с  помощью других методов. Эти дополнения могут иметь характер уточнения, объяснения, новизны фактов и т.п. Велика роль наблюдения в развитии и совершенствовании других методов  психологии. Если проанализировать процесс  создания опросников, анкет, то обнаружится, что одним из первых этапов при  их разработке было наблюдение. При разработке экспериментов также не обойтись без предварительного проведения наблюдения, которое часто составляет основу пилотажного исследования. Наблюдение помогает в создании экспериментальной ситуации, при отборе содержания экспериментальных заданий.

1.1 Цель, предмет, объект и ситуация  наблюдения.


Наблюдение всегда начинается с постановки цели. Это связано  с особенностями восприятия, являющегося  основным механизмом наблюдения. Цель наблюдения становится средством управления восприятием, обеспечивающим изобретательность, видение одних предметов и  отнесение в фон других. Необходимость  цели возникает в связи с тем, что наблюдение происходит в естественных условиях жизни человека, где в  поток жизнедеятельности естественным образом включены самые разнообразные  психические особенности в их единстве. Цель помогает из естественного  жизненного пространства и времени  выбрать то, что необходимо увидеть.

После определения цели перед  наблюдателем встает вопрос: что нужно  фиксировать, на что смотреть при  изучении интересующего явления. При  ответе на этот вопрос необходимо:

Во-первых, понимать, какое психическое явление составляет предмет наблюдения. Это знание должно включать не только понятие о данном явлении, но и характеристику многообразия его проявлений, свойств, закономерностей протекания, формы существования.

Во-вторых, следует познакомиться  в литературе с методами или методиками, в которых уже выделены признаки изучаемого психического явления, составляющие объект наблюдения.

В-третьих, выбор объекта  наблюдения, который раскрывает психическую сущность наблюдаемого явления, интерпретация и понимание наблюдаемого зависят от концептуального подхода к предмету наблюдения.

В психологии многие явления  трактуются с различных теоретических  позиций. Нет единого понимания  способностей, мотивов, эмоций, мышления, темперамента и др., поэтому важно  знать специфику того подхода, с  позиций которого будут рассматриваться  предмет наблюдения. Только с учетом этого знания решается вопрос о том, что нужно наблюдать для изучения выбранного предмета.

В период подготовки к проведению наблюдения специалист решает какую выбрать ситуацию наблюдения. Психические явления могут иметь как ситуативный, так и устойчивый характер. Зная об этом и учитывая цели наблюдения, необходимо определить, будут ли ситуации варьировать и охватывать все возможное их разнообразие или, наоборот, наблюдение будет проводиться в одной и той же многократно повторяющейся ситуации. В первом случае можно установить те признаки наблюдаемых психических явлений, которые имеют устойчивый, а не ситуативный характер, а во втором те, которые обусловлены выбранной ситуацией.

Какой бы характер не имели  ситуации наблюдения, основное, общее  требование к ним состоит в  том, что они должны быть естественными  для наблюдаемого человека, он должен жить своей обычной жизнью. Изучение естественного поведения является одним из достоинств наблюдения.

Предметом наблюдения могут  являться различные особенности  вербального и невербального  поведения. Исследователь может наблюдать:

1) речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.);

2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и  др.;

3) движения (перемещения  и неподвижные состояния людей,  дистанционно между ними, скорость  и направление движений и пр.);

4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).

Главными особенностями  метода наблюдения, по мнению В.Н. Дружинина, являются:

—непосредственная связь  наблюдателя и наблюдаемого объекта;

—пристрастность (эмоциональная  окрашенность) наблюдения;

—сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление).

1.2 Программа наблюдения и обработка  результатов.


Программа наблюдения составляется с учетом требований, которые необходимо выполнить для проведения наблюдения и при обработке его результатов, а именно:

- сформулировать и записать  цель наблюдения и предмет  наблюдения (исследования);

- определить объекты, которые будут фиксироваться при наблюдении, и все их вписать, убедившись, что есть возможность через них познать наблюдаемый психологический феномен;

- определить и описать ситуации, в которых будут проводиться наблюдения;

- установить временные рамки наблюдения и составить его график;

- определить форму регистрации наблюдаемых объектов (или вид записи) и оценить возможность сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время или в разных ситуациях, возможно, разными наблюдателями;

- разработать или заготовить (если уже есть готовые формы) бланки регистрации наблюдаемого явления, если имеется такая необходимость.

