Общие вопросы психологии сиротства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой является выявить основные причины появления сиротства и выявить сложности в развитии детей сирот, как воспитывающихся в детских домах, так и находящихся под опекой. Для достижения цели курсовой работы я поставил следующие задачи:
- найти и проанализировать статистические данные описывающие масштабы сиротства в нашей стране, выявим наиболее значимые причины возникновение этой проблемы.
- выявить какие осложнения происходят в психике ребенка сироты и выделить из них наиболее важные, которые оказывают сильно влияние на развитие и формирование ребенка.
- рассмотреть основные методы воспитания и развития детей сирот в нашем обществе, выявить их положительные и отрицательные стороны.

Содержание

Введение
Сиротство – особенности современной ситуации.
Показатели и тенденции сиротства в нашей стране.
Сироты и «социальные сироты».
Основные источники-причины возникновения сиротства.
Последствия сиротства.
Психологические проблемы детей-сирот.
Депривация.
Девиантное поведение детей-сирот.
Особенности социально-психического развития.
Особенности социально-эмоциональных нарушений личности.
Методы адаптации.
3.1. Воспитательная работа в детских учреждениях
3.2. Опекаемые семьи
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Общие вопросы психологии сиротства в современной России.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  высшего и профессионального  образования 

Русская Христианская Гуманитарная Академия

Факультет психологии и философии человека

Кафедра психологии

 

 

 

 

Тема

Общие вопросы  психологии сиротства в современной  России

Курсовая работа

студента 4 курса

заочного отделения

группы 20 Пс

Зорина Леонида

Научный руководитель

Архипова М.В.

 

 

Санкт-Петербург 

2012

 

 

Введение

  1. Сиротство – особенности современной ситуации.
    1. Показатели и тенденции сиротства в нашей стране.
    2. Сироты и «социальные сироты».
    3. Основные источники-причины возникновения сиротства.
    4. Последствия сиротства.
  2. Психологические проблемы детей-сирот.
    1. Депривация.
    2. Девиантное поведение детей-сирот.
    3. Особенности социально-психического развития.
    4. Особенности социально-эмоциональных нарушений личности.
  3. Методы адаптации.

     3.1. Воспитательная работа в детских учреждениях

3.2. Опекаемые семьи

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вряд ли кто-то может полностью оценить и осознать проблему сиротста, мы можем видеть социальные ролики, слышать какие-то разговоры об этом или читать статьи, но хочется всерьез разобрать эту проблему и понять, чем она вызвана. Особый интерес к это проблеме вызвало посещение детских домов, где дети, о которых говорят, что они без будущего, что они никому не нужны, тянутся к тебе и  как будто говоря, что им нужна надежда и хоть кто, кто в них поверит.

Так же в работе поднимаются вопросы о том, как происходит развитие таких детей, можно ли им помочь и как это делать более квалифицированно.

Целью курсовой является выявить основные причины появления сиротства и выявить сложности в развитии детей сирот, как воспитывающихся в детских домах, так и находящихся под опекой. Для достижения цели курсовой работы я поставил следующие задачи:

- найти и  проанализировать статистические данные описывающие масштабы сиротства в нашей стране, выявим наиболее значимые причины возникновение этой проблемы.

- выявить какие  осложнения происходят в психике  ребенка сироты и выделить  из них наиболее важные, которые  оказывают сильно влияние на развитие и формирование ребенка.

- рассмотреть  основные методы воспитания и  развития детей сирот в нашем  обществе, выявить их положительные  и отрицательные стороны.

В первой главе рассматривается  масштаб проблемы, для этого подобраны  статистические данные и общие тенденции развития. Так же характеристика сиротства и социального сиротства с выявлением их особенностей. В заключении первой главы рассмотрим последствия вызванные данной проблемой.

Во второй главе  проведем анализ психических проблем детей сирот. Выделим особо значимые психические особенности развития детей сирот и рассмотрим, чем осложнено развитие и адаптация ребенка в условиях сиротства. В заключении главы рассмотрим общи нарушения в формировании личности детей сирот.

