Общение в сети Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание

Изучение выбранной темы предполагает достижение основной цели – рассмотреть особенности общения в Интернете. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
изучить понятие и организацию общения через Интернет;
раскрыть аспекты такого общения, определить его основные формы;
выяснить преимущества и недостатки виртуального общения;
рассмотреть особенности общения в сети Интернет;
изложить перспективы развития Интернет - общения;
проанализировать полученный материал, сделать необходимые выводы и отразить их в данной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….….2
1.ИНТЕРНЕТ, КАК СПОСОБ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ...4
1.1.Интернет, как способ межкультурной коммуникации…….…………..…4
1.2. Способы общения в Интернете……………….………….……………..…6
2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ……...….….….……11
2.1. Психологические особенности Интернет – общения………...………...11
2.2. Интернет-этикет……………………………………….…….….…….…..14
2.3. Психологические аспекты виртуального общения…………………….17
3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ…….…….……..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………….………………..……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…………….….…...35

Работа состоит из  1 файл

ыфыфы.docx

— 75.94 Кб (Скачать документ)

 

     

    Итого 1629193 человека в месяц набирают запросы, относящиеся к сфере общения. Стоит отметить, что представленные данные относятся только к одной  поисковой системе, а таких только в Рунет существует не менее трех. В списке запросов по слову «чат»  и «знакомства» преобладают ориентированные  на географический признак (знакомства в Новосибирске, московские чаты, чат  Владивостока и т.п.), по слову «форум» - на тему обсуждения.  Следовательно, можно сделать вывод о характере  того или иного средства виртуального общения. Форум – узко специализированная форма общения,  направленная на обмен мнениями, поиск ответа у  профессионалов, специалистов или просто более осведомленный людей. Люди, выбирающие  чат скорее всего  будут стремиться перенести виртуальные  знакомства в область реального  общения, что заставляет вводить  в поисковые запросы фактор местности.

    Почти все российские исследователи Интернет выделяют ряд общих  характеристик, присущих всем названным формам общения:

  • Анонимность, невидимость и ощущение безопасности. В 1973 г., когда еще не существовало глобальных сетей, Кеннетом Джергеном, Мэри Джерген и Уильямом Бартоном был проведен эксперимент, показавший некоторые последствия анонимности. Они пригласили 8 незнакомых человек разного пола провести час в абсолютно темной комнате. Участникам эксперимента было заявлено, что нет никаких правил, регулирующих их поведение по отношению к другим. По истечении часа участников поодиночке выведут из комнаты и никакой возможности встретится в будущем у них не будет. Одновременно была набрана еще одна, контрольная группа, участники которой находились не в темной, а в освещенной комнате. Участники контрольной группы просто сидели и беседовали. Но в экспериментальной группе возникло стремление к интимности и нежности. Они меньше разговаривали, но больше говорили "о самом главном". 90% участников намеренно прикасались к кому-нибудь, 50% обнимали соседей. Не понравилась анонимность очень немногим, большинство были очень довольны и предлагали повторить эксперимент бесплатно.  
    Несмотря на то, что в Интернете иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера, и даже фотографию собеседника, они не дают реалистичного представления о собеседнике. Следствием этого является безответственность и безнаказанность в сети, то есть пользователь может проявить большую свободу высказываний (вплоть до оскорблений), передавать ложную информацию, вводить в заблуждение, практически не получая за подобные действия наказания или отрицательной оценки. Одним из наиболее интересных  следствий анонимности является феномен изменения пола, когда мужчина или женщина презентует себя как представитель противоположного пола и завязывает романтические отношения с представителем собственного пола. Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему, возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. Предпосылкой анонимности является добровольность. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а так же может прервать их в любой момент, что может привести к  существенным различиям конструируемой виртуальной и реальной личностей,   возникновению девиантного поведения.  Невидимость и возможность утаить реальную информацию приводят к ощущению безопасности - иллюзии, что даже за самое негативное поведение он не понесет наказания.

     Дж. Сулер  выделяет эффект раскрепощения, в рамках которого возможны два варианта: выход  отрицательных эмоций и удовлетворение деструктивных потребностей (оскорбление  других, взлом сайтов) или реализация возможности быть откровенным и  не закрываться в некоторых очень  личных аспектах.

