Общее представление об эмоциях

Автор работы: Маша Свирская, 04 Августа 2010 в 17:28, реферат

Описание

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции - положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями.
Эмоция - это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.
Задумываясь об эмоциях, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Общее представление об эмоциях………………………………………4
2. Роль эмоции………………………………………………………………6
3. Проявление эмоций………………………………………………………9
4. Механизмы эмоций………………………………………………………10
5. Управление эмоциями……………………………………………………12
6. Эмоции и личность……………………………………………………….13
7. Расположение эмоций по выражению лица…………………………….18
8. Основные классификации эмоций………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………24

Работа состоит из  1 файл

реферат псих.docx

— 55.22 Кб (Скачать документ)

      АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ                  ВЫСШЕГО ПРОФЕСИАНАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

             «Новый сибирский институт» 

Кафедра психологии 
 

    Реферат по дисциплине:          «Психология и педагогика» 
     

                                                                
 

                     

                     Выполнил:

                     Свирская М.В.

                     Группа: П-002/09з

                     Курс: 1

                     Форма обучения: заочная 

                     Проверил:

                    преподаватель

                     _____________ Евтухова О.В. 

     

Новосибирск 2010 

СОДЕРЖАНИЕ.

    Введение………………………………………………………………….3

1. Общее представление об эмоциях………………………………………4

2. Роль эмоции………………………………………………………………6

3. Проявление  эмоций………………………………………………………9

4. Механизмы  эмоций………………………………………………………10

5. Управление  эмоциями……………………………………………………12

6. Эмоции и  личность……………………………………………………….13

7. Расположение  эмоций по выражению лица…………………………….18

8. Основные классификации  эмоций………………………………………20

     Заключение……………………………………………………………….22

     Список  использованных источников……………………………………24 

 

  Введение.

     Деятельность  человека, его поведение всегда вызывают эмоции - положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями.

     Эмоция - это общая активная форма переживания  организмом своей жизнедеятельности.

     Задумываясь об эмоциях, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

     В то же время из собственного опыта  мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без  эмоций.

     Недаром издавна возникло представление  о трехчленной структуре психической  жизни: ум, воля и чувство; о противоположности  ума и сердца- «ум с сердцем  не в ладу» и т.д. При этом, как  отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной  жизни оставалось уделом поэзии и  музыки. Однако в наши дни проблемой  эмоций  занимаются многие ученые и  целые научные коллективы. И одним  из главных вопросов остается - зачем нужны эмоции? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?  

1. Общее представление об эмоциях.

     В процессе эволюции животного мира появилась особая  форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo -  возбуждаю,  волную). Они отражают личную значимость  внешних  и  внутренних  стимулов,  ситуаций, событий для человека, то есть то, что его  волнует,  и  выражаются  в  форме переживаний.

     В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к  наличной  или  будущей  ситуации,  к другим  людям, к самому себе и т. д.).

     Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду  целостную  эмоциональную  реакцию  личности,  включающую   не   только психический компонент -  переживание,  но  и  специфические  физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются  и  у животных, но у человека они  приобретают  особую  глубину,  имеют  множество оттенков и сочетаний.

     Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos -сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические  -  ослабляющие её.

     Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные.  Филогенетически   наиболее   древними   являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон  ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с  источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия.

     Более сложными  являются  другие  положительные (радость,  восторг)  и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов  выделяет  смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании  сочетаются  и  положительные,  и отрицательные  оттенки  (например,  получение  удовольствия  от   страха   в «комнате ужасов»).                                                                 В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок,

опыта) и темпераментных особенностей  людей, а также от ситуации, в  которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

     Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по  степени осознанности причины их появления.  В  связи  с  этим  выделяют  настроения, собственно эмоции и аффекты.

     Настроение - это слабо выраженное устойчивое  эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно  присутствует  у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его  активность в общении или работе.

     Собственно эмоции — это более  кратковременное,  но  достаточно  сильно выраженное  переживание  человеком  радости,  горя,  страха  и  т.  п.   Они возникают по  поводу  удовлетворения  или  неудовлетворения  потребностей  и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

     Аффект  -  быстро  возникающее  очень  интенсивное  и   кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для  человека стимулом.  Чаще  всего  аффект  является  следствием  конфликта.  Он  всегда проявляется бурно и  сопровождается  снижением  способности  к  переключению внимания, сужением поля восприятия  (внимание  фокусируется  в  основном  на объекте, вызвавшем аффект).

