Общение как базовая категория в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:40, реферат

Описание

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом исключительно психологического исследования. Оно изучается многими общественными науками. Поэтому возникает задача выявления того аспекта этой категории (точнее, отражаемой в ней реальности), который является специфически психологическим..

Работа состоит из  1 файл

Социалогия.docx

— 36.22 Кб (Скачать документ)

Только раскрыв специфичность  системы отношений «субъект-субъект (ы)», можно проследить диалектику связи общения и дея тельности .. через совокупного субъекта в совместной деятельности Неверно представлять совместную деятельность просто как сумму параллельно развивающихся индивидуальных Группа (коллектив) выполняющих ее людей выступает действительно как совокупный субъект. Это не совокупность субъектов, а именно совокупный субъект, обладающий новой системой качеств по сравнению с качествами входящих в него индивидов. Как отмечалось в предыдущей главе, процессам общения принадлежит в формировании совокупного субъекта решающая роль. Именно в этих процессах осуществляется взаимный обмен информацией между индивидами, образующими рабочую группу (или трудовой коллектив), планирование совместной деятельности, разделение функций, их координация, взаимное стимулирование, взаимный контроль и т. д. Иными словами, совместная деятельность обладает особыми качествами, которые определяются качествами (и уровнем) ее субъекта; общение же выступает как условие и способ формирования этого субъекта.

Основанием для дифференциации категорий деятельности и общения  в психологии является различие тех  отношений, которые проявляются  в той и другой, а не мера совпадения общения с деятельностью или  мера отличия общения от деятельности. Что касается связи общения и  деятельности, то она также не может  быть определена раз и навсегда, сама по себе, а выступает по-разному, в зависимости от уровня (и качества) субъекта и определяющей его системы  отношений.

Это, в свою очередь, означает, что  отношения «субъект—субъект (ы)» не только отличны от отношений «субъект—объект». Они могут дифференцироваться и дальше. Эти отношения по-разному выступают в общностях разных уровней. Они могут выступать не только как отношения «индивид—индивид», но и как отношения «индивид—группа, коллектив», и как отношения между собой малых групп внутри коллектива, не говоря уже об отношении «индивид—общество». Уже из этого перечня видно, что отношения «субъект—субъект (ы)» весьма разнообразны14. Поэтому явно недостаточно просто подразумевать, что отношение «субъект—субъект(ы)» включено в отношение «субъект—объект»; его нужно раскрыть.

Дифференцировать богатство отношений  «субъект—субъект (ы)» возможно только на основе системного подхода. Он позволяет также различить те отношения и взаимосвязи, которые являются предметом, например, общей психологии в отличие от социальной, инженерной — в отличие от педагогической и т. д.

Общение — это одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность.

Когда говорится об образе жизни  определенного человека, то имеется  в виду не только то, что и как  он делает (т. е. его деятельность, например, профессиональная и любая другая), но и то, с кем и как он общается, к кому и как он относится.

Можно было бы привести немало примеров того, как иногда даже сравнительно кратковременное общение с тем  или иным человеком (или группой  людей) оказывает на психическое  развитие индивида (например, на мотивацию) гораздо большее влияние, чем  длительное выполнение им некоторой  предметной деятельности. Образ жизни  включает также и другие характеристики, в том числе связанные не только с социальными, но также и с  биологическими (которые, конечно, социально  опосредствованы) условиями существования  человека. Образ жизни не есть нечто  застывшее, неизменное. Он развивается, и в процессе этого развития происходит смена его детерминант, а соответственно и системообразующих характеристик.

Оттстаивая право категории общения на относительную самостоятельность (подчеркнем: относительную), мы вовсе не хотим противопоставлять ее какой-либо другой базовой для психологии категории, например, категории деятельности. Каждая из них имеет в психологии свой конструктивный смысл. Пока категория общения по охвату изучаемого в психологии круга явлений уступает категории деятельности. Но этот круг с развитием исследований все более расширяется. Использование ее в психологии позволяет находить в уже давно изучаемых явлениях новые грани, обнаруживать новые факты и новые закономерности. Можно надеяться, что дальнейшие исследования позволят раскрыть конструктивный смысл категории общения в психологии более полно, а это, кстати, может привести и к выявлению новых измерений деятельности. В частности, на наш взгляд, изучение общения очень важно для понимания механизмов целеобразования и мотивации.

Конечно, неверно было бы представлять общение и деятельность как некоторые  независимые и параллельно развивающиеся  стороны процесса жизни. Напротив, эти  две стороны неразрывно связаны  в этом процессе, хотя образ жизни  характеризуется ими и по-разному. Более того, между этими сторонами  существует масса переходов и  превращений одной в другую. В  некоторых видах деятельности в  качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные  для общения, а сама деятельность строится по законам общения (например, деятельность педагога, лектора). В  других случаях те или иные действия (в том числе и предметно-практические) используются в качестве средств  и способов общения, и здесь общение  строится по законам деятельности (например, демонстрационное поведение, театральное  представление). В самой деятельности (профессиональной, любительской и  др.) огромный «слой» времени, затрачиваемый  на ее психологическую подготовку, составляет общение, которое не есть деятельность в строгом смысле слова, а именно общение, так или иначе  связанное с производственными (и  иными) отношениями, по поводу них, в  связи с ними. Здесь переплетаются  деловые, личные, межличностные и  другие отношения людей. Общение  может выступить в роли предпосылки, условия, внешнего "или внутренне! и фактора деятель^ ности, и наоборот. Взаимосвязи между ними в каждомконкретном случае могут быть поняты только в коп тексте системной детерминации развития человека.

Уже самый тот факт, что общение  изучается многими науками, позволяет  считать, что оно является многоуровневым, многомерным, обладающим разнопорядковыми свойствами, т. е. системным процессом. Об этом же говорит и разнообразие характеристик, которые используются при его описании: прямое, косвенное, непосредственное, опосредствованное, деловое, личное, межличностное, резонансное, рапортное и т. д. и т. п. Классификация его форм — это задача, которую психологии еще предстоит решить.

Заканчивая анализ соотношений  категорий общения и деятельности, отметим, что ни одна из них не является для психологии исключительной, определяющей сущность ее предмета. Эта сущность может быть раскрыта только системой категорий, включающей также категории  отражения, сознания, личности, общественных отношений и др.

Категория общения позволяет раскрыть определенную сторону (или аспект) человеческого  бытия, а именно взаимодействие между  людьми. А это, в свою очередь, дает возможность исследовать те качества психических явлений и закономерности их развития, которые определяются таким взаимодействием.

Она имеет особенно большое значение для исследования класса социально-психологических  явлений: подражания, внушения, заражения (и противоположных им процессов), коллективных представлений, психологического климата, общественного настроения и др.


Информация о работе Общение как базовая категория в психологии