Общественное сознание и его преобразовательная сила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Содержание

1. Введение. 3
2.Отражение как всеобщее свойство материи. 4
2.1. Отражение и информация. 4
2.2. Формы отражения. Определение сознания. 5
3. Происхождение сознания. 7
3.1. Роль труда в формировании сознания. 7
3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. 8
4. Структура сознания. 9
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. 10
5.1 Сознание и мозг. 10
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет. 11
5.3. Активность сознания. 12
6. Измененные состояния сознания………………………………………………………..13
7. Общественное сознание и его преобразовательная сила. 17
8.Заключение………………………………………………………………………………...19
8. Список Литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

4. Структура сознания.

      Понятие “сознание” не однозначно. В широком  смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

      В более узком и специальном  значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание. Способ, каким существует сознание, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

      Воздействующие  на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

      Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого  искания истины. Богатейшая сфера  эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

      Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

      Познание  не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

5. Сознание - свойство  высокоорганизованной  материи.

5.1 Сознание и мозг.

      Человеческий  мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это  самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в  состав целостного организма и функционирующая  в единстве с ним, регулирующая его  внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

      Прежде  всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга  зависит и уровень сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга.

        Нормальная психика невозможна  вне нормально функционирующего  мозга. Как только нарушается  и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

      Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что  сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

5.2. Материальное и  идеальное.  Образ  и предмет.

      Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

      Духовный  мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир духовной культуры человечества есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а сознание - субъективная реальность.

      Сознание  принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.

      Сознание  и объективный  мир - противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

5.3.  Активность сознания.

        Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

        Содержание сознания обязательно  так или иначе практически  реализуется. Но для этого оно  приобретает характер замысла,  или идеи.

        Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели.

      Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром.

      Но  человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

      Признание активного, творческого характера  сознания является необходимым требованием  понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное.

      Активность  свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”.  
 

      6. Измененные состояния сознания 

    Одним из первых на измененные состояния  сознания (ИСС) обратил внимание Ф. Ницше. Он выделил в человеческой культуре два начала – аполлоновское и дионисийское. Впоследствии они стали рассматриваться как основа для типологии культур. Аполлоновский тип (или сторона культуры) олицетворяет собой торжество света, гармонию форм и отношений, следование нормам и установлениям культуры. Его отличает стремление к совершенству и возвышенным чувствам. Для дионисийского (вакхического) типа культуры (или аспекта в ее функционировании) характерны неуравновешенность, одержимость в поведении, яркое проявление чувств, эмоциональная открытость, экстатические состояния, действия вопреки культурным нормам. Это своеобразный бунт эмоций против разума. Данную классификацию использовали при исследовании культур Р. Бенедикт (этнопсихологические зарисовки традиционных обществ), К. Юнг (анализ исторических психологических типов) и другие ученые. С анализом дионисийского элемента в истории культур связано изучение феноменов озарения, мистического опыта, интуитивного мышления. Широко известны случаи мистических видений, происходивших с известными религиозными деятелями, – Магометом, св. Терезой, Жанной д’Арк. В этих видениях им была доступна «истина откровения», полученная ими путем «озарения», «интуитивного проникновения» в суть вещей, а не при помощи опытного, рационально освоенного знания.

        Любая культура представляет собой единство дионисийского и аполлоновского начал. Интересно в связи с этим мудрое замечание Б. Рассела о роли дионисийского элемента культуры, без которого жизнь была бы неинтересной, «но его присутствие делает ее опасной». Благоразумие против страсти – это конфликт, проходящий через всю историю человечества. И это не такой конфликт, при котором мы должны становиться целиком на сторону лишь одной из партий». Долгое время эта сторона культуры рассматривалась только в качестве курьеза, экзотики или как патологические явления.

Положение существенно  изменилось с появлением работ К. Юнга, который сделал предметом научного анализа состояния транса и выделил  особый тип мировосприятия – интуитивное  мышление – как необходимый элемент  культуры человечества.

       Общенаучную ситуацию в этой области изучения культур окончательно изменил выход книги американского философа и психолога У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта» (1910), в которой мистические состояния сознания стали одним из центральных предметов исследования. Джеймс выделял четыре основных признака таких культурных явлений – неизреченность, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли. Ученый рассмотрел в своем труде самые различные формы таких состояний сознания. К ним относятся состояния, искусственно вызванные алкоголем, анестезирующими веществами и наркотиками, и спонтанные мистические настроения, навеянные красотой природы, музыки. Кроме этого, Джеймс исследовал религиозные формы мистических состояний, встречающихся в буддизме, суфизме, и состояния, сопутствующие медитации в йоге.

Информация о работе Общественное сознание и его преобразовательная сила