Общественное сознание и его преобразовательная сила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Содержание

1. Введение. 3
2.Отражение как всеобщее свойство материи. 4
2.1. Отражение и информация. 4
2.2. Формы отражения. Определение сознания. 5
3. Происхождение сознания. 7
3.1. Роль труда в формировании сознания. 7
3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. 8
4. Структура сознания. 9
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 10
5.1 Сознание и мозг. 10
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет. 11
5.3. Активность сознания. 12
6. Измененные состояния сознания………………………………………………………..13
7. Общественное сознание и его преобразовательная сила. 17
8.Заключение………………………………………………………………………………...19
8. Список Литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение.
 

    Уже с глубокой древности мыслители  напряженно искали разгадку тайны  феномена сознания. Наука, философия,  литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества  объединили свои усилия, чтобы  раскрыть сокровенные тайны нашей  духовной жизни.

     В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы  рассматривают сознание как крохотную  искру величественного пламени  божественного разума. Идеалисты  отстаивают мысль о первичности  сознания по отношению к материи. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

     Если  идеализм вырывает пропасть между разумом  и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Отражение  как всеобщее свойство материи.

2.1.  Отражение и информация.

     Сознание  современного человека есть продукт  всей всемирной истории, итог многовекового  развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений  людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

     Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

     Отражение во всем многообразии его форм, начиная  от простейших механических следов и  кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс.

       Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

     Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

2.2. Формы отражения.  Определение сознания.

      Выше  было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п.  Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

      По  мере усложнения организации материи  и появления жизни на Земле  у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды. Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

      Прошли  многие миллионы лет, прежде чем появилась  способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

      Высшей  формой отражения на уровне животного  царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятия, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

      Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

      Сознанию  человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

      Следует заметить, что отражение в неживой  природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение  в живой природе - биологической  форме, а сознание - социальной форме движения материи.

 

 
 
 
 
 
 

3. Происхождение сознания.

3.1. Роль труда в  формировании сознания.

         Процесс становления человека  был процессом разложения инстинктивной  основы психики животных и  формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

      Решающая  роль трудовых операций в формировании человека и его сознания состоит в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

      Ключ  к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

      Вместе  с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий. Формирование сознания человека связано с возникновением  общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и  общения в формировании и развитии сознания.

      Язык  также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или  предупреждением об опасности и т.п. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

      Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего  высших животных и послужили биологической  предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

      Сущность  языка выявляется в его двуединой  функции: служить средством общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

      Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям, протекает  процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание язык в конечном счете выражает структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

      Язык  и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной.

      Состояние проблемы соотношения мышления и  языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

Информация о работе Общественное сознание и его преобразовательная сила