Общие вопросы психологии сиротства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой является выявить основные причины появления сиротства и выявить сложности в развитии детей сирот, как воспитывающихся в детских домах, так и находящихся под опекой. Для достижения цели курсовой работы я поставил следующие задачи:
- найти и проанализировать статистические данные описывающие масштабы сиротства в нашей стране, выявим наиболее значимые причины возникновение этой проблемы.
- выявить какие осложнения происходят в психике ребенка сироты и выделить из них наиболее важные, которые оказывают сильно влияние на развитие и формирование ребенка.
- рассмотреть основные методы воспитания и развития детей сирот в нашем обществе, выявить их положительные и отрицательные стороны.

Содержание

Введение
Сиротство – особенности современной ситуации.
Показатели и тенденции сиротства в нашей стране.
Сироты и «социальные сироты».
Основные источники-причины возникновения сиротства.
Последствия сиротства.
Психологические проблемы детей-сирот.
Депривация.
Девиантное поведение детей-сирот.
Особенности социально-психического развития.
Особенности социально-эмоциональных нарушений личности.
Методы адаптации.
3.1. Воспитательная работа в детских учреждениях
3.2. Опекаемые семьи
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Общие вопросы психологии сиротства в современной России.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

- предполагаемый  результат: становление зрелой  самостоятельной нравственной личности, обладающей навыками умственного  труда и умеющей «жить свою жизнь» (Дубровина, И.В. 2005.)

Выделенная Дубровиной программа достаточно полная и отвечает на многие нужды детей, но редко применяется или используется в неполной мере, что искажает целостность развития ребенка.

Общие положения, на которых базируются педагогические возможности формирования личности ребёнка в целостном процессе социализации-индивидуализации и его реализация в условиях детского дома, таковы:

- обеспечение  только унифицированых социальных  форм поведения, общественного  сознания приводит к игнорированию, обеднению, оскудению  проявлений индивидуальности;

- внешние социальные (общественные) требования, предъявляемые  к ребёнку, всегда переосмысливаются  через внутренние, личностные особенности,  характеристики ребёнка, приобретая при этом новый индивидуальный и общественный смысл;  

- проявление, развитие  у ребёнка индивидуальных возможностей, способностей должны проходить  в социальных видах деятельности, общении, которые позволят ребёнку  осознать его собственную значимость  и причастность к обществу. В свою очередь все виды социальной деятельности должны включать  условия для проявления ребёнком индивидуальных особенностей, возможностей, способностей, самостоятельности

- нахождение  и развитие в ребёнке его  индивидуальных потенциальныхособенностей, способностей, склонностей, возможностей есть предпосылка преодоления депривационных последствий и дальнейшего успешного развития личности в социуме.

  - в условиях депривации у детей происходит формирование группового сознания (феномен «Мы»), что в свою очередь блокирует формирование самосознания (индивидуального сознания). Задача педагога – содействовать проявлению самостоятельности мышления, активности, собственного мнения, собственной точки зрения, корректировать негативные (конформные) проявления взаимодействия детей;

- все формируемые  формы и проявления социальных  и индивидуальных характеристик  ребёнка должны вызывать у  ребёнка сплетение различных  переживаний (сопереживания, восхищения, радости, разочарования), что сделает  процесс формирования личности более осознанным;

- стимулирование  педагогами осознания ребёнком  того, что каждый и х них  уникален и вместе с тем  является частью социальной группы, общества, должно стать одним  из направлений педагогической  работы по обеспечению социализации-индивидуализации личности детей без семьи;

- в работе  по формированию личности ребёнка  в целостном процессе социализации-индивидуализации  на первый план выступают: 

а) высокая степень  заинтересованности, ответственности  за дальнейшую судьбу ребёнка без семьи;

б) искреннее  восхищение любыми малейшими индивидуальными  проявлениями идостижениями ребёнка;

в) понимание, осознание  и реализация целостности социализации-индивидуализации;

г) использование (нахождение) возможностей депривационных условий для развития личности ребёнка;

д) стимулирование активности, самостоятельности, инициативы каждого ребёнка при одновременной  поддержке сотрудничества, содействия, взаимодействия детей в различных  видах совместной деятельности и т.д. (Байкова Л.А. 2005)

Разработано очень много качественных и проработанных методик работы с детьми и их развития. Есть достаточно материалов и средств для психического развития и стабилизации детей сирот. Основной проблемой является то, что персонал государственных учреждений редко добросовестно относится к воспитательной работе. Более того, часто от персонала требуется не просто формальное выполнение своих обязанностей, а индивидуальный подход к каждому ребенку и порой, необходимо относиться к детям, как к своим собственным. Бывает даже наоборот, физическое или психологическое насилие со стороны персонала по отношению к детям, что может вызвать необратимые последствия. Я не стал приводить данные случаи в своей работе, но они есть и их немало.

В такой ситуации важно уделять значимое значение не только проработке программ развития детей сирот, но и их внедрению в государственные учреждения.

 

 

3.2.Опекаемые  семьи

 

 

На базе РГПУ им. А.И. Герцена было проведено исследование опекаемых семей по теме: «Семейный  диагноз в опекаемых семьях». Исследование показало:

- Психологические  особенности опекаемых детей  имеют частичные сходства с  детьми из неполных семей, детдомовскими  и усыновленными детьми. Часто  ребенка воспитывает один опекун, это вызывает особенности воспитания  в неполной семье (неполноценная идентификация и искажение полоролевых взаимоотношений). Многие опекаемые дети проходили через детский дом, в связи с этим уже имеют психологию детдомовского ребенка и отношения выстраиваются по схеме опекун – опекаемый и усыновитель – усыновленный,  что искажает модель семьи.

