Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:37, контрольная работа
В работе собраны ответы на 14 вопросов по общей психологии...
Личность литературного персонажа, индивидуальное и типическое в нём раскрываются через деятельность, систему поступков, в которых выражаются отношения героя к окружающим и жизни. Поэтому писателю чрезвычайно важно найти, определить такие жизненные ситуации, в которых наиболее чётко выступит та или иная сторона личности или черта характера героя.
Сила творческого воображения писателя – в создании литературных образов, отличающихся выразительностью, содержательностью, неповторимостью.
3.Воображение и научное творчество.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством.
Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что фантазия необходима только поэту. «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии».
В не меньшей степени
она проявляется в научном, техническом
видах творчества. Важнейшим условием
научного творчества является умение
по- новому представить себе картину протекания
изучаемых явлений. Творческое воображение
– необходимый компонент умственной деятельности
на всех этапах научного творчества.При
рассмотрении истории какой-либо науки,
достигшей высокого уровня развития, можно
убедиться, что на ранних стадиях развития
эта наука насквозь была пронизана фантастическими
допущениями, так как слишком много тогда
ещё оставалось неизвестным и дополнялось
догадками. Творческое воображение необходимо
в период разработки экспериментальной
ситуации – определения условий намечающейся
серии опытов, которые должны подтвердить
или опровергнуть исходные гипотезы. При
конструировании новой экспериментальной
установки или нового прибора также приходится
прибегать к экспериментальному моделированию.
V На следующем этапе исследования – этапе
накопления исходных данных, необходимых
для решения проблемы, - воображение имеет
не менее существенное значение. На этом
этапе очень важно по мере накопления
фактов представить себе, что кроется
за малозаметными на первый взгляд случайными
отклонениями в изучаемых явлениях. Не
менее важно также увидеть, какие изменения
необходимо внести в экспериментальную
ситуацию, которые позволят подтвердить
или уточнить полученные данные, довести
их до степени неоспоримо доказанных фактов
и показать их причинную обусловленность.
На этом этапе исследования образы воображения
– важные средства познания того нового,
что ещё только в самой зачаточной форме
начинает выступать в полученных исследователем
фактах.На заключительном этапе научного
исследования роль творческого воображения
сводится к тому, что завершается преобразование
ранее имеющихся у исследователя представлений
об изучаемом объекте, формируются новые
представления – образы.
4. Роль воображения в кибернетике.
В лаборатории
по созданию искусственного интеллекта
(в США) перед учеными стояла проблема:
как научить машину видеть? Казалось
бы все просто: поставь камеру, подключи
микросхему, и все в порядке! Но нет. Задача
была не просто научить "видеть",
а сделать так, чтобы робот мог воспринимать
не только отдельные объекты, но и целые
сцены. Для этого ему необходимо через
зрительные органы узнавать огромное
количество информации о предмете. Например,
его положение по отношению к другим предметам
в пространстве, качество его поверхности,
цветовые характеристики, назначение
и т.д. В общем, все это представляет довольно
большие трудности.
Например, чтобы видеть относительное
положение тел в пространстве нужно обладать
стереоскопическим зрением. Но эта проблема
вполне разрешима.
Гораздо важнее научить машину "понимать"
какие-либо ситуации, сцены. В этом как
раз и заключается главная трудность.
Ученые еще не совсем, точнее совсем не
понимают как этот процесс происходит
у человека. Ясна только цель: нужно создать
у машины искусственное воображение. Тогда,
осмотрев несколько отдельных предметов,
она сможет затем представить ситуацию
в целом и проанализировать ее.
Итак, можно согласиться с Н.Н.Палагиной в том, что: «Воображение является одной из важнейших психических функций человека. Оно пронизывает всю познавательную деятельность и общение людей, их взаимопонимание и сопереживание».
5.Фантазия и реальность.
Прежде всего
отметим, что образы фантазии никогда
не бывают совершенно оторванными от реальности,
не имеющими с ней ничего общего.
