Общественное сознание и его преобразовательная сила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Содержание

1. Введение. 3
2.Отражение как всеобщее свойство материи. 4
2.1. Отражение и информация. 4
2.2. Формы отражения. Определение сознания. 5
3. Происхождение сознания. 7
3.1. Роль труда в формировании сознания. 7
3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. 8
4. Структура сознания. 9
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 10
5.1 Сознание и мозг. 10
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет. 11
5.3. Активность сознания. 12
6. Измененные состояния сознания………………………………………………………..13
7. Общественное сознание и его преобразовательная сила. 17
8.Заключение………………………………………………………………………………...19
8. Список Литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     Новый этап в изучении экстатических состояний в связи с межкультурным изучением этого феномена в психологической антропологии начался с 1960-х годов. При таком подходе стало использоваться новое понятие «измененные состояния сознания», описывающее все виды мистических состояний. Необходимо отметить, что измененные состояния касались не только сознания, но и организма человека, особенностей его функционирования.  

         Измененные состояния сознания есть единство субъективных ощущений человека и внутриорганических преобразований.

      Наиболее разносторонние и разнообразные исследования ИСС принадлежат американскому антропологу Э. Бургиньон. В своей книге «Психологическая антропология» Э. Бургиньон выделяет следующие особенности ИСС: изменения в ощущениях, восприятии, мышлении, потеря ощущения времени, контроля, изменение в выражении эмоций, восприятии своего собственного тела, сужение или расширение границ «Я» (например, акцентированное чувство единства с людьми, природой), растворение собственного «Я», сверхвнушаемость и др.

     Перечисленным признакам  отвечают религиозный и сексуальный  экстаз, ритуальный транс, состояние  гипноза, сон в активной фазе со сновидениями, состояния просветления, озарения в  восточных культурах (сатори), ощущения человека в кризисных состояниях (перед смертью), состояния, переживаемые в трансперсональной медитации, а также комплекс явлений, названный американским психологом А. Маслоу высшими. К последним относятся комплекс ощущений, воспринимаемых человеком в процессе или в результате деятельности: высшие точки творческого переживания, вдохновения, мгновения экстаза от восприятия красоты природы и духа. Непременный элемент почти всех ИСС (хотя это происходит не всегда) – состояние эйфории, блаженства (экстаза)

     Еще один важный признак – сверхвнушаемость, или потеря критичности. Во сне очень часто мы верим в действительность происходящего и эмоционально переживаем его. Хотя во сне иногда существует вмешательство рационального «Я» («я же сплю») или желание проснуться, выйти из неприятной ситуации. Важно заметить, что лишение сна или регулярный краткосрочный сон – один из элементов техники введения в транс в традиционном обществе наряду с сенсорным голодом, физическим стрессом, ритмической музыкой и танцами.

     Намеренное  вхождение в ИСС может достигаться прямо противоположными действиями: отсутствием эмоциональных впечатлений, тишиной и избытком эмоциональной активности. При длительном недостатке сна организм человека как бы компенсирует, дополняет, удовлетворяет его потребности видениями наяву или ИСС в какой-либо другой форме. То же самое касается ощущения людей, долгое время лишенных сенсорной информации (в длительных путешествиях, в сурдокамере, в космических полетах). Они могут слышать музыку, голоса людей и испытывать тому подобные явления. Это не редкость в экстремальных условиях.

     В современном обществе все время  воспроизводятся условия, необходимые  для вхождения в ИСС: это и  сенсорный голод, и физический стресс, и отчуждение человека от человека, и недостаток эмоционального общения. К этому надо добавить блокировку эмоций с благословения технократической идеологии. Эмоции, являющиеся энергетическим фундаментом человека, ищут обходной способ высвобождения, который, как правило, ведет не к гармонизации, а разбалансировке отношений индивида с самим собой и с окружением. Это выражается в агрессивности, враждебности по отношению к окружающим, может привести к психологическим расстройствам вплоть до психозов. Нередко нереализованная энергия направляет удар по внутриорганическим автоматически регулируемым процессам, что приводит к нарушению их функционирования и к различным патологиям (болезни сердца, язва желудка и т. д.).

     Одна  из функций ИСС – противостоять  патологическим тенденциям, стремиться преодолеть непонимание, рассогласованность, десинхронизацию человека с самим собой, с окружающими, повысить уровень коммуникативности, развить способность к общению.

Другими словами, сформировать способность человека к самореализации.

     Именно  так понимал задачу психотерапии (где важнейшая роль отводится ИСС) А. Маслоу. Он полагал, что основная цель всех видов терапии – самоактуализация, предельным выражением которой являются «высшие переживания», «мгновения экстаза, которые нельзя купить». В книге «Мотивация и личность» (1954) А. Маслоу так описывает впечатления людей от высших переживаний: «сужение поля зрения, одновременное чувство прилива сил и ни с чем не сравнимой беспомощности, ощущение возвышенного экстаза, потери ориентировки во времени и пространстве и, наконец, сознание того, что произошло что-то очень важное и значительное, ценное».