  • В Интернете люди создают себе так называемые "виртуальные личности", описывая себя  определенным образом. Создание виртуальной личности, часто абсолютно непохожей на реальную, обусловлено опосредованностью виртуального общения. Виртуальная личность наделяется именем, псевдонимом. Псевдоним называется "nick" (от "nickname" - псевдоним) или "label" - "лейбл", ярлык.  Существует огромное множество разнообразных имен, а потому практически невозможно создать их четкую классификацию. Преобладают имена собственные и производные от них (Олег и Олежка, Таня и Танюша, Танечка, Таня 2666 и т.д.). Можно выделить такие достаточно постоянные категории как: имена персонажей из кино и литературы (Гарри Поттер, Фродо, Франкинштейн), техника и бытовые приборы (Холодильник, Вантуз, Домкрат), животные (Кот в васильках, Собака). А.Е. Жичкина одной из причин формирования виртуальной личности рассматривает то, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов "Я", или же, что действительность может быть слишком "ролевой", слишком нормативной. Между тем конструирование виртуальной личности не сводится к приданию ей образа Я-идеального. В работе А.Е. Жичкиной и Е.П. Белинской «Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью» вопрос о причине создания виртуальной  личности решается через рассмотрение проблемы идентичности ее влияния на поведение человека. Они подчеркивают взаимосвязь реальной и виртуальной идентичности, их взаимозависимость, что определяет девиантное поведение в виртуальном общении как один из способов формирования социальной и виртуальной идентичности. Таким образом, конфликт может служить для самоопределения, преодоления размытой идентичности как в реальности, так и в виртуальном пространстве. Согласно точке зрения Дж. Сулера, никто не хочет быть полностью анонимным - абсолютно невидимым, без имени, идентичности или межличностного взаимодействия вообще. Девиантное поведение - это способ реакции на анонимность, отражающий стремление быть замеченным, хотя бы даже в негативной форме, чем быть абсолютно анонимным, незамеченным, то есть, никем.

     Одновременно  с конструированием собственной  виртуальной личности человек создает  образ собеседника, который почти  всегда не соответствует действительности, т.к. недостающую информацию он просто домысливает, ориентируясь на собственные  ожидания. При переходе от виртуальных  контактов к реальным, бывшие виртуальные  собеседники, как правило, испытывают удивление или разочарование  от несоответствия их представлений  и реальной личности.

  • Ограниченное сенсорное переживание, трудность выражения эмоций, что частично компенсируется специально разработанной знаковой системой передачи эмоций и возможностью задавать тон сообщения в строке вывода сообщения (шепотом, иронично, грустно и пр.). В Интернет теряют свое значение невербальные  средства общения, которые в реальном общении являются основными. Надежность речевого общения резко падает, ведь в реальности невербальная коммуникация определяет до 55 %  результата взаимодействия и взаимовосприятия.

     Основными знаковыми системами в реальном общении являются [1]:

  1. оптико-кинетическая;
  2. пара- и экстралингвистическая;
  3. организация пространства и времени коммуникативного процесса;
  4. визуальный контакт.

     Совокупность  этих средств выполняет следующие  функции: дополнение речи, замещение  речи, репрезентация эмоциональных  состояний партнеров по коммуникативному процессу. Функции сетевой невербальной коммуникации остаются теми же, однако способы ее проявления имеют специфические особенности и более широкие возможности. Например, к невербальной коммуникации можно отнести иллюстрации, рисунки и символы, к которым редко прибегают собеседники в процессе реального взаимодействия.

     Оптико-кинетическая система знаков в реальном общении включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Так как собеседники не могут видеть друг друга, они не имеют возможности использовать эту знаковую систему. Однако в процессе письменного общения, практически каждый участник дополняет свое высказывание определенными символами. Большинство из них представляют собой стилизованные изображения человеческого лица, частично типизированные эмоциональные реакции -"смайлики" (от английского "smile" - "улыбка" :-), :*), %), ©, ☺ и так далее), которые получили чрезвычайно широкое распространение в Рунет. Однако это нельзя назвать равноценной заменой эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически, смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту (причем вид смайлика никакого значения не имеет), просто передавая направленность и степень его эмоций по примерно такой шкале :-)))) - :-) - :-| - :-(- :-((((. Заметно, что эмоциональная палитра весьма бедна. Многие создатели чатов пытаются решить эту проблему, так в некоторых чатах в распоряжении посетителей набор нарисованных рожиц, которыми они могут иллюстрировать свои реплики. Возможна также иллюстрация с помощью значков, причем некоторые пользователи умудряются рисовать очень сложные объекты с помощью пары скобок и запятых. Ниже в качестве примера приведено изображение кота.  
     

