Общая психология, ее структура. Основные методы педагогических исследований, их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:07, контрольная работа

Описание

Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.
Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Содержание

1. Общая психология, ее структура….………………………………………..
3
2. Основные методы педагогических исследований, их характеристика….

Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

psihologiya.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

Мышление тесно связано с действием, практической деятельностью. В процессе мышления человек активно соотносит между собой практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах, что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта.

Психология изучает мышление как реальную психическую деятельность конкретного субъекта, исследует, как возникает и развивается мышление, какова его структура, как оно взаимодействует с различными видами деятельности, с другими сторонами сознания и качествами личности, к каким результатам приводит. Раскрывая природу мышления, А.Н. Леонтьев подчеркивал его принципиальное сходство по строению с практической деятельностью. Оно отвечает тем или иным мотивам, осуществляется с помощью действий и операций.

Мышление формируется вместе с развитием деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных. По стадиям  развития в онтогенезе выделяются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность
заключается в тесной связи с чувственным отражением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия.

Наглядно-образное мышление может опираться не только на первичные представления, но и на обобщенные образы.

Словесно-логическое мышление – высший этап развития мыслительной деятельности. Человек овладевает основными логическими операциями мышления, которые становятся его внутренними мыслительными операциями. К ним относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

Посредством мышления человек решает различного рода задачи – теоретические и практические. Соответственно выделяют теоретическое и практическое мышление.

По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют рациональное (аналитическое) и интуитивное мышление.

Выделяют реалистическое и аутистическое мышление. Цель реалистического – получение правильного познания окружающего мира, при аутистическом мышлении содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия.

В мышлении каждого человека заметно преобладание определенных видов мышления. Этим определяется индивидуальный стиль мышления – характерная для конкретной личности система способов решения задач в типичных для него условиях. Стихийно или осознанно человек выбирает те виды деятельности, в которых он посредством своего мышления может достигать более высоких результатов.

Психология речи. Речь – это феномен субъективный, психологический, развернутый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словесного, или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства. Особое значение речи в человеческой психике обусловлено ее специфическими и очень широкими, по существу, глобальными функциями.

Первая функция, называемая номинативной, заключается в том, что каждое слово в составе человеческого языка предметно соотнесено, т.е. обозначает предмет.

Вторая функция речи, по сути, производна от первой, благодаря ей происходят фиксация и передача опыта, в том числе в аспекте общечеловеческом, историческом.

Третья функция речи заключается в реализации общения, о значении которого в жизни и психике человека говорилось неоднократно.

Четвертая функция речи – это функция внутреннего опосредствования всей человеческой психики.

Речь можно классифицировать по разным основаниям. Во-первых, выделяют речь внешнюю и внутреннюю. Во-вторых, речь подразделяют на устную и письменную по признаку ее физического исполнения.

Разновидности устной речи:

1.       Аффективная речь – самая простая и ранняя форма, побуждается в основном острой эмоцией, аффектом. Это речь по типу междометий, не требующая сложных грамматических конструкций и богатой лексики.

2.       Диалогическая речь предполагает наличие собеседника, партнера, т.е. какое-либо общение. Психологически важно то, что диалог реализуют всегда конкретные, живые люди, поэтому особенности диалогической речи обуславливаются психологическими особенностями ее исполнителей.

Письменная речь формируется у ребенка позже устной, на их основе и является психологически самой сложной. Письменная речь требует от исполнителя наличия осознанных, смыслообразующих мотивов, развернутости и четкости мысли, активной работы внутренней речи, соответствующего знания языка. Это не просто речь как общение, а сложный, комплексный вид психической, интеллектуальной, деятельности.

Психология эмоций. Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Эмоции, проявляющиеся в виде удовольствия, называются положительными (радость, восторг, симпатия), а в виде неудовольствия – отрицательными (страх, гнев, ненависть).

Эмоции развиваются по следующей схеме. На фоне спокойного состояния на человека действует значимый раздражитель, вызывая соответствующее переживание, повышение психического возбуждения и напряжения. Через некоторое время эти компоненты эмоции ослабевают, и возвращается спокойное состояние.

Возникшая эмоция охватывает весь организм, вызывая внутреннее переживание, многообразные внешние реакции, вегетативные и биохимические изменения. У человека изменяется поведение, движения, речь. Хорошее известие переполняет человека чувством удовольствия, радости. Каждой эмоции соответствуют специфическая мимика, пантомимика, жестикуляция, выразительные движения, голосовые реакции, лексические и экспрессивные средства речи. Происходит увеличение или уменьшение частоты пульса, расширение или сужение кожных сосудов, потоотделение и др.

