Общие специальные способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:40, реферат

Описание

Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и

приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические

возможности человека в различных видах деятельности.

Содержание

1.Понятие способностей.

2.Классификация способностей

-природные и естественные сп.

-специфические человеческие сп.

-общие и специальные сп.

-теоретические и практические сп.

-учебные и творческие сп.

-социально- обусловленные сп.

3.Общие и специальные способности.

4.Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.

5.Основные положения по теме «способности».

6.Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Общие и специальные способности РЕФЕРАТ.docx

— 44.74 Кб (Скачать документ)

     Способности  к общению, взаимодействию с  людьми, а также предметно-

деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей

степени социально  обусловлены. В качестве примеров способностей первого

вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее

коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и

оценивания людей, способности социально-психологической  адаптации к

различным ситуациям, способности входить в контакт  с различными людьми,

располагать их к  себе, оказывать на них влияние  и т.п. 

     До  сих пор в психологии преимущественное  внимание обращалось именно на

предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного

характера имеют  не меньшее значение для психологического развития человека,

его социализации и приобретения им необходимых форм общественного

поведения. Без  владения речью как средством  общения, например без умения

адаптироваться  к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их

поступки, взаимодействовать  с ними и налаживать хорошие взаимоотношения  в

различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие

человека были бы просто невозможными. Отсутствие у  человека такого рода

способностей явилось  бы непреодолимой преградой как  раз на пути превращения

его из биологического существа в социальное. 

     И  межличностные, и предметные способности  взаимно дополняют друг

друга. Благодаря  их сочетанию человек получает возможность  развиваться

полноценно и  гармонично. 

     Определяют  успешность выполнения какой-либо  деятельности не отдельные

способности, а  лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной

деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в

которой определялся  бы лишь одной способностью. С другой стороны,

относительная слабость какой-нибудь одной способности  не исключает

возможности успешного  выполнения той деятельности, с которой  она связана,

так как недостающая  способность может быть компенсирована другими,

входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое

зрение частично компенсируется особым развитием слуха  и кожной

чувствительности. 

     Способности  не только совместно определяют  успешность деятельности, но

и взаимодействуют  друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание

различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта

характеристика  относится к человеку, способному ко многим различным видам

деятельности. 

     Многоплановость  и разнообразие видов деятельности, в которые

одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших  условий

комплексного и  разностороннего развития его способностей. В этой связи

следует обсудить основные требования, которые предъявляются  к деятельности,

развивающей способности  человека. Эти требования следующие: творческий

характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности  для исполнителя,

должная мотивация  и обеспечение положительного эмоционального настроя в

ходе и по окончании  выполнения деятельности. 

     Если  деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то

она постоянно  заставляет его думать и сама по себе становится достаточно

привлекательным делом как средство проверки и  развития способностей. Такая

деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для

себя нового знания, обнаружения в самом себе новых  возможностей. Это само

по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к

приложению необходимых  усилий, направленных на преодоление  возникающих

трудностей. Такая  деятельность укрепляет положительную  самооценку, повышает

уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство

удовлетворенности от достигнутых успехов. 

     Если  выполняемая деятельность находится  в зоне оптимальной трудности,

т.е. на пределе  возможностей ребенка, то она ведет  за собой развитие его

способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального

развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в

меньшей степени  ведет за собой развитие способностей. Если она слишком

проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же

она чрезмерно  сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не

приводит к формированию новых умений и навыков. 

     Поддержание  интереса к деятельности через  стимулирующую мотивацию

означает превращение  цели соответствующей деятельности в актуальную

потребность человека. В русле рассматривавшейся уже  нами теории социального

научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и

закрепления у  человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без

соответствующего  подкрепления не происходит. Становление  и развитие

способностей - это  тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем

быстрее будет  идти развитие. Что же касается нужного  эмоционального

настроя, то он создается  таким чередованием успехов и  неудач в

деятельности, развивающей  способности человека, при котором  за неудачами

(они не исключены,  если деятельность находится  в зоне потенциального

развития) обязательно  следует эмоционально подкрепляемые  успехи, причем их

количество в  целом является большим, чем число  неудач.(«4»)

    Число  человеческих способностей соответствует  разнообразию видов

деятельности, в  которые включаются люди. Кроме разделения способностей по

видам деятельности, в которых они проявляются, способности  принято делить

на общие и  специальные. 

3.Общие и специальные  способности 

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов

деятельности, в  которые включаются люди. Кроме разделения способностей по

видам деятельности, в которых они проявляются, способности  принято делить

на общие и  специальные.

Одной из задач  психологической теории является определение  сущности

способностей, закономерностей  их развития и появления, а также  путей их

формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии,

исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема

способностей может  быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее

психическое явление. 

Специальные способности  представляют собой своеобразную форму  проявления

общих родовых  человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях.

=====================================================================

(«4») Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.

      В психологической литературе  специальным способностям посвящен  ряд

работ. Работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова - о

летных способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И.

Уманского об организаторских  способностях, В.А. Крутецкого о математических

способностях. Рассмотрим некоторые из них. Б.М. Теплов пришел к выводу, что

для осуществления  данного вида деятельности необходима музыкальность, под

которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной

деятельности способностей. Основными способностями, составляющими

музыкальность, по Б.М. Теплову, являются: 1) музыкальный  слух в его двух

компонентах - звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная

способность (способность  к слуховому представлению); 3) музыкально-

ритмическое чувство. 

Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской  деятельности, пришел к

выводу, что можно  выделить 18 типичных качеств, свойств  личности, которые

присущи способным  организаторам: 1) способность "заряжать" своей энергией

других людей, активизировать их; 2) практически-психологический  ум; 3)

способность понимать психологию людей и верно на нее  реагировать; 4)

критичность; 5) психологический  такт; 6) общий уровень развития; 7)

инициативность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность к

организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность; 12)

наблюдательность; 13) самообладание, выдержка; 14) общительность; 15)

настойчивость; 16) личная активность; 17) работоспособность; 18)

организованность. Автор считает, что для осуществления  организаторской

деятельности необходимо единство этих качеств. 

Изучение структур способностей к конкретным видам  общественно полезной

деятельности идет по линии пересечения более частных  способностей,

совокупность которых, по мнению авторов, и составляет способность  к тому

или иному конкретному  виду деятельности. («4») 
 

4. Одаренные дети  и особенности их социальной  адаптации. 

Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную  одаренность  (к

музыке, рисованию, технике  и  т.д.).  Одаренность  диагностируют  по  темпу

умственного  развития.  Раньше  других   можно   обнаружить   художественную

одаренность детей, в области науки быстрее всего  проявляется  одаренность  к

математике. Нередки  случаи  расхождения  между  общим  умственным  развитием

ребенка  и  выраженностью  более   специальных   способностей.   Становление

индивидуально-психологических  особенностей зависит от  врожденных  задатков,

окружающей среды  и от характера деятельности. 

Особенности  психического   развития   ярко   проявляются   в   одаренности,

успешности. 

Итак, один ребенок  сразу запоминает длинное стихотворение,  другой  -  легко

складывает в  уме пятизначные числа, третий -  высказывает  мысли,  достойные

философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают  проявления  ранних  и

ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость  в  занятиях

любимым делом. 

Детская и школьная одаренность неоднократно становилась  предметом  дискуссий

Информация о работе Общие специальные способности