     При аффекте мало  продумываются  последствия  совершаемого,  вследствие чего  поведение  человека  становится  импульсивным.  Про  такого   человека говорят, что он не помнит себя,  находился  в  беспамятстве.  После  аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние  в содеянном.   Частое   проявление    аффекта    в    нормальной    обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об  имеющемся  у  него нервно-психическом заболевании. 

                                  2. Роль эмоций.                                                                               Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции  дают  субъективную  окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что  на  одно  и  то  же событие разные люди  могут  эмоционально  реагировать  совершенно  различно.

      Например, у болельщиков проигрыш их любимой  команды  вызовет  разочарование, огорчение, у болельщиков же команды  соперника  —  радость.  А  определенное произведение искусства может вызывать у разных людей  прямо  противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».

     Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или  происходящие  сейчас действия и  события,  но  и  будущие,  включаясь  в  процесс  вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр,  или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда  студент  не  успел  к нему как следует подготовиться).

     Управляющая  роль  эмоций.   Помимо   отражения   окружающей   человека действительности и его отношения  к  тому  или  иному  объекту  или  событию эмоции  важны  и  для  управления  поведением  человека,  являясь  одним  из психофизиологических механизмов этого управления.  Ведь  возникновение  того или иного отношения к объекту  влияет  на  мотивацию,  на  процесс  принятия решения о действии или поступке,  а  сопровождающие  эмоции  физиологические изменения  влияют  на  качество  деятельности,  работоспособность  человека.

      Играя  управляющую  поведением  и  деятельностью   человека   роль,   эмоции выполняют  разнообразные  положительные  функции:  защитную,   мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную,  сигнальную,  подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

     Защитная  функция  эмоций   связана   с   возникновением   страха.   Он предупреждает человека о реальной или о мнимой  опасности,  способствуя  тем самым   лучшему   продумыванию   возникшей   ситуации,   более   тщательному определению вероятности достижения  успеха  или  неудачи.  Тем  самым  страх защищает человека от неприятных для  него  последствий,  а  возможно,  и  от гибели.

     Мобилизующая функция эмоций проявляется, например,  в том,  что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса  в  кровь дополнительного количества адреналина, например  при  активно-оборонительной его форме (спасении бегством).  Способствует  мобилизации  сил  организма  и воодушевление, радость.

     Компенсаторная  функция эмоций  состоит   в   возмещении   информации, недостающей  для  принятия  решения  или  вынесения  суждения  о   чем-либо. Возникающая при столкновении с  незнакомым  объектом  эмоция  придаст  этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или   хороший)  в связи с его схожестью с  ранее  встречавшимися  объектами.  Хотя  с  помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта  и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он  не  знает,  что ему делать в данной ситуации.

     Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций  (идти  на  контакт  с объектом или нет).

     Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой  живой  объект.  Эмоция,  как  правило,  имеет  внешнее  выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное  сообщает  другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию  при  общении,  предупреждению агрессии  со  стороны  другого   человека   или   животного,   распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в  данный  момент  у  другого  субъекта.

      Сигнальная  функция  эмоций  часто  сочетается  с  ее   защитной   функцией: устрашающий  вид  в  минуту  опасности  способствует   запугиванию   другого человека или животного.                                                                                                                     Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции  важны для закрепления,

стабилизации  рационального  поведения  животных  и  человека.  Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при  соответствующей ситуации могут извлекаться из  памяти  для  получения  такого  же  полезного результата.  Отрицательные  эмоции,   извлекаемые   из   памяти,   наоборот, предупреждают от повторного  совершения  ошибок.  С  точки  зрения  Анохина, эмоциональные переживания  закрепились  в  эволюции  как  механизм,  который

удерживает  жизненные  процессы  в  оптимальных  границах  и   предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

     Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить  поведение  человека, связанное  с  достижением  какой-либо  цели,  вызывая   у   него   пассивно - оборонительную реакцию (ступор  при  сильном  страхе,  отказ  от  выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна  и  при  злости,  когда  человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя  одни  и  те  же действия, не приводящие к успеху.

Информация о работе Общее представление об эмоциях