Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:20, курсовая работа
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
1. Введение. 3
2.Отражение как всеобщее свойство материи. 4
2.1. Отражение и информация. 4
2.2. Формы отражения. Определение сознания. 5
3. Происхождение сознания. 7
3.1. Роль труда в формировании сознания. 7
3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. 8
4. Структура сознания. 9
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 10
5.1 Сознание и мозг. 10
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет. 11
5.3. Активность сознания. 12
6. Измененные состояния сознания………………………………………………………..13
7. Общественное сознание и его преобразовательная сила. 17
8.Заключение………………………………………………………………………………...19
8. Список Литературы………………………
Новый этап в изучении экстатических состояний в связи с межкультурным изучением этого феномена в психологической антропологии начался с 1960-х годов. При таком подходе стало использоваться новое понятие «измененные состояния сознания», описывающее все виды мистических состояний. Необходимо отметить, что измененные состояния касались не только сознания, но и организма человека, особенностей его функционирования.
Измененные состояния сознания есть единство субъективных ощущений человека и внутриорганических преобразований.
Наиболее разносторонние и разнообразные исследования ИСС принадлежат американскому антропологу Э. Бургиньон. В своей книге «Психологическая антропология» Э. Бургиньон выделяет следующие особенности ИСС: изменения в ощущениях, восприятии, мышлении, потеря ощущения времени, контроля, изменение в выражении эмоций, восприятии своего собственного тела, сужение или расширение границ «Я» (например, акцентированное чувство единства с людьми, природой), растворение собственного «Я», сверхвнушаемость и др.
Перечисленным признакам отвечают религиозный и сексуальный экстаз, ритуальный транс, состояние гипноза, сон в активной фазе со сновидениями, состояния просветления, озарения в восточных культурах (сатори), ощущения человека в кризисных состояниях (перед смертью), состояния, переживаемые в трансперсональной медитации, а также комплекс явлений, названный американским психологом А. Маслоу высшими. К последним относятся комплекс ощущений, воспринимаемых человеком в процессе или в результате деятельности: высшие точки творческого переживания, вдохновения, мгновения экстаза от восприятия красоты природы и духа. Непременный элемент почти всех ИСС (хотя это происходит не всегда) – состояние эйфории, блаженства (экстаза)
Еще один важный признак – сверхвнушаемость, или потеря критичности. Во сне очень часто мы верим в действительность происходящего и эмоционально переживаем его. Хотя во сне иногда существует вмешательство рационального «Я» («я же сплю») или желание проснуться, выйти из неприятной ситуации. Важно заметить, что лишение сна или регулярный краткосрочный сон – один из элементов техники введения в транс в традиционном обществе наряду с сенсорным голодом, физическим стрессом, ритмической музыкой и танцами.
Намеренное вхождение в ИСС может достигаться прямо противоположными действиями: отсутствием эмоциональных впечатлений, тишиной и избытком эмоциональной активности. При длительном недостатке сна организм человека как бы компенсирует, дополняет, удовлетворяет его потребности видениями наяву или ИСС в какой-либо другой форме. То же самое касается ощущения людей, долгое время лишенных сенсорной информации (в длительных путешествиях, в сурдокамере, в космических полетах). Они могут слышать музыку, голоса людей и испытывать тому подобные явления. Это не редкость в экстремальных условиях.
В современном обществе все время воспроизводятся условия, необходимые для вхождения в ИСС: это и сенсорный голод, и физический стресс, и отчуждение человека от человека, и недостаток эмоционального общения. К этому надо добавить блокировку эмоций с благословения технократической идеологии. Эмоции, являющиеся энергетическим фундаментом человека, ищут обходной способ высвобождения, который, как правило, ведет не к гармонизации, а разбалансировке отношений индивида с самим собой и с окружением. Это выражается в агрессивности, враждебности по отношению к окружающим, может привести к психологическим расстройствам вплоть до психозов. Нередко нереализованная энергия направляет удар по внутриорганическим автоматически регулируемым процессам, что приводит к нарушению их функционирования и к различным патологиям (болезни сердца, язва желудка и т. д.).
