Общая психология, ее структура. Основные методы педагогических исследований, их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:07, контрольная работа

Описание

Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.
Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Содержание

1. Общая психология, ее структура….………………………………………..
3
2. Основные методы педагогических исследований, их характеристика….

Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

psihologiya.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)


17

 

Федеральное агентство по образованию

 

Филиал государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде

 

Кафедра финансов и банковского дела

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Вариант 3.

 

 

Выполнил: Куклина Елена Сергеевна

                                      (Фамилия И.О.)

студент 1 курса, срок обучения 2года

группа № Фв-11 № зачетной книжки 111/02-153

специальность 080105 - Финансы и кредит

Подпись:__________________________________________

 

Преподаватель: Новоселова Анна Николаевна

                                         

Должность:________________________________________

Оценка:________________ Дата:______________________

Подпись:__________________________________________

 

 

 

Вологда

2011

План работы:

1.      Общая психология, ее структура….………………………………………..

3

2.      Основные методы педагогических исследований, их характеристика….

 

Список использованной литературы…………………………………………..

 

Общая психология, ее структура.

Общая психология — отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида — конкретного представителя вида Homosapiens, выделяя в нем познавательные процессы и личность (рис 1).


 

Рис. 2. Структура общей психологии

Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.

Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Общая психология включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния.

Разделение понятий общей психологии на группы условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого психического явления. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие «психическое свойство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.[1]

Психология ощущений. Ощущение – это отражение отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

Существует множество теорий ощущений, значимых своей отнесенностью не столько к самим ощущениям, сколько к пониманию всей психики. Например, рецепторная теория утверждает, что для возникновения ощущения достаточно наличия внешнего воздействия на соответствующий рецептор. Рефлекторная теория доказывает, что для возникновения ощущения необходимо наличие «встречной активности» особых отражающих движений в рецепторе. Такие движения имеют место в каждом рецепторе и реализуются на чисто физиологическом уровне. Это особые «перцептивные действия», целая их система, подтверждающая активный характер психики.

Выделяют следующие виды чувствительности:

  • зрение как важнейший источник информации;
  • слух, который тонко различает интенсивность, высоту и тембр звука, а также его длительность и пространственность;
  • кожная чувствительность (осязание) включает три вида ощущений: тактильные (прикосновение и давление), температурные и болевые;
  • вкусовые ощущения, имеющие четыре основных качества: сладкое, кислое, горькое и соленое, хотя их реальное сочетание несопоставимо шире;
  • обоняние выдщеляет шесть основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. Практическое многообразие обонятельных ощущений человека значительно шире.

Чувствительностью называется способность человека иметь ощущения. Как и все в психике, чувствительность подвержена динамике, т.е. изменениям в соответствии с переменчивым миром. В «работу» ощущений обязательно включаются другие, более сложные психические процессы и состояния, задействуется личность в целом.

Психология восприятий. Восприятие – это отражение в психике человека предметов и явлений мира в целом (в комплексе свойств) при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.[2]

Основное свойство восприятия – это его предметность, которая сочетается со свойством целостности, а зачастую – осмысленности. Человек мысленно «замыкает» даже незавершенные контуры и превращает их в известные ему предметы. Люди видят предметы там, где их в реальности нет, причем об одинаковом материале испытуемые находят и узнают разное. Идет проекция опыта, особенностей личности на результаты восприятия. Предметность есть следствие работы мышления, воображения, памяти.

Образ восприятия обладает свойством обобщенности (категориальности), что непосредственно вытекает из качества предметности и является следствием участия в нем речи. Воспринятый предмет относится к определенному разряду, обобщается с другими одноименными, возможны существенные индивидуальные различия. Обобщенность упорядочивает отраженный мир, но в известном смысле упрощает, усредняет его.

Третьим свойством восприятия является его константность, что относится к восприятию формы, цвета, величины предмета независимо от резко изменяющихся объективных условий перцепции. Человек, например, чаще видит тарелку эллипсоидной, но воспринимает ее круглой.Восприятие динамично, т.е. находится в развитии, изменении.

