Общие представления о личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

1) Понятие о личности в психологии 3
2) Индивид, человек, личность, индивидуальность:
характеристика понятий 3
3) Структура личности, психические свойства личности 4
Вопросы для самоконтроля по теме:
«Личность, ее структура и проявления» 5
Вопрос 1 5
Вопрос 2 12
Вопрос 3 12
Вопрос 4 13
Вопрос 5 14
Вопрос 6 16
Вопрос 7 16
Вопрос 8 18
Вопрос 9 19
Вопрос 10 20
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Личность.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный  педагогический университет

 имени Максима Танка»

 

 

 

 

 

 

Кафедра основ дефектологии

 

 

 

 

 

 

Управляемая самостоятельная  работа по курсу: «Общая психология»

на тему: «Общие представления о личности в психологии»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

106 группы 1 курса

факультета специального

образования

Карнилович Людмила

Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2008

 

 

 

Содержание:

1) Понятие о личности  в психологии 3

2) Индивид, человек,  личность, индивидуальность:

характеристика понятий 3

3) Структура личности, психические свойства личности 4

Вопросы для самоконтроля по теме:

«Личность, ее структура и проявления» 5

Вопрос 1 5

Вопрос 2 12

Вопрос 3 12

Вопрос 4 13

Вопрос 5 14

Вопрос 6 16

Вопрос 7 16

Вопрос 8 18

Вопрос 9 19

Вопрос 10 20

Список используемой литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие о личности в психологии.

На вопрос, что такое  личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего  определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое  личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

(Р.С. Немов:  «Психология», кн. 1, 2007 г., ст.336)

 

    1. Индивид, человек, личность, индивидуальность: характеристика понятий.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

(Р.С. Немов:  «Психология», кн. 1, 2007 г., ст. 336—337)

3) Структура личности, психические  свойства личности.

Психические свойства личности—наиболее устойчивые, постоянные проявления особенностей личности, которые обеспечивают человеку определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного индивидуума.

Рассмотрим структуру  личности. В нее обычно включаются направленность, опыт личности, знания, умения, навыки, способности, темперамент, характер, привычки, волевые качества, эмоции.

Направленность  личности—совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. Эти структурные составляющие личности являются преимущественно социально обусловленными, хотя роль биологических факторов, особенно врожденных склонностей, здесь уже более значима, чем в отношении направленности.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.


Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции— это переживания и побуждения к деятельности.

(Р.С. Немов:  «Психология», кн. 1, 2007 г., ст. 336—337;

Чеховских М.И. «Основы психологии», ст.51)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для самоконтроля по теме: «Личность, ее структура и проявления».

 

«Личность»

  1. Составьте словарь терминов и персоналий, изученных по данной теме.

 

Человек—существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформулированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Психология изучает в человеке его психику и ее развитие, его индивидуально-психологические особенности, роли,   которые  он  выполняет  в  социалыюй   жизни,   деятельность   и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности. (Краткий психологический словарь).

 

Субъект (от лат. subjectum—подлежащее)—индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. Идеализм во всех его проявлениях усматривает источник активности в нем самом. Диалектический материализм как философская основа научной психологии рассматривает субъекта как продукт исторического развития и связывает его активность с особенностями материально-преобразующей деятельности людей. Реальное, практическое изменение объекта в процессе этой деятельности и является критерием адекватности, соответствия действительности тем возникающим у субъекта образам, на основе которых и регулируется его деятельность. (Краткий психологический словарь).

 

Индивид – (от лат. individuum—неделимое)—1) Человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психологическими процессами. Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий. (Краткий психологический словарь).

 

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. ( по Немову Р.С).

 

 Индивидуальность—человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. (Краткий психологический словарь).

 

Структура личности (Personality strukture)—в теории личности—понятие структуры имеет отношение к наиболее стабильным и неизменным свойствам, проявляемым индивидуумами в разное время и в различных ситуациях. (Психологический словарь; под общей ред. Ю.Л. Неймера).

 

Черты личности—устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения и мышления индивида. Обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов). (Краткий психологический словарь).

 

Направленность  личности—совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. (Краткий психологический словарь).

 

Личностный  смысл—индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. (Краткий психологический словарь).

 

Мировоззрение—система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. (Краткий психологический словарь).

 

Самооценка—оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. (Краткий психологический словарь).

 

Интерес—форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. (Краткий психологический словарь).

 

Мотив (от лат. movere—приводить в движение, толкать)—1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. (Краткий психологический словарь).

 

Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку ( по Немову Р.С).

 

Мотивировка—рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка отличается от действительных мотивов поведения человека и выступает как одна из форм осознания этих мотивов. С помощью мотивировки личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормативно задаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими личностными нормами. Мотивировка может иногда сознательно использоваться субъектом для маскировки действительных мотивов его поведения. (Краткий психологический словарь).

 

Мотив достижения успеха - потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта ( по Немову Р.С).

 

Мотив избегания неудачи — более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. Мотив избегания неудачи — черта личности, противоположная мотиву достижения успехов ( по Немову Р.С).

Информация о работе Общие представления о личности в психологии