Третья глава  рассматривает ситуацию адаптации детей сирот. В первой части рассматривается адаптация в государственных учреждениях. Представлены программы социального, психического развития детей сирот. Методы работы с детьми и общие проблемы их развития в условиях государственных учреждений. Вторая часть описывает развитие ребенка в опекаемых семьях. Приведена статистика опекаемых семей. Основной вопрос этой части, насколько опекунство решает проблему социального сиротства.

В заключении будет подведен краткий анализ всех целей и общий итог проблемы сиротства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сиротство – особенности современной ситуации.

 

    1. Показатели и тенденции сиротства в нашей стране.

 

В 2007 году в нашей  стране насчитывалось 27 миллионов детей, что составляет примерно 20% от общей численности населения Российской Федерации. Согласно статистическим данным за 2007 год, в РФ учтено более 742 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

- в семьях  граждан под опекой (попечительством)  находятся 378 141 ребенок; 
- в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 170 000 детей;  
- в семьях усыновителей - 150 300 детей;  
- в приемных семьях – 38 429 детей;  
- на других формах семейного устройства - 5 925 детей.

Число выявленных в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 122 600.

В 2007 году более 6 000 детей отобрано у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, 4 300 родителей ограничены в родительских правах, 65 000 - лишены родительских прав (доклад А.А. Левитской).

Состояние здоровья детей-сирот характеризуется  высокими показателями заболеваемости, особенно на этапе устройства в государственное  учреждение (по результатам углубленного осмотра 640 заболеваний на 100 детей). Отмечается высокий уровень госпитализаций детей-сирот (в 8,4 раза выше, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях).  
 У детей-сирот старшего возраста в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения и дыхания, а у детей раннего возраста - врожденные аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (43,7%).  
 Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья за счет дефицита массы тела и низкого роста, большинство из них относятся к третьей и четвертой группам здоровья.  
 Пребывание детей в интернатных учреждениях отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Уровень заболеваемости в детских домах увеличивается в 2 раза, отмечается нарастание количества воспитанников с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии, происходит рост хронической заболеваемости.  
 Зафиксирован ранний возраст начала курения и употребления алкогольных напитков детьми-сиротами (до 11 лет).  
 У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств (около 100 заболеваний на 100 детей). В структуре выявленных отклонений в психическом здоровье у всех детей первое место принадлежит расстройствам психологического развития, в том числе специфическим расстройствам развития школьных навыков. 
 Тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, среди сирот выявлялась в 4 раза чаще, чем у детей, воспитывающихся в семьях.  
 Около 11% детей-сирот страдают умственной отсталостью. 
 У 30% детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения; треть отклонений приходится на гиперкинетическое расстройство поведения, которое проявляется гиперактивностью и нарушенным вниманием. (Ибрагимов А.И. 2006.)

По этим данным, мы можем увидеть, насколько велика проблема. Может она не кажется катастрофической в масштабах страны, но каждая цифра, это чья то, как правило, разрушенная жизнь. У сирот выявлено значительно большее количество психических и социальных отклонений, как патологических, так и тех, которые возможно изменить. Стоит обратить внимание, что, не смотря на обратимость многих причин и следствий сиротства, данная проблема имеет тенденцию развиваться, несмотря на принятые меры по борьбе с сиротством со стороны государства и общества.

 

 

1.2.  Сироты и «социальные сироты».

 

 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации, используются понятия: "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", которые включают следующие категории детей:

1. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли единственный или оба родителя.  
 2. Дети - социальные сироты, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно недееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, в связи с объявлением их умершими, отбывания ими наказания в исправительных учреждениях, а также в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. (Реан А. А. 2002. 94 с.)                           
 Из этого можно увидеть, что сиротство является двойственным явлением, потому что характеризует собой две категории детей (с умершими родителями или имеют в живых одного или двух родителей), имеющих одинаковое положение, - воспитание без родителей, но различных по причине. Дети этих двух категорий имеют различные личностные и психологические характеристики. Сейчас в большей степени в нашей стране выражена проблема социального сиротства, поэтому, в основном о них пойдет речь в данной работе

 

 

1.3.Основные  источники – причины возникновения  сиротства.

 

 

Есть целый ряд причин, влияющий на появление и развитие сиротства, в зависимости от уровня развития страны и её международного положения, есть доминирующие факторы, а какие-то незначительно или вообще не выражены. В частном случае следствием сиротства обычно являются несколько причин, рассмотрим их по отдельности:

1) Нравственная.