Психология внимания. Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов. Внимание может быть направленно как на внешние объекты действительности (внешнее внимание), так и на свой внутренний мир (внутреннее внимание). Проявляется внимание как особое состояние всего организма, при котором изменяется внутренняя психическая деятельность, внешняя двигательная, а также активность работы мозга. На физиологическом уровне внимание обеспечивается возбуждением ретикулярной формации как механизма активации мозговой деятельности; индукцией нервных процессов и возникновением доминанты. Процесс возбуждения, возникающий в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях.

Основная функция внимания - установление связи субъекта с объектом, и обеспе-чение ясности и четкости отражения объекта. При отсутствии внимания изменяется и отчетливость содержания познавательной деятельности, направленной на данный объект.

Вторая функция внимания проявляется в том, что оно осуществляет селекцию и систематизацию перцептивных данных. Внешний мир бесконечен, а сознание человека ограничено. Внимание пропускает в сознание только наиболее важную информацию.

Третья функция - улучшение качества деятельности, на которую оно направлено.

Внимание обеспечивает полноту и глубину восприятия, памяти, мышления и воображения и выступает, таким образом, как условие успеха познания окружающей действительности. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. К основным свойствам внимания относятся: избирательность, объем, концентрация, устойчивость, колебание, переключаемость и распределение.

Психология памяти. Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлым состоянием психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности. Если представить себе, что человек лишается памяти, это означает, что он теряет и свою личность. Учитывая значение памяти, можно сказать, что память – основа всего сознания.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Хранение следов памяти – это живой процесс их преобразования, актуализации, всплывания или стирания. Управляет этим процессом сам человек. Мы практически никогда не забываем то, что для нас важно и значимо, что соотносится с нашими мотивами, интересами и ценностями. В процессах забывания важную роль играет фактор возраста. Многие события детства (до трех лет) ребенок забывает, т.к. он еще не выделяет себя как личность, у него не сформирован образ-Я, он не оценивает свои действия и не придает им смысла. Исследования последних лет показали, что на самом деле эта информация не исчезает и может быть извлечена с помощью специальных методов, например гипноза. В школьные годы устанавливается связь процессов запоминания и забывания с учебными мотивами и познавательными интересами учащихся. У пожилых людей забывание касается в основном недавних событий или намерений.

Большое влияние на процессы забывания оказывают эмоции. Запоминается и длительно хранится в памяти все, что связано с направленностью личности, ее основными ценностями и установками. Связь между особенностями личности и памяти не является односторонней. В свою очередь память также оказывает влияние на личность и ее развитие. Память может оказывать на личность не только позитивное, но и негативное влияние. Сохранение в памяти отрицательного опыта неудач, унижения личности может отрицательно сказываться на самоотношении человека, снижать его самооценку.

Психология воображения.В человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Воображение – познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Сущность воображения в преобразовании мира. Этим определяется роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами и сторонами личности. Процессы памяти и воображения тесно связаны между собой. Воспоминание о каком-либо событии редко бывает точным. Человек чаще всего что-то искажает, что-то приукрашивает, добавляет или изменяет некоторые детали.

Воображение и мышление – процессы близкие по своей структуре и функциям. В проблемных ситуациях человек использует и мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляет мотивацию поиска и определяет его направление. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. При возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное не стимулирует человека к активным действиям, активное – это создание образов, которые впоследствии реализуются в действиях и продуктах деятельности.

Выделяются непроизвольное и произвольное воображение. Если образы создаются при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Произвольное – это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Выделяют также воссоздающее и творческое воображение, реалистическое и фантастическое воображение.

Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Основными процессами воображения являются анализ и синтез. Для воображения свойственны такие процессы, как преувеличение и преуменьшение реально существующих объектов, акцентирование, агглютинация.

Психология мышления. Мышление – это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредствованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.

Информация о работе Общая психология, ее структура. Основные методы педагогических исследований, их характеристика