Одна из функций ИСС – противостоять патологическим тенденциям, стремиться преодолеть непонимание, рассогласованность, десинхронизацию человека с самим собой, с окружающими, повысить уровень коммуникативности, развить способность к общению.
Другими словами, сформировать способность человека к самореализации.
Именно так понимал задачу психотерапии (где важнейшая роль отводится ИСС) А. Маслоу. Он полагал, что основная цель всех видов терапии – самоактуализация, предельным выражением которой являются «высшие переживания», «мгновения экстаза, которые нельзя купить». В книге «Мотивация и личность» (1954) А. Маслоу так описывает впечатления людей от высших переживаний: «сужение поля зрения, одновременное чувство прилива сил и ни с чем не сравнимой беспомощности, ощущение возвышенного экстаза, потери ориентировки во времени и пространстве и, наконец, сознание того, что произошло что-то очень важное и значительное, ценное».
Существенная черта высших переживаний – достижение большей целостности во внутриорганическом функционировании человека и интеграции между индивидом и внешним миром. «Вероятно, – полагал Маслоу, – высшие переживания есть огромная интенсификация любого переживания, в котором присутствует потеря "Я" или его границ либо забывание себя и восхищение музыкой или искусством ».
Одной из важнейших черт, необходимых человеку для достижения гармонии, он считал чувство прекрасного, формирование которого должно быть сверхзадачей обучения. Научить человека слышать и видеть красоту, сопереживать ее в произведениях искусства. Именно на этой основе возможен один из видов психотерапии, использующей механизмы, которые заложены в восприятии искусства. Человек в процессе восприятия произведения искусства сопереживает, становится соучастником действия. Он в каком-то смысле погружается в поток описываемых или показываемых событий, полностью погружаясь в происходящее. Он на время отдает частицу своего «Я», присоединяя его к «другому».
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что экстатические состояния блаженства, эйфории необходимо рассматривать не только как патологические. Они выполняют определенную роль в функционировании человека и его организма. Одна из основных функций ИСС – релаксация – переход из активного, возбужденного состояния в пассивное. Важнейшую роль экстатические ритуалы играют в достижении оптимального соотношения уединенности и общения как главных потребностей человека.
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.
Но
подчеркивая единство общественного
бытия и общественного
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.
Обладая объективной природой и своими законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.
Сознание - это сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния.
Очевидно, что предметная часть окружающего мира отражается и в психике некоторых животных (например, дельфин, обезьяна). Называя в повседневной жизни этих животных «умными», мы тем не менее не говорим об их сознании.
Человеческое сознание отличается не по самому факту формирования образов окружающего мира, а по тому, как это формирование происходит. Во-первых, в сознании человека психические образы отображаемых предметов или явлений природы актуализируются, выстраиваясь в ряды по степени их важности для субъекта. И в этом смысле говорят о свойстве направленности (интенции) сознания. Во-вторых, сознание человека дает ему возможность формировать собственный образ. Это означает:
* способность
самопознания, т. е. способность
наблюдать свои психические
* способность
оценивать все происходящее
* способность
оценивать свои собственные
Итак, сознание не оттиск и
не застывшая «фотография»
Существует две концепции
Споры о происхождении сознания
не утихли до сих пор. Более того, они захватили
более широкий период его возможного существования.
У некоторых ученых имеется мнение, что
со смертью тела «душа» не погибает, а
продолжает существовать в неизвестно)")
пока человечеству информационно-энергетической
форме. Многие приверженцы естественных
наук отрицают по-прежнему такие взгляды,
однако их доводы в связи с последними
результатами исследований становятся
не столь уверенными и категоричными.
Во избежание ненужных антагонистических
столкновений решение вопроса о происхождении
сознания целесообразно оставить потомкам,
предоставив им полную свободу научных
изысканий.
Информация о работе Общественное сознание и его преобразовательная сила