Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:07, контрольная работа
Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.
Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
1. Общая психология, ее структура….………………………………………..
3
2. Основные методы педагогических исследований, их характеристика….
Список использованной литературы………………
В структуру черт личности входят свойства, характеризующие ее направленность. Ради главных ценностей человек может проявлять разные черты своего характера или изменять их. В этом смысле личность – более высокая инстанция, чем характер. У каждого человека формируется свойственная только ему неповторимая совокупность черт и проявлений характера. Однако наряду с индивидуальными особенностями характеру каждого человека присущи черты, общие с другими людьми.
Отношения к обществу и другим людям формируют нравственные черты характера. В характере каждого человека есть и положительные, и отрицательные черты, хотя соотношение их может быть различным. Формирование характера начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается в течение всей жизни. Решающее значение для формирования характера имеет целенаправленное воспитание.
Психология воли. Воля – специфически человеческое качество. Воля не относится к числу врожденных или генетически заданных форм поведения. Воля – продукт общественно исторического развития и формируется прижизненно, как способность противостоять власти актуальных потребностей и импульсивных желаний.
Овладение волевыми действиями дает возможность человеку преодолевать ограничивающее влияние наличной ситуации, строить и воплощать в жизнь долгосрочные планы, обрести контроль над своим поведением.
Осуществление волевых действий вызывает у человека разнообразные эмоции: в случае достижения успеха – положительные, в случае неудачи– отрицательные, например, страх перед трудностями. При повторных и длительных неудачах у человека возникают стрессы, развивается состояние фрустрации, он теряет веру в себя. Воля здесь проявляется в том, чтобы научиться справляться с отрицательными эмоциями. Умение владеть собой, своими эмоциями и действиями, способность сдерживать проявления, мешающие достижению цели, характеризуют такие волевые качества, как выдержка и самообладание.
Основные методы педагогических исследований, их характеристика.
Рассмотрим основные методы педагогических исследований. Их принято подразделять на эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы. Едва ли не самым распространенным из них является метод наблюдения. Это — непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по стимулированию познавательной активности учащихся.
Существует несколько видов наблюдений. Прежде всего, это наблюдение непосредственное и опосредованное, где действует сам исследователь или его ассистенты, либо факты фиксируются по нескольким косвенным показателям. Далее выделяются сплошные или дискретные наблюдения. Первыми охватываются процессы в целостном виде, от их начала до завершения. Вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.
Этот метод позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние процессы остаются для наблюдений недоступными.
Слабым моментом организации наблюдения подчас является недостаточная продуманность системы признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта, отсутствие единства требований в применении этих признаков всеми участниками наблюдений.
Опросные методы. Методы этой группы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии, в других науках. В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа — диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов (т.е. тех, кто отвечает на вопросы), обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствуюших интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов, и другие. Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.
Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих испытуемых к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы опрашиваемого не будут записываться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Нельзя допускать, чтобы опрос был похож на допрос.
Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе исследователем заполненных анкет при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. После редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.
Метод педагогического консилиума предполагает обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам, совместное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированное тех или иных черт личности, а также совместную выработку средств преодоления недостатков.
Метод диагностирующих контрольных работ. Такие работы могут носить письменный или лабораторно-практический характер. Их эффективность обусловливается рядом требований:
1. Проверка должна: а) давать информацию обо всех основных элементах подготовленности учащихся: фактических знаниях, специальных умениях, навыках учебного труда и познавательной деятельности; б) представлять достаточно полный объем информации, чтобы можно было сделать объективные выводы о той или иной стороне подготовленности учащихся; в) обеспечивать валилность информации, даваемой каждым приемом контроля.
2. Используемые методы должны давать информацию оперативно, с оптимальной частотой и желательно в те моменты, когда еще можно регулировать процесс обучения.
3. Задания, включаемые в содержание контрольных работ, должны удовлетворять следующим требованиям: а: они должны содержать вопросы наиболее сложные и трудные для усвоения, а также актуальные для дальнейших этапов обучения; б) выполнение совокупности зада ний должно дать материалы для построения целостного представления об особенностях умственной деятельности ученика; в) их выполнение должно отражать сформиро ванность наиболее универсальных и интегрированных приемов учебного труда, сложных для овладения и актуальных для основных этапов обучения.
Метод педагогического эксперимента относят к основным для педагогической науки. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы. Эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.
Педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создание специальных ситуаций и др.
Сущность эксперимента состоит в том, что он ставит изучаемые явления в определенные условия, создает планомерно организуемые ситуации, выявляет факты, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и их объективными результатами.
Методы рейтинга и самооценки. Рейтинг — оценка тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов предъявляются такие требования, как компетентность, положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму, аналитичность и широта мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма, самокритичность.
Самооценка осуществляется по программе, предполагающей указание степени затруднений, которые испытывают учителя в том или ином виде деятельности. Эта программа должна охватывать все основные звенья управления процессом обучения и воспитания — планирование, организацию, стимулирование, контроль и учет.
Метод «педагогического консилиума». Этот метод является разновидностью метода рейтинга. Он предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, а также совместную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.
На этапе эмпирического описания может оказаться полезным обобщение педагогического опыта, если исследователь ясно представляет себе, что это лишь первый шаг в исследовании проблемы, а не самодостаточная процедура. Обобщение опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводятся классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила.
Теоретические методы педагогического исследования. Методы теоретического характера опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных педаготических процессов, имея в виду выявление их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование.
К ним, прежде всего, относятся моделирование, построение идеализированных объектов (идеализация).
Моделирование — это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования. В основе лежит определенное соответствие между исследуемым объектом и его моделью.
Идеализированная модель — средство познания, существующее столь же давно, сколь и сама наука. В сущности, любое теоретическое представление, сложившееся в результате наблюдений и экспериментов, может выступать как модель, однако при том условии, что такое представление не изолировано от процесса научного познания, а включено в этот процесс, служит средством познания. Так же и теория отражает объект действительности в определенном отношении, выделяет одно, отвлекаясь от другого. Из многих свойств объектов она выделяет только одно — теплоту или молекулярную структуру.
Список использованной литературы:
1. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2009.-660 с.
3. Анатолий Геннадьевич Маклаков/Общая психология.
4. Загвязинский В.П. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 147 с.
5. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/П 24 Под ред. Ю.К. Бабанского. – м.: Просвещение, 1983. – 608 с.
Интернет-ресурсы:
1. Педагогическое исследование: определение, сущность, основные характеристики. Методы педагогических исследований.
2. http://www.ido.edu.ru/
[1] Анатолий Геннадьевич Маклаков/Общая психология
[2] Хрестоматия по психологии