Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:21, курсовая работа
Целью курсовой является выявить основные причины появления сиротства и выявить сложности в развитии детей сирот, как воспитывающихся в детских домах, так и находящихся под опекой. Для достижения цели курсовой работы я поставил следующие задачи:
- найти и проанализировать статистические данные описывающие масштабы сиротства в нашей стране, выявим наиболее значимые причины возникновение этой проблемы.
- выявить какие осложнения происходят в психике ребенка сироты и выделить из них наиболее важные, которые оказывают сильно влияние на развитие и формирование ребенка.
- рассмотреть основные методы воспитания и развития детей сирот в нашем обществе, выявить их положительные и отрицательные стороны.
Введение
Сиротство – особенности современной ситуации.
Показатели и тенденции сиротства в нашей стране.
Сироты и «социальные сироты».
Основные источники-причины возникновения сиротства.
Последствия сиротства.
Психологические проблемы детей-сирот.
Депривация.
Девиантное поведение детей-сирот.
Особенности социально-психического развития.
Особенности социально-эмоциональных нарушений личности.
Методы адаптации.
3.1. Воспитательная работа в детских учреждениях
3.2. Опекаемые семьи
Заключение.
Литература.
Министерство высшего и профессионального образования
Русская Христианская Гуманитарная Академия
Факультет психологии и философии человека
Кафедра психологии
Тема
Общие вопросы психологии сиротства в современной России
Курсовая работа
студента 4 курса
заочного отделения
группы 20 Пс
Зорина Леонида
Научный руководитель
Архипова М.В.
Санкт-Петербург
2012
Введение
3.1. Воспитательная работа в детских учреждениях
3.2. Опекаемые семьи
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
Вряд ли кто-то может полностью оценить и осознать проблему сиротста, мы можем видеть социальные ролики, слышать какие-то разговоры об этом или читать статьи, но хочется всерьез разобрать эту проблему и понять, чем она вызвана. Особый интерес к это проблеме вызвало посещение детских домов, где дети, о которых говорят, что они без будущего, что они никому не нужны, тянутся к тебе и как будто говоря, что им нужна надежда и хоть кто, кто в них поверит.
Так же в работе поднимаются вопросы о том, как происходит развитие таких детей, можно ли им помочь и как это делать более квалифицированно.
Целью курсовой является выявить основные причины появления сиротства и выявить сложности в развитии детей сирот, как воспитывающихся в детских домах, так и находящихся под опекой. Для достижения цели курсовой работы я поставил следующие задачи:
- найти и
проанализировать статистически
- выявить какие
осложнения происходят в
- рассмотреть основные методы воспитания и развития детей сирот в нашем обществе, выявить их положительные и отрицательные стороны.
В первой главе рассматривается масштаб проблемы, для этого подобраны статистические данные и общие тенденции развития. Так же характеристика сиротства и социального сиротства с выявлением их особенностей. В заключении первой главы рассмотрим последствия вызванные данной проблемой.
Во второй главе проведем анализ психических проблем детей сирот. Выделим особо значимые психические особенности развития детей сирот и рассмотрим, чем осложнено развитие и адаптация ребенка в условиях сиротства. В заключении главы рассмотрим общи нарушения в формировании личности детей сирот.
Третья глава рассматривает ситуацию адаптации детей сирот. В первой части рассматривается адаптация в государственных учреждениях. Представлены программы социального, психического развития детей сирот. Методы работы с детьми и общие проблемы их развития в условиях государственных учреждений. Вторая часть описывает развитие ребенка в опекаемых семьях. Приведена статистика опекаемых семей. Основной вопрос этой части, насколько опекунство решает проблему социального сиротства.
В заключении будет подведен краткий анализ всех целей и общий итог проблемы сиротства в России.
В 2007 году в нашей стране насчитывалось 27 миллионов детей, что составляет примерно 20% от общей численности населения Российской Федерации. Согласно статистическим данным за 2007 год, в РФ учтено более 742 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:
- в семьях
граждан под опекой (попечительством)
находятся 378 141 ребенок;
- в специализированных учреждениях
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей - 170 000 детей;
- в семьях усыновителей - 150 300 детей;
- в приемных семьях – 38 429 детей;
- на других формах семейного устройства
- 5 925 детей.
