Общие представления о личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

1) Понятие о личности в психологии 3
2) Индивид, человек, личность, индивидуальность:
характеристика понятий 3
3) Структура личности, психические свойства личности 4
Вопросы для самоконтроля по теме:
«Личность, ее структура и проявления» 5
Вопрос 1 5
Вопрос 2 12
Вопрос 3 12
Вопрос 4 13
Вопрос 5 14
Вопрос 6 16
Вопрос 7 16
Вопрос 8 18
Вопрос 9 19
Вопрос 10 20
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Личность.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

 

Намерение—сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Намерение—особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор соответствующих средств, с помощью которых человек собирается достичь поставленной цели. В условиях ожидания осуществления сложных, длительных, непривычных или трудных действий намерение выступает как момент внутренней подготовки к их исполнению. (Краткий психологический словарь).

 

Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. (Краткий психологический словарь).

 

Стремление—желание и готовность действовать определенным образом ( по Немову Р.С).

  Стремление— первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту. В зависимости от меры осознания стремление как динамическая тенденция выражается в виде влечения или желания (Краткий психологический словарь).

 

Социальная  роль — совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе ( по Немову Р.С).

 

Социальный  статус — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы (по Немову Р.С.).

Социальный статус (от лат. status—положение, состояние)—положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии (Краткий психологический словарь).

 

Рефлексия — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе (по Немову Р.С.).

Рефлексия (от лат. reflexio—обращение назад)—процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. (Краткий психологический словарь).

 

Самоконтроль (от франц. controle—проверка)—рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий. Формы, виды, а также конкретное содержание самоконтроля определяется предметом, условиями и видами действий, осуществляемых субъектом, степенью их осознанности. Способность личности к систематическому самоконтролю является одним из показателей развитости ее волевой сферы. (Краткий психологический словарь).

 

Интроспекция — метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач (по Немову Р.С.).

 

Общение — обмен информацией между людьми, их взаимодействие (по Немову Р.С.).

Общение — сложный,    многоплановый    процесс   установления и    развития    контактов    между людьми,   порождаемый   потребностями совместной деятельности   и включающий в себя обмен информацией,   выработку   единой   стратегии взаимодействия, восприятие и   понимание   другого    человека. (Краткий психологический словарь).

 

Восприятие межличностное— восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика восприятия межличностного, по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. (Краткий психологический словарь).

 

Взаимодействие  межличностное— субъективно переживаемые

связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и

способах  межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний,

оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности

и общения. Взаимодействие межличностное—это система установок, ориентации

и ожиданий членов группы   относительно   друг   друга, определяющихся

содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями,

на которых основывается общение людей. При этом возможно

рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих

связей индивида    с    другими людьми. (Краткий психологический словарь).

 

Активность личности—способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств  материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве,  волевых  актах,  общении;   интегральная   характеристика   активности личности— активная    жизненная позиция человека, выражающаяся в его  идейной  принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. (Краткий психологический словарь).

 

Социализация — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком (по Немову Р.С.).

 Социализация (от лат. socialis — общественный) — исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. (Краткий психологический словарь). (Краткий психологический словарь).

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ (в социальной психологии) (от франц. orientation — установка) — 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность (как ценностно-ориентационное единство) . (Краткий психологический словарь).

 

Социальная группа —1) социальная общность, включающая значительное число людей, действующих совместно в значимых социальных ситуациях; 2) условная общность людей, выделяемая и объединяемая на основе некоторых признаков (классовых, национальных, половых, возрастных и др.). К социальной группе относятся: люди, живущие в одном государстве, нации, этнические общности, классы, партии, профессиональные и другие организации, общественные движения, возрастные контингенты, аудитории средств массовой информации, коллективы предприятий и учреждений, насчитывающие сотни или тысячи работающих, и т. п. Специфическим регулятором поведения людей в социальной группе выступают общественные отношения, определяющие образ жизни группы, в том числе цели, интересы, ценности, потребности, культуру, традиции, нравы, обычаи, типичные формы реагирования индивидов на социальные ситуации и события. (Краткий психологический словарь).

 

РЕФЕРЕНТНОСТЬ     (от      лат. referens — сообщающий) — зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним в условиях, когда необходимо понять, оценить объект, вообще как-то отнестись к нему. Референтность как свойство личности является фактором персонализации. Как особый тил отношений референтность обнаруживает себя в yсловиях   постоянно   возникающей в группе потребности соотнесения субъекта с объектами, существенно для него значимыми в связи с осуществляемой       деятельностью. Ими  могут выступать цели, задачи, нормы и ценности совместной деятельности, объективные и субъективные трудности, возникающие в     процессе     деятельности, личностные   качества   самого   субъекта деятельности и других ее участников и т. п. (Краткий психологический словарь).

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни (по Немову Р.С.).

 

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией защиты психологической является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле термин «защита психологическая» употребляется    для    обозначения любого поведения,   устраняющего психологический    дискомфорт,    в результате  которого  могут  сформироваться   такие   черты    личности, как  негативизм,  появиться  «ложные»,   замещающие    деятельности, измениться   система  межличностных отношений. Защита психологическая, понимаемая 
в  узком  смысле,   ведет   к  специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования   ряда  защитных   механизмов:   подавления,    отрицания, проекции,  идентификации,  регрессии,    изоляции,    рационализации, конверсии   и   др.  (Краткий психологический словарь).

 

  1. Дайте определение понятий: «человек», «субъект», «личность», «индивидуальность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

(Р.С. Немов:  «Психология», кн. 1, 2007 г., ст. 336—337)

 

  1. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности? Особо проанализируйте роль активности личности.

Социальная  ценность личности определяется адекватностью ее поведения требованиям общества, активностью, а также степенью развития ее творческих сил, от чего зависит уровень продуктивности личности в количественном и качественном отношениях. Идеальной считается личность, у которой гармонически сочетается высокая социальная адаптивность с огромной творческой отдачей.

Поступки  и действия (сознательные и преднамеренные действия) позволяют судить о том, что представляет собой человек.

Активность личности—способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств  материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве,  волевых  актах,  общении;   интегральная   характеристика   активности личности— активная    жизненная позиция человека, выражающаяся в его  идейной  принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Личность  развивается в деятельности. Чем  шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированные), тем богаче сама личность.

(Гамезо М.В., Домашенко И.А.: «Атлас по психологии»,  Богословский В.В. «Общая психология»,  ст. 77)

 

  1. Определите сущность и роль человеческих потребностей. Какое место в системе потребностей человека занимают потребности в труде и общении? На основе чего, как и при каких условиях, они формируются?

Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.


Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его,— во внешних предметах или в другом человеке. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо.

История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Потребности человека побуждали его к деятельности. Общественно-организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало ко все более разносторонней деятельности для их удовлетворения.

Все потребности  человека в их конкретном содержании и проявлении представляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его развиваются и изменяются. Потребности человека могут быть при этом подразделены на тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающие, но все же различные — материальные потребности и духовные, такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге, в музыке — с другой.

Потребности в пище, в жилье и одежде являются насущными потребностями человека: они вызывают необходимость в  труде, в общественно-организованной производственной деятельности, составляющей основу исторического бытия человека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производство в ходе своего развития не только удовлетворяет, но и порождает потребности людей, определяя их уровень и характер. Не существует самостоятельного, отдельного развития будто бы самодовлеющих потребностей. Развитие потребностей включено как момент, как сторона — и притом зависимая — в развитие производства. Порождая объекты потребления, производство порождает тем самым и соответствующие потребности у субъекта.

Информация о работе Общие представления о личности в психологии