Составленная в соответствии с этими требованиями программа  важна прежде всего самому наблюдателю, поскольку в ней в письменном виде регистрируется все то, что составляет основу конкретной методики наблюдения.

В истории метода наблюдения уже сложились некоторые представления  об условиях объективности полученных данных, одно из них – проведение многократных длительных наблюдений. Для выполнения этого требования наличие программы оказывается  просто необходимым, так как программа  организует наблюдение иногда на протяжении длительного периода, обеспечивая  сохранение единообразия процедуры.

Другой способ повышения  достоверности данных, получаемых в  наблюдении, - проведение независимого наблюдения несколькими наблюдателями. В этом случае также необходима программа  как руководство к наблюдению для разных людей.

Обработка результатов наблюдений обусловлена его целями, выбранным  видом и составленной программой. Если наблюдение проводится по формализованной  схеме, то появляется возможность провести первичную обработку, обобщая данные, полученные по каждому показателю, с учетом количества проведенных  наблюдений. Вторичная обработка  будет зависеть от задач исследования в целом.

Сложнее дело обстоит при  обработке результатов наблюдения, которое проводилось на основе фотографической записи и было сплошным. В этом случае исследователь должен проявить и теоретическую эрудицию, и интуицию для выделения линий анализа, по котором могут быть сопоставлены полученные в разных наблюдениях факты.

Т. к метод наблюдения по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Как правило, данные, полученные в наблюдении, не удается обрабатывать статистически в силу их небольшого количества. Это обстоятельство следует учитывать при формулировании выводов: они не должны быть шире, чем те ограничения, в рамках которых проводилось наблюдение (по количеству людей, ситуаций, наблюдений и т.п.).

2. Виды  наблюдения.


2.1. Самонаблюдение.


Появление разных видов наблюдения связано с развитием понимания  предмета психологии, а также с  развитием самого метода наблюдения.

Выделение таких методов  наблюдения, как самонаблюдение, или  интроспекция, и объективное наблюдение, обусловлено решением вопроса о  том, имеет ли психика объективные  проявления, возможно ли, наблюдая за ними, изучить психику другого человека. Долгое время ответ на этот вопрос был отрицательным. Психологи считали, что познать внутренний мир (психику, душу, сознание) может только специалист-психолог путем погружения в себя (через интроспекцию), т.е. занимаясь самонаблюдением. Подтверждением тому служит пословица: чужая душа – потемки. Одна из задач интроспективной психологии заключалась в выяснении круга явлений, которые составляют содержание сознания.

Самонаблюдение способствовало решению этой задачи, но уже в начале XIX в. психологи стали критически относиться как к самонаблюдению, так и к его результатам. При анализе роли самонаблюдения С. Л. Рубинштейн, У. Джемс и другие отмечают следующее:

во-первых, осознание наблюдателем факта наблюдения за каким-либо своим  психическим процессом приводило  к искажению его естественного  хода или вообще к его прекращению.

во-вторых, наблюдатель, как правило, описывал не сам процесс психической жизни, а воспоминания о нем, поскольку в противном случае ему пришлось бы одновременно переживать эмоции и фиксировать их протекание, а это практически невозможно. В связи с этим возникла необходимость поиска других методов психологии.

С появлением в начале XX в. объективного наблюдения самонаблюдение ушло из психологии как метод исследования, а наблюдение, направленное на познание психики через объективные проявления, начало развиваться.Но самонаблюдение не исчезло из жизни наблюдательных людей и существует как способ самопознания, самоанализа.

К настоящему времени произошло  возрождение метода самонаблюдения, но, правда, уже в совершенно ином по сравнению с прошлым веком виде. Во-первых, самонаблюдение используется в тех случаях, когда исследователь ставит задачу узнать что-то о человеке, его психике от него самого. Наблюдателем является не психолог, а носитель этих психических свойств. Часто такого рода исследования проводятся в психологии труда при самонаблюдении процесса творчества, при анализе профессиональных ошибок и удач; используется самонаблюдение и в психопатологии. Во-вторых, самонаблюдение является механизмом, на котором строится заполнение психологических анкет. Анкета – письменный самоотчет и заполняется на основе тех данных о себе, которые человек получает через самонаблюдение.

Информация о работе Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки