Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:40, реферат
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и
приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические
возможности человека в различных видах деятельности.
1.Понятие способностей.
2.Классификация способностей
-природные и естественные сп.
-специфические человеческие сп.
-общие и специальные сп.
-теоретические и практические сп.
-учебные и творческие сп.
-социально- обусловленные сп.
3.Общие и специальные способности.
4.Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.
5.Основные положения по теме «способности».
6.Заключение.
Общие и специальные способности
Кыргызско- Российский Славянский Университет
Кафедра психологии
Рыбальченко.Ю.
ГП-2-01
Общие и специальные
(реферат по общей психологии.)
1.Понятие способностей.
2.Классификация способностей
-природные и естественные сп.
-специфические человеческие
-общие и специальные сп.
-теоретические и практические сп.
-учебные и творческие сп.
-социально- обусловленные сп.
3.Общие и специальные
4.Одаренные дети и
5.Основные положения по теме
«способности».
1.Понятие способностей.
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и
приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические
возможности человека
в различных видах
Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим,
психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способность –
мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.
В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы,
наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.
Высокая способность к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс
способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, —
одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые
свершения, — гениальность (от латинского "genius" — дух).
Психические особенности
одаренности и тем более
высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных
качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в
которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую
еще никто не видит.
Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к
поиску принципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди
отличаются ранним
интенсивным психическим
гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие
нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных
социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам.
Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной
деятельности, выступают как регуляционные особенности психической
деятельности индивида.
Задатками способностей являются особенности нервной системы,
обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и
полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования
временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй
сигнальных систем.
Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть
сформированы различные способности, они поддаются перестройке
(рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической
регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется
силой других компонентов.(«1»)
В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно
встретить разные
определения понятия «
1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность
всевозможных
психологических процессов и
состояний. Это наиболее
и старое определения
способностей.
2. Способности
представляют собой высокий
специальных
знаний, умений и навыков,
человеком различных видов деятельности. Данное определение было
распространено
в психологии XVIII- XIX веков.
==============================
(«1») .М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическая
психология.–М.,1997
3.Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее
распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх
(автор Б.М. Теплов) («2»)
Наиболее полным мне кажется третье определение, предложенное Тепловым Б.М..
Можно его уточнить, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии
"способности", по его мысли, заключены три идеи. "Во-первых, под
способностями разумеются
индивидуально-психологические
отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют
не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют
отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих
деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем
знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного
человека"(«3»)
Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе
развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек
перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным
упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами
человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное
творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем
дальше соответствующие
способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо
одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее
один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При
отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит
может быть восполнен
за счет более сильного развития других.
2.КЛАССИФИКАЦИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ
Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь
необходимо различать природные, или естественные, способности и
специфические человеческие
способности, имеющие общественно-
происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека
и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными
способностями являются восприятие, память, мышление, способность к
элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности
непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а
формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через
механизмы научения
типа условно-рефлекторных связей.
У
человека, кроме биологически
обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и
специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании
речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие,
предметные и
межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в
самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные
способности,
тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и
ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в
специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы
задатки особого
рода и их
(«2») Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.
(«3»)Теплов Б.М.
Проблемы индивидуальных
развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие,
спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает
развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности
сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. ( более подробно
общие специальные
способности рассмотрены в
Теоретические
и практические способности
предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,
а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в
отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом,
вместе встречаясь
только у одаренных, разносторонне
талантливых людей.
Учебные
и творческие способности
первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком
знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как
вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство
новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в
различных областях
человеческой деятельности.