Общее представление об эмоциях

Автор работы: Маша Свирская, 04 Августа 2010 в 17:28, реферат

Описание

Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции - положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями.
Эмоция - это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.
Задумываясь об эмоциях, может прийти вопрос, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Общее представление об эмоциях………………………………………4
2. Роль эмоции………………………………………………………………6
3. Проявление эмоций………………………………………………………9
4. Механизмы эмоций………………………………………………………10
5. Управление эмоциями……………………………………………………12
6. Эмоции и личность……………………………………………………….13
7. Расположение эмоций по выражению лица…………………………….18
8. Основные классификации эмоций………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………24

Работа состоит из  1 файл

реферат псих.docx

— 55.22 Кб (Скачать документ)

     Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой  деятельности  и особенно   в   художественном   творчестве.   Эмоции   входят   во    многие психологически сложные состояния  человека,  выступая  как  их органическая часть.

     Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это  смех  над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания,  создания хорошего  настроения.  Ирония  -  это  сочетание  смеха  и   неуважительного отношения,  чаще  всего  пренебрежительного.  Такое  отношение  еще   нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение,  определенно содержащее осуждение объекта. В  сатире  он  представляется  в  неприглядном виде.  Недоброе,  злое  более  всего   проявляется   в   сарказме,   который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

     Трагизм - это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. Много интересных  наблюдений,  красочно и  жизненно  правдиво  раскрывающих  роль  эмоций  в   человеческих   личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С  некоторыми  из  его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но  то,  что  они  неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения  не  вызывает.  Вот  что  в свое время писал Спиноза:

     «Природа людей по большей части такова,  что  к  тем,  кому  худо,  они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют  и...  относятся  с  тем большей ненавистью,  чем  больше  они  любят  что-либо,  что  воображают  во владении другого...».

     «Если кто воображает, что любимый им предмет  находится  с  кем-либо  в такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел  им  один,  то им  овладевает  ненависть  к  любимому  им  предмету  и  зависть   к   этому другому...»

     «Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше,  чем больше  было удовольствие,  которое  ревнивец  обыкновенно  получал  от  взаимной   любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который  он  питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом...»

     «Если  кто  начал  любимый  им  предмет  ненавидеть,  так  что   любовь совершенно уничтожается, то... он будет питать  к  нему  большую  ненависть, чем если бы никогда не любил  его,  и  тем  большую,  чем  больше  была  его прежняя любовь...»

     «Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему  ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его...»

    «Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не  думает,  что сам подал к этому какой-либо повод... то он со своей  стороны  будет  любить его...»

     «Ненависть увеличивается вследствие  взаимной  ненависти  и,  наоборот, может быть уничтожена любовью...»

     «Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь,  и  эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы  ненависть  ей  вовсе  не предшествовала...»

     Последнее особое человеческое чувство, которое  характеризует  его  как личность, – это любовь. Человек, который любит по-настоящему,  меньше  всего задумывается  о  каких-то   психических   или   физических   характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является  для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего  никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот  «дубликат»  ни был.

     Настоящая любовь представляет собой духовную связь  одного  человека  с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности  и психологической  чувственности.   Для   того,   кто   любит   по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь  формой  выражения  духовного  начала, формой   выражения   именно   любви   с   присущим   человеку   человеческим достоинством.

     Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека?  Есть  две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает,  что  эмоции  не  могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с  такими его  особенностями,  которые  являются  врожденными.  Другая  точка   зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная  сфера  человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

     На  самом деле  эти позиции вполне  совместимы  друг  с   другом   и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в  этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции,  выступающие  как  субъективные проявления  органических  состояний,  действительно  изменяются  мало.   Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и  жизненно  устойчивых личностных характеристик человека.

     Но уже в отношении аффектов  и тем более чувств  такое утверждение неверно.  Все  связываемые   с   ними  качества  говорят  о  том,  что  эти эмоции развиваются. Человек в состоянии сдерживать естественные  проявления аффектов и вполне обучаем и в этом плане.

     Совершенствование высших эмоций и чувств означает  личностное  развитие их обладателя. Такое развитие может  идти  в  нескольких  направлениях.  Во - первых,  в  направлении,  связанном  с  включением  в  сферу   эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий,  людей.  Во-вторых, по линии повышения уровня  сознательного,  волевого  управления  и  контроля своих чувств со стороны  человека.  В-третьих,  в  направлении  постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм:  совести, порядочности, долга, ответственности и т.п. 

7. Расположение эмоций по выражению лица.

     Полноценное   общение   между   людьми   невозможно   без    понимания, взаимовлияния, взамооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей  в первую очередь необходимо правильное  понимание  реакций  другого  человека, владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров.

     Любые  человеческие   отношения   основаны   на   эмоциях,   а   эмоции обнаруживаются другими в основном с  помощью  внешних  выражений.  Выражение лица занимает центральное положение  в  экспрессивном  поведении.  Лицо  как канал  невербальной  коммуникации  является   ведущим   средством   общения, передавая эмоциональный и содержательный  подтекст  речевых  сообщений,  оно служит регулятором самой процедуры общения партнеров.