Число выявленных в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 122 600.
В 2007 году более 6 000 детей отобрано у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, 4 300 родителей ограничены в родительских правах, 65 000 - лишены родительских прав (доклад А.А. Левитской).
Состояние
здоровья детей-сирот характеризуется
высокими показателями заболеваемости,
особенно на этапе устройства в государственное
учреждение (по результатам углубленного
осмотра 640 заболеваний на 100 детей). Отмечается высокий
уровень госпитализаций детей-сирот (в 8,4
раза выше, чем у сверстников, воспитывающихся
в семьях).
У детей-сирот старшего возраста в структуре
заболеваемости преобладают болезни органов
пищеварения и дыхания, а у детей раннего
возраста - врожденные аномалии и отдельные
состояния, возникающие в перинатальном
периоде (43,7%).
Дети-сироты имеют худшие показатели физического
здоровья за счет дефицита массы тела
и низкого роста, большинство из них относятся
к третьей и четвертой группам здоровья.
Пребывание детей в интернатных учреждениях
отрицательно сказывается на состоянии
здоровья детей. Уровень заболеваемости
в детских домах увеличивается в 2 раза,
отмечается нарастание количества воспитанников
с отставанием в физическом и нервно-психическом
развитии, происходит рост хронической
заболеваемости.
Зафиксирован ранний возраст начала курения
и употребления алкогольных напитков
детьми-сиротами (до 11 лет).
У детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, отмечается высокий
уровень распространенности психических
и поведенческих расстройств (около 100
заболеваний на 100 детей). В структуре выявленных
отклонений в психическом здоровье у всех
детей первое место принадлежит расстройствам
психологического развития, в том числе
специфическим расстройствам развития
школьных навыков.
Тревога, вызванная социальным окружением
и потребностью в общении, среди сирот
выявлялась в 4 раза чаще, чем у детей, воспитывающихся
в семьях.
Около 11% детей-сирот страдают умственной
отсталостью.
У 30% детей-сирот диагностированы эмоциональные
расстройства и расстройства поведения;
треть отклонений приходится на гиперкинетическое
расстройство поведения, которое проявляется
гиперактивностью и нарушенным вниманием.
(Ибрагимов А.И. 2006.)
По этим данным, мы можем увидеть, насколько велика проблема. Может она не кажется катастрофической в масштабах страны, но каждая цифра, это чья то, как правило, разрушенная жизнь. У сирот выявлено значительно большее количество психических и социальных отклонений, как патологических, так и тех, которые возможно изменить. Стоит обратить внимание, что, не смотря на обратимость многих причин и следствий сиротства, данная проблема имеет тенденцию развиваться, несмотря на принятые меры по борьбе с сиротством со стороны государства и общества.
1.2. Сироты и «социальные сироты».
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации, используются понятия: "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", которые включают следующие категории детей:
1. Дети-сироты - лица в возрасте
до 18 лет, у которых умерли единственный
или оба родителя.
2. Дети - социальные сироты,
оставшиеся без попечения родителей в
возрасте до 18 лет, в связи с отсутствием
родителей или лишением их родительских
прав, признанием родителей безвестно
отсутствующими, недееспособными (ограниченно
недееспособными), находящимися в лечебных
учреждениях, в связи с объявлением их
умершими, отбывания ими наказания в исправительных
учреждениях, а также в иных случаях признания
ребенка оставшимся без попечения родителей
в установленном законом порядке. (Реан А. А. 2002. 94 с.)
Из этого можно увидеть, что
сиротство является двойственным явлением,
потому что характеризует собой две категории
детей (с умершими родителями или имеют
в живых одного или двух родителей), имеющих
одинаковое положение, - воспитание без
родителей, но различных по причине. Дети
этих двух категорий имеют различные личностные
и психологические характеристики. Сейчас
в большей степени в нашей стране выражена
проблема социального сиротства, поэтому,
в основном о них пойдет речь в данной
работе
1.3.Основные
источники – причины
Есть целый ряд причин, влияющий на появление и развитие сиротства, в зависимости от уровня развития страны и её международного положения, есть доминирующие факторы, а какие-то незначительно или вообще не выражены. В частном случае следствием сиротства обычно являются несколько причин, рассмотрим их по отдельности:
1) Нравственная.