Отказ от детей связан не только с социальными нуждами, но и с изменением нравственных ценностей. За последнее столетие сильно изменилось отношение к семье, целомудрию, браку и продолжению рода. Сейчас эти ценности уступают место свободолюбию и не обремененности семьёй и детьми. В таких условиях, когда возникают финансовые или социальные затруднения, которые можно преодолеть и другим путем, родители могут отказаться от ребенка, считая свои действия правильными.

Так же, сильно влияет отсутствие института семьи, это выражается частыми разводами и внебрачными связями, что создаёт сложные условия для хорошего воспитания ребенка, а иногда приводит к отказу от ребенка. В неполной семье родитель, как правило, не может уделять много внимания ребенку и часто сталкивается с финансовыми трудностями. «Увеличение числа детей-сирот связано с прогрессирующей тенденцией разрушения нравственных устоев семьи, бездуховностью, утратой жизненных человеческих ценностей». (Электронный ресурс)

Таким образом, семья может рассматриваться  как фактор риска, а нарушения в структуре семьи – как источник сиротства.

Сюда так же можно отнести жестокое и безответственное отношение к детям, выражающееся в побоях, психическом или физическом насилии, в недостаточном уделении внимания, в следствие чего, родителей могут лишить родительский прав, а иногда ребенок сам покидает семью.

  1. Низкий уровень жизни – бедность.

Бедность – один из наиболее влиятельных факторов распространения  сиротства. Бедность характеризуется  как нехваткой денег, так и  недоеданием, голодом, болезнями членов семьи, неграмотностью и незащищенностью. Бедность проявляется в виде массовой нищеты в развивающихся странах и в виде отдельных микро регионов нищеты в развитых странах.

Некоторым семья  без финансовой поддержки очень  сложно содержать ребенка и воспитывать ребенка. На этой почве ребенок может стать причиной конфликтов в семье, особенно, когда он был не запланирован или желаем только одним членом семьи (как правило, матерью).

  1. Наркомания и алкоголизм.

     Около 30 % детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков. (Рыбинский Е.М. 2004. 204с.) Это ведущая причина сиротства в нашей стране в последние годы. Наркомания и алкоголизм в крайних степенях приводит к асоциальному образу жизни, в таких условиях ребенок зачастую просто не может выжить или живет в крайне плохих условия, в следствии чего детей забирает государство. 

 

 

  1. Войны.

Это основная причина несоциального сиротства. Последствия данной причины были ярко выражены в нашей стране в первой половине 20 века. Сейчас сиротство по причине войн в нашей стране не выражено.

  1. Патологические заболевания детей.

Особую группу сирот составляют так называемые отказные дети. Среди самых распространенных причин отказа от ребенка, считается, тяжелая болезнь – 60%. (Е.А. Стребелева 1998) Сейчас, существуют случаи, когда государство чуть ли не насильно забирает патологически больного ребенка у родителей, чтобы их не «обременять» и более профессионально оказывать помощь в развитии ребенку, обосновывая тем, что родители не смогут справиться с такой проблемой. Это пример частного случая, но в основном родители сами отдают таких детей, либо по собственному решению, либо под давлением родственников и близких.

В отличии от сиротства, у социального сиротства целый ряд причин возникновения. Причина распада семьи и отсутствие должной поддержки родителя со стороны государства и близких, часто может вызвать отказ от ребенка. В данном аспекте мы можем увидеть, что изменилось отношение к ребенку, уже не как к части себя и продолжению рода, а как к кому то, кто мешает жить так, как хочется, это прослеживается и в других ситуациях отказа от ребенка. Когда родитель становится алкоголиком или наркоманом, этим, он уже отказывается от ребенка, даже если о нем и заботится, то уже не может обеспечить его должным вниманием и материальными средствами. Когда ребенок имеет с рождения патологическое заболевание, родитель часто видит не своего, а нечто, чего он не хотел и отказ от такого ребенка уже начинает считаться нормой. С развитием в обществе таких установок в отношении детей будет и дальше развиваться проблема социального сиротства.

Информация о работе Общие вопросы психологии сиротства в современной России