     Мимика человека рассматривается как продукт нервной  деятельности,  как ответ на сигналы из соответствующих  отделов  центральной  нервной  системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку  осознавать и направлять свои мимические реакции,  в  результате  чего  мимика  человека стала важнейшим инструментом общения.

     Важность  мимической  активности  по  сравнению с пантомимической   в эмоциональной  коммуникации  увеличивается с   фило-   и онтогенетическим развитием. В  филогенезе  эти  изменения  параллельны  эволюции  мускулатуры лица.

     Мимика и жесты как элементы экспрессивного поведения являются одной из первых систем, усваиваемых в детстве. Появление у ребенка  без  специального обучения понятных жестов и выражений  лица  указывает  на  то,  что  способы выражения эмоций заложены в человеке генетически.

     Развитие и совершенствование мимики идет  вместе  с  развитием  психики начиная  с  младенческого  возраста,  а  с  ослаблением   нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты,  наиболее часто повторявшиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся  во  внешний  облик лица.

     Приобретая с раннего детства определенный опыт общения с людьми, каждый человек    может  с    той    или  иной  степенью  достоверности  определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям  и,  прежде всего по выражению лица.

     Известно, что человек может контролировать свои выразительные движения, поэтому проявления эмоций используются людьми в процессе  общения,  выступая в  качестве  невербальных  коммуникативных   средств.   Существуют   большие различия между людьми в  возможности  владения  эмоциональными  проявлениями (от полного невладения  (при психических нарушениях)  до  совершенства  у талантливых актеров).

     В течение жизни  у  человека  формируется  некая  система  эталонов,  с помощью которой он  и  оценивает  других  людей.  Последние  исследования  в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека  понимать других   влияют   целый   ряд    факторов:    половозрастные,    личностные, профессиональные особенности, а также  принадлежность  человека  к  той  или иной культуре.

     Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения  управлять своими эмоциями и адекватно  определять  выразительные  движения  окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование  на  них в условиях  совместной  деятельности  –  неотъемлемая  часть  успешности  во многих профессиях.  Неспособность  договориться,  понять  другого  человека, войти  в  его   положение   может   привести   к   полной   профессиональной некомпетентности. Умение разбираться в многочисленных нюансах  эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя  искусству

(актерам,  художникам,  писателям).  Понимание  и   умение  воспроизводить  - важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов.

     Современная практика психологической подготовки людей к различным видам деятельности,   их   социальное   обучение    позволяет    развить    навыки компетентности  в   общении,   важнейшей   составляющей   которой   является восприятие и понимание людьми друг друга. 

8. Основные классификации эмоций.

               Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы, самый естественный и как будто простой: какие бывают эмоции? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообразия эмоциональных явлений. Ведь их можно классифицировать по-разному: по «знаку» (плюс - минус) переживания - приятные - неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания - биологическая или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию; по их влиянию на деятельность человека - активизируют или тормозят; по степени выраженности - от легкого «нравится» до страстной любви и т. д. Но есть и еще одна трудность, связанная с необходимостью определить то или иное эмоциональное переживание словесно.                                                                                        Основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: 1) удовольствие - неудовольствие, 2) напряжение - разряжение, 3) возбуждение - торможение. Современный американский исследователь эмоций К. Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные - производными. К фундаментальным относятся: 1) интерес -- волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) горе - страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина. Из соединения фундаментальных эмоций возникают, например, такие комплексные эмоциональные состояния, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес - возбуждение. К комплексным (сложным) эмоциональным переживаниям относят также любовь и враждебность.

               Какой бы список эмоций мы ни рассматривали, всегда обнаруживается одна интересная особенность: к любой положительной эмоции - эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше сказать противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность эмоций.

                Важно отметить, что люди могут весьма существенно отличаться друг от друга не только по характеру переживаемых эмоций, по их силе, но и по способности сочувствовать, сопереживать. Эта способность получила название эмпатии. По словам американского психолога Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время - тонким и чутким».

Заключение.

                  Итак, мы выяснили, что ответить  на вопрос «Зачем нужны эмоции?»  односложно нельзя. Дело в том,  что эмоции и чувства имеют  не одну определенную функцию,  а несколько. Прежде всего,  эмоции, как и все остальные  психические процессы, представляют  собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания.  При этом понятия «эмоции», которые  «в быту» часто используются  как равноценные, на самом деле  обозначают различные психические  явления, которые, конечно, самым  тесным образом связаны между  собой. В эмоциях отражаются  потребности человека, вернее, то, как  эти потребности удовлетворяются. 

                   В эмоциональных переживаниях  отражается жизненная значимость  действующих на человека явлений  и ситуаций. Иначе говоря, эмоции - это отражение в форме пристрастного  переживания жизненного смысла  явлений и ситуаций. В общем,  можно сказать, что все способствующее  или облегчающее удовлетворение  потребностей вызывает положительные  эмоциональные переживания, и,  наоборот, все, что этому препятствует - отрицательные. 

                    Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Информация о работе Общее представление об эмоциях