Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:40, реферат
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и
приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические
возможности человека в различных видах деятельности.
1.Понятие способностей.
2.Классификация способностей
-природные и естественные сп.
-специфические человеческие сп.
-общие и специальные сп.
-теоретические и практические сп.
-учебные и творческие сп.
-социально- обусловленные сп.
3.Общие и специальные способности.
4.Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.
5.Основные положения по теме «способности».
6.Заключение.
ученых и учителей. На одном из таких обсуждений А.В. Петровский отмечал,
что одаренность детей была всегда, но на фоне научно-технических
достижений, интеллектуального, художественного и физического развития блеск
"вундеркиндов"
как бы потускнел, но яркие
проявления детской
прежнему существуют. А.В. Петровский подчеркивал, что, как правило, такие
дети легко переносят ускоренное, бурное развитие своих способностей, и,
объясняется это тем, что на решение задач, стоящих перед ними они
затрачивают меньше сил. И еще нельзя забывать о положительных эмоциях от
успеха, чем прекрасно компенсирует энергетические затраты. И еще в чем
выразилась озабоченность А.В. Петровского - поддерживая проявления ярких
способностей, нельзя
упускать из виду формирование личности.
Н. Лейтес, который больше исследовал одаренных интеллектуалов, отмечая, что
истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. У каждого
нормального ребенка обязательно бывают периоды, когда он делает, казалось
бы, необычайные успехи. Так, отмечает Н. Лейтес, что все малыши очень чутки
к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная сила
воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных детей
позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный жизненный
старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях. Н Лейтес
подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил себя как
можно ярче в раннем детстве. Н. Лейтес заметил одно важное обстоятельство в
развитии одаренности, выделяя как бы рубеж между неодаренностью и
одаренностью - потребность реализовать себя. Он обращал внимание на то, что
побудительная сила такой потребности отличает истинно одаренного и
талантливого, и что
это важно поощрять.
Л. Венгер, участвуя в дискуссии, в развитии одаренности многое связывал с
возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую
предопределенность
видел только в темпах усвоения умений,
знаний.
Изучение одаренности имеет длительную историю и, тем не менее, терминология
еще не вполне установилась и имеет несколько различных значений. Указывая
на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком
уровне умственного
развития и многих других особенностях.
Воспользуемся термином "одаренность" в наиболее употребительном его
значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых - общих
и специальных. У некоторых детей и взрослых уровень способностей
значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и
одаренными.(«5»)
5. Основные положения
по теме «способности»:
Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека,
делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-
полезной деятельности
(С.Л. Рубинштейн).
Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:
1. индивидуально-психологические
особенности;
2. определяющие
успешность выполнения
3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и
быстроту обучения
новым способам и приемам деятельности.
Маничев С.А.:
1. Склонность
к какой-либо деятельности, мотивация;
2. Темп обучения
каким-либо ЗУН;
3. Наличие
границ способности;
4. Нестандартность
результатов;
5. Мера общественного
признания;
6. Помехоустойчивость;
7. Уровень
обобщенности, перенос.
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов
отношений, которые
проявляются в деятельности) + закрепление.
Эмпирические
признаки способностей:
1. Уровень
продуктивной деятельности;
2. Скорость научения;
(«5») Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971
3. Индивидуальный
характер выполнения действий (оригинальность);
4. Раннее
проявление высоких
5. Помехоустойчивость,
склонность к деятельности.
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия
человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие
способности
происходит по спирали:
предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для
дальнейшего развития, способности более высокого уровня. Способности
человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе
взаимодействия
человека с внешним миром.
Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм
человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с
условиями отдельной
деятельности.
Условия
развития способностей:
1. Необходимо
учитывать сенситивные периоды
развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает
знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне
оптимальной трудности:
- простая
деятельность - снижение интересов;
- очень
сложная деятельность - снижение
темпа, мотивации.
Задатки
- врожденные анатомо-
системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей
(Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для
формирования
способностей
Рубинштейн:
задатки являются
определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации
соответствующих
психических процессов.
Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у
человека происходит
обобщение).
Одаренность
человека определяется
открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему)
и масштабом. Существует общая одаренность - способностей к обучению - и
специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие
- талант и гениальность).
Талант - это
способность к достижению
Гениальность
- способность создавать что-то
принципиально новое:
- незаурядность
в различных областях + доминирующая
сторона;
- осознание
способности;
- включенность
способности в характер.
Показатели
одаренности:
- темп и
легкость усвоения материала;
- широта
переноса;
- время
проявления;
- соотношение
результатов с условиями.
Факторы,
влияющие на развитие способностей:
- исходная
предпосылка - врожденные задатки;
- время
выявления;
- развитие
способностей к деятельности, к
которой есть интерес;
- всестороннее
развитие интересов и
- соперничество
и сотрудничество.
6.Заключение
Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности –
это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-
психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от
которых зависит успешность деятельности. В состав каждой способности,
делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда
входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта
деятельность осуществляется. При развитии способностей в процессе
деятельности существенную
роль играет взаимосвязь между
умением. Способности
и умения не тождественны, но взаимосвязаны.
1.Лейтес Н.С.
Умственные способности и
2.М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическая
психология.–М.,1997
3.Общая психология
под ред. В.В.Богославского, А.
А.А.Степанова.-М.,1981
4.Психология.
Словарь. Под общей ред. А.В.
М.,1990
5.Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.,200.
6.Теплов Б.М.
Проблемы индивидуальных
7. Сайт в Интернете: www.azps.ru
8. Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.