Общие представления о личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

1) Понятие о личности в психологии 3
2) Индивид, человек, личность, индивидуальность:
характеристика понятий 3
3) Структура личности, психические свойства личности 4
Вопросы для самоконтроля по теме:
«Личность, ее структура и проявления» 5
Вопрос 1 5
Вопрос 2 12
Вопрос 3 12
Вопрос 4 13
Вопрос 5 14
Вопрос 6 16
Вопрос 7 16
Вопрос 8 18
Вопрос 9 19
Вопрос 10 20
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Личность.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Порожденная потребностью в пище, одежде и жилье  и т. п., необходимость в труде и сотрудничестве порождает у человека потребность в труде, возникающую на основе потребности в активности, и потребность в общении, основанном на сотрудничестве и пересечении интересов.

(Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии: В 2 т. Т. II.,ст.107—108)

 

  1. Раскройте психологическую структуру интереса. Укажите основные характеристики интересов.

Во все расширяющемся  контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес — специфическую направленность на него личности.

Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес — это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете.

Интерес — это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек.

Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы — восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствуют преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интереса не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности.

Виды  интересов. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Интересы различают по их содержанию, или направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественные и духовные интересы.

Материальный интерес  может проявляться в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п. Материальные интересы часто носят уродливые формы стяжательства, стремления к роскоши, накоплению имущества во имя имущества.

Духовные интересы характеризуют  высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п. К ним также относятся интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).

Общественные  интересы  включают  интерес к общественной работе,  к   организационной   деятельности.   Есть   немало  людей (в том числе и учащихся), которые любят оощественную работу и отдают ей свои силы.  Их радости и огорчения прежде всего   связаны    с    успехами    или    неуспехами    в   общественных делах.

Различают   непосредственный   и   опосредованный  интересы. 
Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный интерес-это интерес к результатам деятельности: например, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, наконец, к материальным результатам труда.

По уровню действенности—различают пассивные и активные интересы.

Пассивные интересы—это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта: например, любит слушать оперу, испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей области. Активные интересы—это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса. Активный интерес—один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.

Интересы различают  также и по объему. Такое различие не определяет видов интереса, а скорее характеризует структуру интересов личности. Могут быть люди с широкими, разносторонними и глубокими интересами и люди с широкими, но поверхностными интересами.

(С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии», ст.111—118, Краткий психологический словарь)

 

  1. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что еще может выступать в качестве побуждений к поступкам и деятельности? Раскройте понятие «конформизм».

В качестве мотивов выступают различные побуждения: осознанные потребности и интересы человека, его определенные морально-политические установки и идеалы как компоненты мировоззрения и убеждений, чувства и помыслы.

Конформизм (позднелат. conformis—приспособленчество)—пассивное принятие человеком существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.

(Богословский В.В.: «Общая  психология», ст. 81; Психологический  словарь/ авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М.  Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера.)

 

  1. Что такое притязания личности и какую роль они играют в поведении и развитии личности? Можно и нужно ли влиять на формирование притязаний? Если да, то почему и в каком плане?

Самооценка тесно связана  с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа Я), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Стремление к повышению  самооценки в том случае, когда  человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе - соответственно снижается.

Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может  быть определен довольно точно. Приведем пример.

Начинающий  спортсмен-легкоатлет, сбив при прыжке в высоту планку, установленную на отметке 1 м 70 см, не будет переживать чувство неуспеха и не станет расстраиваться - рекордных прыжков он от себя не ожидает. Точно так же он не станет радоваться, если возьмет высоту 1м 10см - цель здесь слишком легко достижима. Но, постепенно поднимая планку и спрашивая юношу, устраивает ли его высота, которая станет для прыжка зачетной, можно будет выяснить уровень его притязаний.

Эта простейшая модель показывает, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением  успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника, при выборе темы доклада на кружке, в общественной работе и т.д.

В ряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случаях возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. И если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи. При этом самолюбие не окажется уязвленным и деформации образа Я не будет.

Исследования уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по их содержанию, по связи с целями и задачами коллектива позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях существенно важной для педагога становится задача повышения уровня притязаний личности; если школьник невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к определенной ущербности, устойчивой потере уверенности в успехе. Повторяющиеся неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами, к тому, что ученик махнет на себя рукой. Учитель, который систематически выставляет против фамилии этого ученика в журнале двойку, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания психологию школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

Пути повышения  уровня притязаний различны и зависят от индивидуальности учащегося, характера фрустрации, реальных возможностей педагога и т.д. Здесь возможны и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой обнаружились фрустрации. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к ее перспективам дают педагогу возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком или подростком, которая будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях.

В других случаях для педагога важно несколько снизить уровень притязаний ребенка или подростка, в особенности там, где задачи, которые школьник ставит перед собой, не оправдываются реальной ситуацией, а самооценка возможностей ученика неоправданно завышена: у него появляется зазнайство, возникает своего рода комплекс превосходства и т.п. Необходимость решения подобной задачи подчеркивается не только тем обстоятельством, что школьник с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в коллективе (рассматривается как хвастун), но и потому, что имеющаяся у него завышенная самооценка, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ученик, пытаясь игнорировать несовместимые с его явно завышенной самооценкой факты личных неудач, проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, или стремится объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, чьей-то злой волей, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в качестве устойчивых черт.


(А.В. Петровский, М.Г.  Ярошевский «Психология», ст.366—368)

 

  1.  Какими способами вы поддерживаете интерес учащихся в течение урока (занятия) и развиваете его во внеклассной работе? Какое влияние оказывают интересы на общую успеваемость школьников?

Одна из важнейших  задач школы—формирование серьезных  и содержательных интересов, которые  стимулировали бы активную познавательную и трудовую деятельность подростка или юноши и сохранялись бы за пределами школы.

Некоторая неустойчивость интересов является возрастной особенностью старших школьников. У них интересы нередко принимают характер страстных, но кратковременных увлечений, например, одновременно математикой, историей, философией, психологией и логикой. Берясь за все горячо, такие ребята, не вникнув глубоко в дело, загораются новым интересом. Интересы к различным занятиям, вспыхивающие и угасающие в подростковом и юношеском возрасте, обеспечивают молодежи интенсивный поиск призвания и помогают проявлению и обнаружению способностей. Конечно же разносторонние интересы положительно влияют на общую успеваемость школьников. Задача педагогов заключается не в том, конечно, чтобы заставить юношу заниматься только тем делом, которое его первоначально заинтересовало, а в том, чтобы углублять и расширять его интересы, делать их действенными, превращать в стремление, в склонность заниматься деятельностью, ставшей центром его интересов. Развивать интересы можно не только во время школьных занятий, но и во внеклассной работе (это могут быть разнообразные кружки, секции, клубы; различные мероприятия, походы, экскурсии, поездки, путешествия—все, что может углубить, расширить, разнообразить интерес учащихся.

Для поддержки интереса учащихся в течение урока необходимо, чтобы материал был эмоционально привлекателен и осознанно значимым. Интерес может вызвать у учащихся все новое, неожиданное, неизведанное, неразгаданное, проблематичное—все, что  ставит перед ними задачи и требует от них работы мысли.

 

 

9) Напишите как можно больше положений, подтверждающих, что общество - источник развития личности.

  • Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью—субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский «Психология»).
  • Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса. (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский «Психология»).
  • Потребность в общении стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Общение с людьми обогащает личность интеллектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом и мнениями. Потребность в общении порождает дружбу.
  • Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.

Информация о работе Общие представления о личности в психологии