- Опекунами  в подавляющем большинстве становятся  бабушки ребенка (88%), реже (12%) –  дедушки. Посторонних граждан  среди опекунов не более 10%. Отсюда следует, что опека сложилась  как форма устройства ребенка  в семью родственников, которые не хотят оставить его в беде, отдать в интернат.

- Чаще всего  опекун является пенсионером  (20% - старше 70 лет, 40% - от 50 до 60 лет). Это  показывает, что опекунские семьи  часто нуждаются в материальной  и душевной поддержке.

- Большинство определенных под опеку детей – социальные сироты, с достаточно поздним выявлением. Они имеют задержки психического, эмоционального и речевого развития. (B. B. Олейник. 2007 с. 194-196)

Олейник так же выделяет факторы осложненного психического развития у детей сирот находящихся под опекой, которые присутствуют у воспитанников детских домов и других государственных учреждений. Выделяет случаи, когда опекуны отдают ребенка в школу-интернат, по сути это и есть скрытое социальное сиротство.

  Из всего этого можно увидеть, что опекунство, хоть и смягчает последствия, но часто не является решением проблемы сиротства. Необходима психологическая и материальная поддержка, для помощи в развитии опекаемого ребенка, установления семейных взаимоотношений и контроля за опекаемыми семьями.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа показала масштаб  проблемы сиротства в России, это  около одного миллиона детей сирот, на сегодняшний день, скорее всего больше. Видно общие тенденции осложненного психического и социального развития детей сирот, вызванного физическими и психическими нарушениями, общественной безразличия и слабой финансовой поддержкой со стороны государства.

При рассмотрении ряда основных источников появления  сиротства выведена общая составляющая – изменение отношения к ребенку. Причиной отказа от ребенка часто является не желание родителей или родителя обременять себя, менять свой образ жизни. К этому еще добавляется неблагополучное финансовое состояние во многих семьях, а так же две серьезные проблемы в нашей страны: наркомания и алкоголизм. Совокупность всех этих причин обрекает каждый год новых детей стать социальными сиротами. Со стороны общественности и государства не оказывается значимого влияние на устранения этих причин, отсюда следует, что в ближайшее время мы будем наблюдать развитие данной проблемы.

В работе перечислено  и рассмотрено множество психических  особенностей детей сирот. Проанализировав множество источников, можно сказать, что по отдельности практически все сложности в развитии и социальной адаптации детей можно решить, но полное восстановление детей сирот очень большая редкость. Часто не решая какую-то проблему ребенка приписывают к определенной группе или ставят ему условный диагноз, который в дальнейшем может развиться до патологической степени. Действительно, дети сирота во многом имеют психические отклонения и в связи с этим осложнено их развития, но почти все отклонения не являются патологическими, а требует большего внимания и серьезной работы с каждым ребенком.

В основном место  где находятся дети сироты, это государственные учреждения, там проходит их развитие и социальная адаптация. В общем, взглянув на адаптацию детей в государственных учреждениях можно увидеть много осложнений в развитии и зачастую отсутствие социальной адаптации. Есть и частные примеры, отдельных детских домов и специальных школ, где много детей получают должно образование и могут в дальнейшем социально адаптироваться. Так что можно сделать вывод, что выход найти можно.

Часто дети сироты попадают в приемные семьи или  под опеку родственников. Это другой подход в решении проблемы сиротства, который зависит от общественной активности, ему уделено меньше внимания. Зачастую опекунами являются родственники ребенка, как правило, это бабушка. Может развитие будет лучше, чем в государственных учреждениях, но оно все равно неполноценно и имеет ряд своих особенностей. На развитие опекунства так же может повлиять государство, создавая привилегии опекунам.

Проанализировав всю работу, хочу сделать вывод, что  социальная адаптация и нормальное психическое развитие детей сирот возможно, вопреки мнения большинства людей в нашей стране. Несмотря на все сложности этой проблемы и придания ей порой патологического характера, мы не раз можем увидеть случаи успешной адаптации и психического развития, даже у сложных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

      1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. М., 2005
      2. Василюк Ф.Е. (1984) Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ.
      3. Джаримова Х.А. (2002) Социальная депривация детей-сирот: социологический анализ: дис. … канд. социол. наук.
      4. Дубровина, И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. – М.: Просвещение. 2005.
      5. Ибрагимов А.И. Состояние здоровья и пути оптимизации медико-социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. – М., 2006.
      6. Левитская А.А. доклад Директора департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки на Всероссийском совещании «Инновационные подходы в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав детей».
      7. Олейник В.В. . Семейный диагноз в опекаемых семьях. 2007
      8. Реан А.А., Дандарова Ж. К., Прокофьева В. А. Социальное сиротство в современной России. М., 2002.
      9. Реан, А.А. Защита детства. Комплексная социальная психолого-педагогическая программа / А.А. Реан, С.П. Коростелев. – М., 2002.
      10. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. М.: Академия, 2004.
      11. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.
      12. Стребелева Е.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Полиграф сервис, 1998. 
      13. Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. – М.: Знание, 1998.
      14. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999
      15. Фокина Е. В. Влияние депривационных факторов на становление гендерных стереотипов мальчиков и девочек, оставшихся без попечения родителей. Специальное образование. 2008.
      16. Щипицына (2005) Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб.: Изд-во СП университета.

 

Электронные ресурсы:

 

    1. Истоки и причины социального сиротства в России и пути его преодоления [Электронный ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http//www.tula.net/tgpu/Bschool/Reasons/reason1.html

 


Информация о работе Общие вопросы психологии сиротства в современной России