Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:48, курсовая работа
Изучение выбранной темы предполагает достижение основной цели – рассмотреть особенности общения в Интернете. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
изучить понятие и организацию общения через Интернет;
раскрыть аспекты такого общения, определить его основные формы;
выяснить преимущества и недостатки виртуального общения;
рассмотреть особенности общения в сети Интернет;
изложить перспективы развития Интернет - общения;
проанализировать полученный материал, сделать необходимые выводы и отразить их в данной работе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….….2
1.ИНТЕРНЕТ, КАК СПОСОБ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ...4
1.1.Интернет, как способ межкультурной коммуникации…….…………..…4
1.2. Способы общения в Интернете……………….………….……………..…6
2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ……...….….….……11
2.1. Психологические особенности Интернет – общения………...………...11
2.2. Интернет-этикет……………………………………….…….….…….…..14
2.3. Психологические аспекты виртуального общения…………………….17
3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ…….…….……..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………….………………..……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…………….….…...35
Итого
1629193 человека в месяц набирают запросы,
относящиеся к сфере общения.
Стоит отметить, что представленные
данные относятся только к одной
поисковой системе, а таких только
в Рунет существует не менее трех.
В списке запросов по слову «чат»
и «знакомства» преобладают ориентированные
на географический признак (знакомства
в Новосибирске, московские чаты, чат
Владивостока и т.п.), по слову «форум»
- на тему обсуждения. Следовательно,
можно сделать вывод о
Почти все российские исследователи Интернет выделяют ряд общих характеристик, присущих всем названным формам общения:
Дж. Сулер выделяет эффект раскрепощения, в рамках которого возможны два варианта: выход отрицательных эмоций и удовлетворение деструктивных потребностей (оскорбление других, взлом сайтов) или реализация возможности быть откровенным и не закрываться в некоторых очень личных аспектах.
Одновременно
с конструированием собственной
виртуальной личности человек создает
образ собеседника, который почти
всегда не соответствует
Основными знаковыми системами в реальном общении являются [1]:
Совокупность этих средств выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Функции сетевой невербальной коммуникации остаются теми же, однако способы ее проявления имеют специфические особенности и более широкие возможности. Например, к невербальной коммуникации можно отнести иллюстрации, рисунки и символы, к которым редко прибегают собеседники в процессе реального взаимодействия.
Оптико-кинетическая
система знаков в реальном общении
включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Так как собеседники не могут видеть друг
друга, они не имеют возможности использовать
эту знаковую систему. Однако в процессе
письменного общения, практически каждый
участник дополняет свое высказывание
определенными символами. Большинство
из них представляют собой стилизованные
изображения человеческого лица, частично
типизированные эмоциональные реакции
-"смайлики" (от английского "smile"
- "улыбка" :-), :*), %), ©, ☺ и так далее),
которые получили чрезвычайно широкое
распространение в Рунет. Однако это нельзя
назвать равноценной заменой эмоциональных
реакций. Многократно предпринимались
попытки присвоить и закрепить обозначение
определенных эмоциональных состояний
за определенными смайликами, однако все
они оказались безуспешными. Фактически,
смайлики только информируют об эмоционально
окрашенном отношении автора к тексту
(причем вид смайлика никакого значения
не имеет), просто передавая направленность
и степень его эмоций по примерно такой
шкале :-)))) - :-) - :-| - :-(- :-((((. Заметно, что
эмоциональная палитра весьма бедна. Многие
создатели чатов пытаются решить эту проблему,
так в некоторых чатах в распоряжении
посетителей набор нарисованных рожиц,
которыми они могут иллюстрировать свои
реплики. Возможна также иллюстрация с
помощью значков, причем некоторые пользователи
умудряются рисовать очень сложные объекты
с помощью пары скобок и запятых. Ниже
в качестве примера приведено изображение
кота.
^ \\\\ ^
≥ • | • ≤
≡ ^ ≡
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков существуют в форме системы вокализации (качество голоса, его высота, тембр, тональность) и включения в речь всевозможных добавок - пауз, покашливания, смеха, плача, сам темп речи и т.д. Таким образом, это системы «околоречевых» приемов, которые усиливают семантически значимую информацию, предоставляют некоторую личностную информацию о партнере.
Для компенсации
тембра и акцентирования части высказывания
в виртуальном общении
Организация пространства и времени коммуникативного процесса является одним из компонентов коммуникативной ситуации. В виртуальном пространстве невозможно оценить расстояние между партнерами - все собеседники находятся одновременно на одном экране монитора, в виртуальном пространстве, тогда как в реальности расстояние между ними может исчисляться тысячами километров. В данном случае ощущение пространства (которого по сути нет) будет исключительно субъективным переживанием. Из личного опыта могу добавить, что нередко встречала такие высказывания как: «Что-то здесь пусто как-то», «Народу-ни продохнуть». А разделы чата нередко именуют комнатами. Из этого можно сделать вывод, что интерфейс виртуального ресурса может оцениваться пользователем как пространство, тем более, что вариантов организации интерфейса, дизайна сайта существует бесконечное множество.
Контакт глаз. Частота обмена взглядами, длительность их, смена, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. являются мощным источником невербальной информации о партнере. Контакт глаз, к сожалению, совершенно невозможен при общении в Интернет. На мой взгляд, уже один этот факт является большим недостатком сетевого общения, затрудняющим коммуникацию.
Все невербальные знаковые системы умножают смысл сказанного, позволяют более полно раскрыть смысловую сторону информации, а также передать эмоциональное состояние партнера. Сетевое общение сильно обеднено в плане невербального общения. Именно поэтому, стремясь восполнить утрату этой важной составляющей коммуникации, пользователи находят иные способы усиления смысла текста и передачи эмоций. Для этого используются как давно известные приемы, используемые в полиграфии, так и абсолютно новые, ставшие доступными лишь с развитием технологии.
Компьютерные
технологии предоставляют обширные
возможности для выражения
Еще одним
важным средством передачи невербальной
информации являются иллюстрации. Здесь
важен как смысл картинки, так
и ее эстетическое восприятие. Цветовое
оформление текста, включение различных
изображений значительно
Насколько
остро ощущают участники
Из сказанного можно сделать вывод о том, что невозможность адекватного обмена эмоциями в процессе виртуального общения приводит к поиску новых форм их выражения посредством печатного текста, использования специальных символов и графических изображений, звуковых сигналов, а также увеличению числа эмоционально насыщенных слов.