Отказ от детей связан не только с социальными нуждами, но и с изменением нравственных ценностей. За последнее столетие сильно изменилось отношение к семье, целомудрию, браку и продолжению рода. Сейчас эти ценности уступают место свободолюбию и не обремененности семьёй и детьми. В таких условиях, когда возникают финансовые или социальные затруднения, которые можно преодолеть и другим путем, родители могут отказаться от ребенка, считая свои действия правильными.
Так же, сильно влияет отсутствие института семьи, это выражается частыми разводами и внебрачными связями, что создаёт сложные условия для хорошего воспитания ребенка, а иногда приводит к отказу от ребенка. В неполной семье родитель, как правило, не может уделять много внимания ребенку и часто сталкивается с финансовыми трудностями. «Увеличение числа детей-сирот связано с прогрессирующей тенденцией разрушения нравственных устоев семьи, бездуховностью, утратой жизненных человеческих ценностей». (Электронный ресурс)
Таким образом, семья может рассматриваться как фактор риска, а нарушения в структуре семьи – как источник сиротства.
Сюда так же можно отнести жестокое и безответственное отношение к детям, выражающееся в побоях, психическом или физическом насилии, в недостаточном уделении внимания, в следствие чего, родителей могут лишить родительский прав, а иногда ребенок сам покидает семью.
Бедность – один из наиболее влиятельных факторов распространения сиротства. Бедность характеризуется как нехваткой денег, так и недоеданием, голодом, болезнями членов семьи, неграмотностью и незащищенностью. Бедность проявляется в виде массовой нищеты в развивающихся странах и в виде отдельных микро регионов нищеты в развитых странах.
Некоторым семья
без финансовой поддержки очень
сложно содержать ребенка и воспитыват
Около 30 % детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков. (Рыбинский Е.М. 2004. 204с.) Это ведущая причина сиротства в нашей стране в последние годы. Наркомания и алкоголизм в крайних степенях приводит к асоциальному образу жизни, в таких условиях ребенок зачастую просто не может выжить или живет в крайне плохих условия, в следствии чего детей забирает государство.
Это основная причина несоциального сиротства. Последствия данной причины были ярко выражены в нашей стране в первой половине 20 века. Сейчас сиротство по причине войн в нашей стране не выражено.
Особую группу сирот составляют так называемые отказные дети. Среди самых распространенных причин отказа от ребенка, считается, тяжелая болезнь – 60%. (Е.А. Стребелева 1998) Сейчас, существуют случаи, когда государство чуть ли не насильно забирает патологически больного ребенка у родителей, чтобы их не «обременять» и более профессионально оказывать помощь в развитии ребенку, обосновывая тем, что родители не смогут справиться с такой проблемой. Это пример частного случая, но в основном родители сами отдают таких детей, либо по собственному решению, либо под давлением родственников и близких.
В отличии от сиротства, у социального сиротства целый ряд причин возникновения. Причина распада семьи и отсутствие должной поддержки родителя со стороны государства и близких, часто может вызвать отказ от ребенка. В данном аспекте мы можем увидеть, что изменилось отношение к ребенку, уже не как к части себя и продолжению рода, а как к кому то, кто мешает жить так, как хочется, это прослеживается и в других ситуациях отказа от ребенка. Когда родитель становится алкоголиком или наркоманом, этим, он уже отказывается от ребенка, даже если о нем и заботится, то уже не может обеспечить его должным вниманием и материальными средствами. Когда ребенок имеет с рождения патологическое заболевание, родитель часто видит не своего, а нечто, чего он не хотел и отказ от такого ребенка уже начинает считаться нормой. С развитием в обществе таких установок в отношении детей будет и дальше развиваться проблема социального сиротства.
Информация о работе Общие вопросы психологии сиротства в современной России