Общие специальные способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:40, реферат

Описание

Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и

приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические

возможности человека в различных видах деятельности.

Содержание

1.Понятие способностей.

2.Классификация способностей

-природные и естественные сп.

-специфические человеческие сп.

-общие и специальные сп.

-теоретические и практические сп.

-учебные и творческие сп.

-социально- обусловленные сп.

3.Общие и специальные способности.

4.Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.

5.Основные положения по теме «способности».

6.Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Общие и специальные способности РЕФЕРАТ.docx

— 44.74 Кб (Скачать документ)

Общие и специальные  способности

Кыргызско- Российский Славянский Университет

                             Кафедра психологии 
 
 

                                                            Выполнила:

Рыбальченко.Ю. 

      ГП-2-01 
 
 

                      Общие и специальные способности.

                       (реферат по общей психологии.) 
 
 

                                                         Проверила: 
 
 

                                   БИШКЕК

                                   -2002- 
 

                                    ПЛАН: 
 

                           1.Понятие способностей. 

                        2.Классификация способностей

                        -природные и естественные сп.

                       -специфические человеческие сп.

                          -общие и специальные сп.

                      -теоретические и практические  сп.

                          -учебные и творческие сп.

                        -социально- обусловленные сп. 

                     3.Общие и специальные способности. 

           4.Одаренные дети и особенности  их социальной адаптации. 

                 5.Основные положения по теме  «способности». 

                                6.Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие способностей.  

Способности —  совокупность врожденных анатомо-физиологических и

приобретенных регуляционных  свойств, которые определяют психические

возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к  физическим,

психофизиологическим  и психическим возможностям человека. Способность –

мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы,

наиболее полно  отвечающие требованиям широких  сфер деятельности.

Высокая способность  к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс

способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, —

одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный  в эпохально-значимые

свершения, — гениальность (от латинского "genius" — дух).

Психические особенности  одаренности и тем более гениальности проявляются в

высокоразвитом  интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных

качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в

которую никто  не может попасть; гениальность —  попадание в цель, которую

еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к

поиску принципиально  нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди

отличаются ранним интенсивным психическим развитием, развитию одаренности и

гениальности содействуют  благоприятные социальные условия, не сковывающие

нестандартные черты  личности. Общество должно быть духом  определенных

социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий  гений.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам.

Они проявляются  в скорости и прочности овладения  способами определенной

деятельности, выступают  как регуляционные особенности  психической

деятельности индивида.

Задатками способностей являются особенности нервной системы,

обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и

полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования

временных нервных  связей, их устойчивость, соотношение  первой и второй

сигнальных систем.

Природные предпосылки  способностей многозначны — на их основе могут быть

сформированы различные  способности, они поддаются перестройке

(рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической

регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов  восполняется

силой других компонентов.(«1») 

  В современной  психологии и на протяжении  всей истории её развития можно

встретить разные определения понятия «Способности»: 

1.  Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность

  всевозможных  психологических процессов и  состояний. Это наиболее широкое

  и старое  определения

   способностей.

2.  Способности  представляют собой высокий уровень  развития общих и

  специальных  знаний, умений и навыков, обеспечивающих  успешное выполнение

  человеком  различных видов деятельности. Данное  определение было

  распространено  в психологии XVIII- XIX веков. 

=====================================================================

(«1») .М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков.  Общая, социальная и юридическая

психология.–М.,1997

3.Способности - это то, что не сводится к  знаниям, умениям и навыкам,  но

объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное

использование на практике. Это определение принято  сейчас и наиболее

распространено. Оно  вместе с тем является наиболее узким  из всех трёх

(автор Б.М. Теплов) («2»)

Наиболее полным мне кажется третье определение, предложенное Тепловым Б.М..

Можно его уточнить, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии

"способности", по его мысли, заключены три  идеи. "Во-первых, под

способностями разумеются индивидуально-психологические особенности,

отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют

не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют

отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или  многих

деятельностей...   В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем

знаниям, навыкам  или умениям, которые уже выработаны у данного

человека"(«3») 

     Способности  не могут существовать иначе,  как в постоянном процессе

развития. Способность, которая не развивается, которой  на практике человек

перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря  постоянным

упражнениям, связанным  с систематическими занятиями такими сложными видами

человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное

творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у  себя и развиваем

дальше соответствующие  способности. 

      Успешность выполнения любой  деятельности зависит не от какой-либо

одной, а от сочетания  различных способностей, причем это  сочетание, дающее

один и тот  же результат, может быть обеспечено различными способами. При

отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит

может быть восполнен  за счет более сильного развития других. 

2.КЛАССИФИКАЦИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ 

Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь

необходимо различать  природные, или естественные, способности  и

специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое

происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека

и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными

способностями являются восприятие, память, мышление, способность  к

элементарным коммуникациям  на уровне экспрессии. Эти способности

непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а

формируются на их основе при наличии элементарного  жизненного опыта через

механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. 

     У  человека, кроме биологически обусловленных, есть способности,

обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и

специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании

речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие,

предметные и  межличностные. 

Общие способности  включают те, которыми определяются успехи человека в

самых различных  видах деятельности. К ним, например, относятся умственные

способности,

тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная  речь и

ряд других. Специальные  способности определяют успехи человека в

специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы

задатки особого  рода и их 
 
 

(«2») Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.

(«3»)Теплов Б.М.  Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.

развитие. К таким  способностям можно отнести музыкальные, математические,

лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие,

спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает

развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности

сосуществуют, взаимно  дополняя и обогащая друг друга. ( более подробно

общие специальные  способности рассмотрены в пункте 3) 

     Теоретические  и практические способности отличаются  тем, что первые

предопределяют  склонность человека к абстрактно-теоретическим  размышлениям,

а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в

отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом,

вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне  талантливых людей. 

     Учебные  и творческие способности отличаются  друг от друга тем, что

первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком

знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в  то время как

вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство

новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в

различных областях человеческой деятельности. 

Информация о работе Общие специальные способности