Автор работы: Маша Свирская, 04 Августа 2010 в 17:28, реферат
Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции - положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями.
Эмоция - это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.
Задумываясь об эмоциях, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?
Введение………………………………………………………………….3
1. Общее представление об эмоциях………………………………………4
2. Роль эмоции………………………………………………………………6
3. Проявление эмоций………………………………………………………9
4. Механизмы эмоций………………………………………………………10
5. Управление эмоциями……………………………………………………12
6. Эмоции и личность……………………………………………………….13
7. Расположение эмоций по выражению лица…………………………….18
8. Основные классификации эмоций………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………24
Положительная
роль эмоций не связывается
прямо с положительными эмоциями,
а отрицательная — с отрицательными.
Последние могут служить стимулом
для самосовершенствования человека,
а первые — явиться поводом для самоуспокоения,
благодушествования. Многое зависит
от целеустремленности человека, от
условий его воспитания.
3. Проявление эмоций.
О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.
Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.
При печали происходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же
побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).
У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.
Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные.
Эмоции
обладают свойством заразительности.
Это значит, что один человек может
невольно передавать свое настроение,
переживание другим людям, общающимся
с ним. Вследствие этого может возникнуть
как всеобщее веселье, так и
скука или даже паника. Другим
свойством эмоций является
их способность долгое время храниться
в памяти. В связи с этим выделяют особый
вид памяти — эмоциональную память.
4. Механизмы эмоции.
Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г. Н. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. Они утверждают, что мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.
Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев — и вы сами начнете пережинать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится настроение.
Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организмё, поскольку при исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею
страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе напряжения.
У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса - Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.
Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов. Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели.
Эмоции
способствуют поиску новой информации
за счет повышения чувствительности
анализаторов (органов чувств),
а это, в свою очередь, приводит
к реагированию на расширенный диапазон
внешних сигналов и улучшает извлечение
информации из памяти. Вследствие этого
при решении задачи могут быть
использованы маловероятные или
случайные ассоциации, которые
в спокойном состоянии не рассматривались
бы. Тем самым повышаются
шансы достижения цели. Хотя реагирование
на расширенный круг сигналов, полезность
которых еще неизвестна, избыточно, оно
предотвращает пропуск действительно
важного сигнала, игнорирование которого
может стоить жизни.
5. Управление эмоциями.
Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности:
тактических приемах, а не на значимости результата;
3.снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию
меньшей ценности или вообще
переоценка значимости
4. получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
5. разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай
неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в другой»);
6. откладывание на время достижения цели в случае осознания
невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;
7. физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть
вогнать в мышцы»); для этого нужно совершить длительную прогулку,
заняться какой-нибудь
такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при
крайнем возбуждении он
что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица),
возникающий у многих в момент волнения, тоже является ефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;
8. написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и
причины, вызвавшей
подходит для людей замкнутых и скрытных;
9. слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в
Древней Греции (Гиппократ);
10. изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний;
удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией
Джемса-Ланге);
11. активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
12. мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом
аутогенной тренировки и
Настойчивые
попытки воздействовать на очень взволнованного
человека при помощи уговоров, убеждения,
внушения, как правило, не бывают успешными
из-за того, что из всей информации,
которая сообщается волнующемуся,
он выбирает, воспринимает и
учитывает только то, что
соответствует его эмоциональному
состоянию. Больше того, эмоционально
возбужденный человек может обидеться,
посчитав, что его не понимают. Лучше дать
такому человеку выговориться и
даже поплакать. Действительно,
учеными установлено, что вместе
со слезами из организма удаляется вещество,
возбуждающее центральную нервную
систему.
6. Эмоции и личность.
С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.
К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.
Простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). Такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.
Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.