Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:37, контрольная работа
В работе собраны ответы на 14 вопросов по общей психологии...
Аффективное состояние и аффект. Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние является динамическим и ярко выраженным. Если настроение характеризуется сравнительно стабильным уровнем протекания, то аффективному состоянию свойственно нарастание интенсивности. Аффективное состояние всегда имеет завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например, когда нежелательное событие или неприятный разговор завершился неожиданно благополучно. При определенных обстоятельствах сильное напряжение трансформируется в энергию для выполнения какой-либо деятельности. При чрезвычайной конфликтной ситуации аффективное состояние часто разрешается в сильной вспышке - аффекте. Аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием. Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим состоянием, что плохо оценивает характер и значение содеянного. К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Однако чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных,развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства.Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Однаковозможно предотвратить возникновение аффекта, не доводя свое состояние добурной вспышки. Мобилизация волевых усилий, изменение обстановки,сознательный перевод эмоциональной энергии на другую деятельность способствует предотвращению аффекта. Существуют аффекты, которые носят положительный характер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства большого общественного значения.
Стресс. Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость принимать самостоятельно быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки. В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные на неожиданные раздражители и т.д. Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли. Наполеон писал об одном из своих маршалов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения; там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовлять свои операции в тиши кабинета, изучая карту». Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать обстановку, от волевой собранности, решительности, от имеющегося опыта.
Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности. Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести. Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание. Типичное проявление фрустрации наблюдается у Катерины Ивановны после гибели мужа (в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»), Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобленность могут разредиться на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи.
11. В чем значение воли для человека?
Воля
– это сознательное регулирование человеком
своего поведения и деятельности, выраженное
в умении преодолевать внутренние и внешние
трудности при совершении целенаправленных
действий и поступков. Задачей воли является
управление нашим поведением, сознательная
саморегуляция нашей активности, особенно
в тех случаях, когда возникают препятствия
для нормальной жизни. Функцией волевой
регуляции является повышение эффективности
соответствующей деятельности, а волевое
действие предстает как сознательное,
целенаправленное действие человека по
преодолению внешних и внутренних препятствий
с помощью волевых усилий. На личностном
уровне воля проявляется в таких свойствах,
как сила воли, энергичность, настойчивость,
выдержка и др. Их можно рассматривать
как первичные, или базовые, волевые качества
личности. Такие качества определяют поведение,
которое характеризуется всеми или большинством
описанных выше свойств. Волевого человека
отличают решительность, смелость, самообладание,
уверенность в себе. Такие качества развиваются
обычно в онтогенезе несколько позже,
чем названная выше группа свойств. В жизни
они проявляются в единстве с характером,
поэтому их можно рассматривать не только
как волевые, но и как характерологические.
Назовем эти качества вторичными. Наконец,
есть еще третья группа качеств, которые,
отражая волю человека, связаны вместе
с тем с его морально-ценностными ориентациями.
Это — ответственность, дисциплинированность,
принципиальность, обязательность. К этой
же группе, обозначаемой как третичные
качества, можно отнести те в которых одновременно
выступают воля человека и его отношение
к труду: деловитость, инициативность.
Такие качества личности обычно формируются
только к подростковому возрасту. По мнению
В.А.Иванникова, главной психологической
функцией воли является усиление мотивации
и совершенствование на этой основе сознательной
регуляции действий. Реальным механизмом
порождения дополнительного побуждения
к действию является сознательное изменение
смысла действия выполняющим его человеком.
Смысл действия обычно связан с борьбой
мотивов и меняется при определенных,
преднамеренных умственных усилиях. Волевое
действие, необходимость в нем возникает
тогда, когда на пути осуществления мотивированной
деятельности появилось препятствие.
Волевой акт связан с его преодолением.
Предварительно, однако, необходимо осознать,
осмыслить суть возникшей проблемы. Включение
воли в состав деятельности начинается
с постановки человеком перед собой вопроса:
«Что случилось?» Уже сам по себе характер
данного вопроса свидетельствует о том,
что воля тесным образом связана с осознанием
действия, хода деятельности и ситуации.