Замечено, что если любой продукт фантазии
разложить на составляющие его элементы,
то среди них трудно будет отыскать нечто
такое, чего в действительности бы не существовало.
Даже тогда, когда подобного рода анализу
мы подвергаем произведения художников-абстракционистов,
в составляющих их элементах мы видим
по крайней мере всем нам знакомые геометрические
фигуры. Эффект нереальности, фантастичности,
новизны продуктов творческого и иного
воображения достигается большей частью
за счет непривычного сочетания известных
элементов, включая изменение их пропорций.
Существуют индивидуальные, типологические
особенности воображения, связанные со
спецификой памяти, восприятия и мышления
человека. У одних людей может преобладать
конкретное, образное восприятие мира,
которое внутренне выступает в богатстве
и разнообразии их фантазии. Про таких
индивидов говорят, что они обладают художественным
типом мышления. По предположению, он физиологически
связан с доминированием правого полушария
мозга. У других отмечается большая склонность
к оперированию абстрактными символами,
понятиями
(люди с доминирующим левым полушарием
мозга). Воображение человека выступает
как отражение свойств его личности, его
психологического состояния в данный
момент времени. Известно, что продукт
творчества, его содержание и форма хорошо
отражают личность творца. Данный факт
нашел широкое применение в психологии,
особенно в создании психодиагностических
личностных методик.
9. Дайте определение интеллекта. Напишите, как интеллект отражается на жизненных успехах.
Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем. Под интеллектом также понимается система всех познавательных способностей человека (восприятие, память, мышление, воображение) и способность к решению проблем без проб и ошибок в уме. Впрочем, существует немало парадоксальных определений интеллекта, созданных психологами. «Интеллект – то, что измеряют тесты интеллекта», - уходил от ответа Альфред Бине, когда его просили рассказать, что же это такое. Еще более изящное определение принадлежит Мак Нимару: «Всякий человек знает, что такое интеллект. Это то, чего нет у других!».
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии со второй точкой зрения, интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.
В 1885 году Дж. Кеттел разработал с десяток более «психологичных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кеттел определил параметры реакций на раздражители разной силы.
В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффективности служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.
Между тем ученые, разработавшие первые прообразы современных тестов на интеллект, рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».
Эту точку зрения разделял и Векслер - ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром». Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
Выделяются три формы интеллектуального поведения:
- Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)
- Способность решать проблемы
- Практический интеллект (умение добиваться поставленной цели).
10.Опишите основные эмоции и чувства, которые имеются у человека.
Определение эмоций и чувств. Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – это разнообразные чувства и эмоции. Они - одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.
Эмоциональные состояния.
В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д. В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально- типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое состояние духа. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. Выраженное аффективное состояние, например, при отдельных условиях может проявиться у самого уравновешенного человека. Все эмоциональные состояния носят переходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.
Настроение. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому говорят о переходящем и устойчивом настроении. Примером переходящего (кратковременного) настроения может быть эмоциональное состояние поручика Пирогова (героя повести Гоголя «Невский проспект»), пытавшегося ухаживать за женой одного немца-ремесленника и выброшенного за это на улицу. «Одна мысль о таком ужасном оскорблении приводила его в бешенство... Он летел домой, чтобы одевшись, оттуда идти прямо к генералу, описать ему самыми разительными красками буйство немецких ремесленников... Но все это как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел оттуда уже не в столь гневном состоянии... К девяти часам он успокоился... и... отправился на вечер к одному правителю конторской коллегии, где было очень приятное собрание чиновников и офицеров. Там с удовольствием провел вечер и так отличился в мазурке, что привел в восторг не только дам, но и кавалеров». Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека. Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинном веселье. Настроения разных людей, вызванные одной и той же причиной, могут быть неодинаковы, даже противоположны («Мне грустно от того, что весело тебе»). У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением. Мрачное настроение неприятно не только для самого человека, но и для окружающих. Можно научиться управлять своим настроением, но для этого необходимо следить за ним и правильно оценивать. Человек - хозяин своего настроения. В управление настроением сказывается развитие личности.