     ^ \\\\ ^

     ≥  •  |  •   ≤

     ^

     Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков существуют в форме системы вокализации (качество голоса, его высота, тембр, тональность) и включения в речь всевозможных добавок - пауз, покашливания, смеха, плача, сам темп речи и т.д. Таким образом, это системы «околоречевых» приемов, которые усиливают семантически значимую информацию,   предоставляют   некоторую   личностную информацию о партнере.

     Для компенсации  тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), которые повсеместно в Рунет трактуется как повышение голоса. Уже на многих сайтах вводится возможность слева от текста сообщения задавать интонацию высказывания (шепотом, сквозь смех, недовольно и т.д.). Да и сами пользователи, вне зависимости от предоставляемых ресурсом возможностей, стараются передать свое состояние с помощью разнообразных комментариев («похрюкивая от удовольствия», «заикаясь» и т.п.).  

       Организация пространства  и времени коммуникативного процесса является одним из компонентов коммуникативной ситуации. В виртуальном пространстве невозможно оценить расстояние между партнерами - все собеседники находятся одновременно на одном экране монитора, в виртуальном пространстве, тогда как в реальности расстояние между ними может исчисляться тысячами километров. В данном случае ощущение пространства (которого по сути нет) будет исключительно субъективным переживанием. Из личного опыта могу добавить, что нередко встречала такие высказывания как: «Что-то здесь пусто как-то», «Народу-ни продохнуть». А разделы чата нередко именуют комнатами. Из этого можно сделать вывод, что интерфейс виртуального ресурса может оцениваться пользователем как пространство, тем более, что вариантов организации интерфейса, дизайна сайта существует бесконечное множество.

     Контакт глаз. Частота обмена взглядами, длительность их, смена, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. являются мощным источником невербальной информации о партнере. Контакт глаз, к сожалению, совершенно невозможен при общении в Интернет. На мой взгляд, уже один этот факт является большим недостатком сетевого общения, затрудняющим коммуникацию.

     Все невербальные знаковые системы умножают смысл  сказанного, позволяют более полно  раскрыть смысловую сторону информации, а также передать эмоциональное  состояние партнера. Сетевое общение  сильно обеднено в плане невербального  общения. Именно поэтому, стремясь восполнить утрату  этой  важной  составляющей  коммуникации, пользователи находят  иные способы усиления смысла текста и передачи эмоций. Для этого используются как давно известные приемы, используемые в полиграфии, так и абсолютно  новые, ставшие доступными лишь с  развитием технологии.

     Компьютерные  технологии предоставляют обширные возможности для выражения эмоций - широкий выбор шрифтов, размеров букв, символов. Эмоционально значимые и ключевые слова могут выделяться курсивом, подчеркиванием. Складываются определенные стереотипы в употреблении печатных символов. Например, многоточие может обозначать растерянность, загадочность, попытку заинтересовать читателя, восклицательный  знак - восторг, все положительные  эмоции, тире -стремительность, сочетание !? - как правило, воспринимается как  недоумение. Знаки препинания приобретают  значение условных знаков, несущих  эмоциональное содержание, подобно  тому, как слова несут смысловое. Эти приемы давно используются в  печати, однако в условиях виртуального общения они становятся мощным средством передачи собственных эмоций.

     Еще одним  важным средством передачи невербальной информации являются иллюстрации. Здесь  важен как смысл картинки, так  и ее эстетическое восприятие. Цветовое оформление текста, включение различных  изображений значительно усиливает  воздействие информации на собеседника. Этот факт отлично известен сетевым  рекламодателям, компаниям, размещающим  информацию о своей деятельности в сети.

     Насколько остро ощущают участники виртуального общения нехватку невербального  компонента показывает исследование, на которое ссылается А.Е. Войскунский [14]. Согласно проведенному подсчету вербальной структуры сообщений, которыми обменивались участники сетевой игры (MUD) в течение 250 дней, в среднем каждые 30 секунд они продуцировали "эмоциональные"  слова ("улыбаться",  "вздыхать", "хихикать", "целовать", "кивать головой", "грустно", "страстно", "злобно" и т.д.), а типичный игрок 18 раз в день улыбается и 4 раза в день обнимает других игроков.

     Из сказанного можно сделать вывод о том, что невозможность адекватного обмена эмоциями в процессе виртуального общения приводит к поиску новых форм их выражения посредством печатного текста, использования специальных символов и графических изображений, звуковых сигналов, а также увеличению числа эмоционально насыщенных слов.

Информация о работе Общение в сети Интернет