Первичный акт включения воли в действие
фактически заключается в произвольном
вовлечении сознания в процесс осуществления
деятельности. Волевая регуляция необходима
для того, чтобы в течение длительного
времени удерживать в поле сознания объект,
над которым размышляет человек, поддерживать
сконцентрированное на нем внимание. Воля
участвует в регуляции практически всех
основных психических функций: ощущений,
восприятия, воображения, памяти, мышления
и речи. Развитие указанных познавательных
процессов от низших к высшим означает
приобретение человеком волевого контроля
над ними. Волевое действие всегда связано
с сознанием цели деятельности, ее значимости,
с подчинением этой цели выполняемых действий.
Иногда возникает необходимость придать
какой-либо цели особый смысл, и в этом
случае участие воли в регуляции деятельности
сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий
смысл, повышенную ценность данной деятельности.
В ином случае необходимо бывает найти
дополнительные стимулы для выполнения,
доведения до конца уже начатой деятельности,
и тогда волевая смыслообразующая функция
связывается с процессом выполнения деятельности.
В третьем случае целью может явиться
научение чему-либо и волевой характер
приобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевых действий всегда
так или иначе связаны с актуальными потребностями
человека. Опираясь на них, человек придает
сознательный смысл своим произвольным
поступкам. В этом плане волевые действия
не менее детерминированы, чем любые другие,
только они связаны с сознанием, напряженной
работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая регуляция может включиться в
деятельность на любом из этапов ее осуществления:
инициации деятельности, выбора средств
и способов ее выполнения, следования
намеченному плану или отклонения от него,
контроля исполнения. Особенность включения
волевой регуляции в начальный момент
осуществления деятельности состоит в
том, что человек, сознательно отказываясь
от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает
другие и реализует их вопреки сиюминутным,
непосредственным побуждениям. Воля в
выборе действия проявляется в том, что,
сознательно отказавшись от привычного
способа решения задачи, индивид избирает
иной, иногда более трудный, и старается
не отступать от него. Наконец, волевая
регуляция контроля исполнения действия
состоит в том, что человек сознательно
заставляет себя тщательно проверять
правильность выполненных действий тогда,
когда сил и желания делать это уже почти
не осталось. Особые трудности в плане
волевой регуляции представляет для человека
такая деятельность, где проблемы волевого
контроля возникают на всем пути осуществления
деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление
деятельностью является ситуация, связанная
с борьбой трудносовместимых мотивов,
каждый из которых требует в один и тот
же момент времени выполнения различных
действий. Тогда сознание и мышление человека,
включаясь в волевую регуляцию его поведения,
ищут дополнительные стимулы для того,
чтобы сделать одно из влечений более
сильным, придать ему в сложившейся обстановке
больший смысл. Психологически это означает
активный поиск связей цели и осуществляемой
деятельности с высшими духовными ценностями
человека, сознательное придание им гораздо
большего значения, чем они имели вначале.
При волевой регуляции поведения, порожденной
актуальными потребностями, между этими
потребностями и сознанием человека складываются
особые отношения. СЛ.Рубинштейн охарактеризовал
их так: «Воля в собственном смысле возникает
тогда, когда человек оказывается способным
к рефлексии своих влечений, может так
или иначе отнестись к ним. Для этого индивид
должен уметь подняться над своими влечениями
и, отвлекаясь от них, осознать самого
себя... как субъекта... который... возвышаясь
над ними, в состоянии произвести выбор
между ними».
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человека» контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам. Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли. Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
12.Определите свой тип темперамента, используя опросник Г.Айзенка.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Интерпретация результатов (свои ответы выделены)
Экстраверсия:
Характеризуя
типичного экстраверта, автор отмечает
его общительность и
Нейротизм:
Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Ложь:
13.Определите свой тип характера с помощью опросника К.Леонгарда- Г.Шмишека.
Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.
Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».