     Существенная  черта высших переживаний – достижение большей целостности во внутриорганическом функционировании человека и интеграции между индивидом и внешним  миром. «Вероятно, – полагал Маслоу, – высшие переживания есть огромная интенсификация любого переживания, в котором присутствует потеря "Я" или его границ либо забывание себя и восхищение музыкой или искусством ».

     Одной из важнейших черт, необходимых человеку для достижения гармонии, он считал чувство прекрасного, формирование которого должно быть сверхзадачей обучения. Научить человека слышать и видеть красоту, сопереживать ее в произведениях искусства. Именно на этой основе возможен один из видов психотерапии, использующей механизмы, которые заложены в восприятии искусства. Человек в процессе восприятия произведения искусства сопереживает, становится соучастником действия. Он в каком-то смысле погружается в поток описываемых или показываемых событий, полностью погружаясь в происходящее. Он на время отдает частицу своего «Я», присоединяя его к «другому».

 

     Исходя  из вышеизложенного, можно утверждать, что экстатические состояния  блаженства, эйфории необходимо рассматривать  не только как патологические. Они  выполняют определенную роль в функционировании человека и его организма. Одна из основных функций ИСС – релаксация – переход из активного, возбужденного состояния в пассивное. Важнейшую роль экстатические ритуалы играют в достижении оптимального соотношения уединенности и общения как главных потребностей человека.

7. Общественное  сознание и его преобразовательная сила.

      Сознание  невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

      Общественное  сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

      Сознание  реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

      Но  подчеркивая единство общественного  бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама возможность воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

      Итак, сознание как отражение и как  активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

      Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.

      Обладая объективной природой и своими законами развития, общественное сознание может  как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

8. Заключение.

     Сознание - это сфера психики, где отражение  объективной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния.

        Очевидно, что предметная часть окружающего мира отражается и в психике некоторых животных (например, дельфин, обезьяна). Называя в повседневной жизни этих животных «умными», мы тем не менее не говорим об их сознании.

     Человеческое  сознание отличается не по самому факту  формирования образов окружающего мира, а по тому, как это формирование происходит. Во-первых, в сознании человека психические образы отображаемых предметов или явлений природы актуализируются, выстраиваясь в ряды по степени их важности для субъекта. И в этом смысле говорят о свойстве направленности (интенции) сознания. Во-вторых, сознание человека дает ему возможность формировать собственный образ. Это означает:

* способность  самопознания, т. е. способность  наблюдать свои психические состояния,  свойства и процессы (способность сознания к рефлексии);

* способность  оценивать все происходящее вокруг  с позиции своих взглядов, ценностей  и морали (свойство критичности  сознания);

* способность  оценивать свои собственные действия, поступки и даже мысли (свойство  самокритичности сознания).

      Итак, сознание не оттиск и  не застывшая «фотография» действительности. Это одновременно и слабо изученная  сфера психики высшего уровня  организации, и сложный динамический  психический процесс. Науке еще  предстоит приоткрыть тайны сознания. На данный момент мы достоверно знаем о нем лишь то, что оно есть. И вместе с тем человек стремится заглянуть в неизвестное, рассуждает, строит гипотезы о происхождении сознания.

      Существует две концепции происхождения  сознания: идеалистическая и материалистическая. Идеалистическая концепция связывает появление сознания с началом человеческого бытия (сознание «вдыхается» в человека извне силами, не подвластными ничему земному). Материалистический под-ход представляет сознание как продукт развития человеческой способности отражать объективный мир во всем его многообразии. Обе эти концепции далеки от полной и окончательной победы  друг над другом. У каждой из них имеется больше объективных фактов за то, чтобы с ней считались, нежели за то, чтобы привлечь на свою сторону подавляющее большинство сторонников. В этой борьбе на обеих сторонах принимают участие не только психологи. Здесь и физики, и физиологи, и историки, и философы, а также представители других современных профессий.

      Споры о происхождении сознания не утихли до сих пор. Более того, они захватили более широкий период его возможного существования. У некоторых ученых имеется мнение, что со смертью тела «душа» не погибает, а продолжает существовать в неизвестно)") пока человечеству информационно-энергетической форме. Многие приверженцы естественных наук отрицают по-прежнему такие взгляды, однако их доводы в связи с последними результатами исследований становятся не столь уверенными и категоричными. Во избежание ненужных антагонистических столкновений решение вопроса о происхождении сознания целесообразно оставить потомкам, предоставив им полную свободу научных изысканий. 
 
 
 

Информация о работе Общественное сознание и его преобразовательная сила