Эмоции в соответствии с их основными характеристиками относятся к каждому из трех типов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам личности. Эмоции как психический процесс характеризуются кратковременностью и динамичностью, имеют достаточно явно выраженные начало и конец. К эмоциональным процессам относятся, например, чувственный тон, ситуативные эмоции. Эмоции как психическое состояние отличают относительное постоянство и достаточная продолжительность. К эмоциональным состояниям относятся настроения, стрессы. Аффекты, хотя и представляют собой кратковременные эмоциональные реакции, также относятся к психическим состояниям, т.к. они образуют целостный синдром эмоциональных и поведенческих реакций и имеют длительное последействие. Некоторые эмоциональные свойства, в частности уравновешенность, вспыльчивость, обидчивость, зависят от свойств нервной системы и темперамента. В основном же эмоциональные свойства личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее часто повторяющихся эмоциональных состояний.

В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплексов эмоциональных свойств, которые обуславливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность – это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств.

Способности в психологии личности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Задатки – это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

Способности существуют и развиваются (или погибают) в личности точно так же, как психологически «исходные» потребности, мотивы деятельности. В личности «принята» своя динамическая иерархия способностей, отвечающая всем ее деятельностям, всему поведению и жизни человека. В этой многомерной структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

Одаренность – качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. Одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта. Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной, т.е. относительно специфической деятельности.

Высокая степень одаренности называется талантом.

Гениальность – это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта. Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем, иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним.

Психология мотивации. Мотив – это предмет потребности, ее непосредственное психологическое проявление. Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Мотив – это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности. Из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично. Мотив для психологии – это реальность субъективная, отраженная; часть психологического образа мира, выполняющая особые функции.

Основные психологические функции мотива:

1.       Мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически.

2.       Придание направленности производимой деятельности.

3.       Смыслообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Человека называют существом, ориентированным на смысл, если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает.

Каждая реальная человеческая деятельность полимотивирована, т.е. подчиняется не одному мотиву, а нескольким, всей их иерархической системе. В результате происходит как бы расщепление, распределение функций между несколькими мотивами.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, у человека в голове нет мотива. Мотив представлен в сознании опосредствовано, в виде смысла. На определенных стадиях формирования личности бывает так, что осознаваемый мотив придает личностный смысл деятельности человека. Это психологически удобно индивиду, потому что отвечает одобряемым им ценностям. Но реальным побудителем, задающим результативность деятельности, является другой мотив – неосознанный, более прагматический. Такие мотивы будут находиться в противоречии, осознание которого означает некий этап в формировании мотивационной сферы личности.

Психология темперамента. Темперамент – система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида. Темперамент принципиально отличается от характера, описывающего содержательные, качественные аспекты выражения отношений человека к миру. Выделяют следующие компоненты темперамента:

1.                  Общая психическая активность как степень настроенности индивида на действование, на любую деятельность. Это готовность к реализации существующей в человеке тенденции к активности, воздействию на мир и на самого себя. Это мера внутренней «предрасположенности» человека к самовыражению и самореализации в других людях и деятельностях.

2.                  Динамические параметры всевозможных движений и действий, т.е. всякой телесной моторики, в том числе речевой.

3.                  Динамические особенности эмоциональности. Выделяют три показателя динамики эмоциональности:

       впечатлительность, как показатель быстроты возникновения эмоции, мера чуткости человека к возникновению переживания;

       импульсивность, показатель быстроты экспрессии переживания;

       лабильность - показатель скорости прекращения эмоции или ее преобразования в другую, противоположную по знаку.

Сангвиника отличает высокая психическая активность, выраженность моторики и динамических свойств эмоциональности, отчего переживания неглубоки, легко сменяемы. Холерический темперамент также характеризуется высокой энергичностью, стремительностью, резкостью и выраженностью эмоций, которые недостаточно уравновешенны, не пластичны. Для темперамента флегматика свойственна низкая активность поведения, затруднения в переключениях, медлительность, спокойствие моторики и переживаний, ригидность. Меланхолический темперамент связывают с низкой активностью поведения, со сдержанностью моторики и речи, с глубиной переживаний и замкнутостью, преимущественной направленностью «вовнутрь».

Каким бы типом ни назывался темперамент, его конкретные проявления могут быть глубоко индивидуальны, потому что психология личности существует как нечто целостное.

Психология характера. Для каждого человека характерны своеобразие психики и личности. В этом проявляется индивидуальность человека. Характер – одна из главных составляющих индивидуальности. Под характером понимается совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, обусловливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

Характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и восприятия по мере того, как человек вступает в многообразную систему отношений с предметной действительностью и другими людьми. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Повторяющиеся эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызывают более длительные психические состояния, которые постепенно закрепляются и становятся устойчивыми качествами личности, чертами характера.

Информация о работе Общая психология, ее структура. Основные методы педагогических исследований, их характеристика