Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:21, курсовая работа
Целью курсовой является выявить основные причины появления сиротства и выявить сложности в развитии детей сирот, как воспитывающихся в детских домах, так и находящихся под опекой. Для достижения цели курсовой работы я поставил следующие задачи:
- найти и проанализировать статистические данные описывающие масштабы сиротства в нашей стране, выявим наиболее значимые причины возникновение этой проблемы.
- выявить какие осложнения происходят в психике ребенка сироты и выделить из них наиболее важные, которые оказывают сильно влияние на развитие и формирование ребенка.
- рассмотреть основные методы воспитания и развития детей сирот в нашем обществе, выявить их положительные и отрицательные стороны.
Введение
Сиротство – особенности современной ситуации.
Показатели и тенденции сиротства в нашей стране.
Сироты и «социальные сироты».
Основные источники-причины возникновения сиротства.
Последствия сиротства.
Психологические проблемы детей-сирот.
Депривация.
Девиантное поведение детей-сирот.
Особенности социально-психического развития.
Особенности социально-эмоциональных нарушений личности.
Методы адаптации.
3.1. Воспитательная работа в детских учреждениях
3.2. Опекаемые семьи
Заключение.
Литература.
- предполагаемый
результат: становление зрелой
самостоятельной нравственной
Выделенная Дубровиной программа достаточно полная и отвечает на многие нужды детей, но редко применяется или используется в неполной мере, что искажает целостность развития ребенка.
Общие положения, на которых базируются педагогические возможности формирования личности ребёнка в целостном процессе социализации-индивидуализации и его реализация в условиях детского дома, таковы:
- обеспечение
только унифицированых
- внешние социальные
(общественные) требования, предъявляемые
к ребёнку, всегда
- проявление, развитие
у ребёнка индивидуальных
- нахождение
и развитие в ребёнке его
индивидуальных потенциальныхос
- в условиях депривации у детей происходит формирование группового сознания (феномен «Мы»), что в свою очередь блокирует формирование самосознания (индивидуального сознания). Задача педагога – содействовать проявлению самостоятельности мышления, активности, собственного мнения, собственной точки зрения, корректировать негативные (конформные) проявления взаимодействия детей;
- все формируемые
формы и проявления социальных
и индивидуальных
- стимулирование
педагогами осознания ребёнком
того, что каждый и х них
уникален и вместе с тем
является частью социальной
- в работе
по формированию личности
а) высокая степень заинтересованности, ответственности за дальнейшую судьбу ребёнка без семьи;
б) искреннее восхищение любыми малейшими индивидуальными проявлениями идостижениями ребёнка;
в) понимание, осознание
и реализация целостности социализации-
г) использование (нахождение) возможностей депривационных условий для развития личности ребёнка;
д) стимулирование
активности, самостоятельности, инициативы
каждого ребёнка при
Разработано очень много качественных и проработанных методик работы с детьми и их развития. Есть достаточно материалов и средств для психического развития и стабилизации детей сирот. Основной проблемой является то, что персонал государственных учреждений редко добросовестно относится к воспитательной работе. Более того, часто от персонала требуется не просто формальное выполнение своих обязанностей, а индивидуальный подход к каждому ребенку и порой, необходимо относиться к детям, как к своим собственным. Бывает даже наоборот, физическое или психологическое насилие со стороны персонала по отношению к детям, что может вызвать необратимые последствия. Я не стал приводить данные случаи в своей работе, но они есть и их немало.
В такой ситуации важно уделять значимое значение не только проработке программ развития детей сирот, но и их внедрению в государственные учреждения.
3.2.Опекаемые семьи
На базе РГПУ им. А.И. Герцена было проведено исследование опекаемых семей по теме: «Семейный диагноз в опекаемых семьях». Исследование показало:
- Психологические
особенности опекаемых детей
имеют частичные сходства с
детьми из неполных семей,
- Опекунами
в подавляющем большинстве
- Чаще всего
опекун является пенсионером
(20% - старше 70 лет, 40% - от 50 до 60 лет). Это
показывает, что опекунские семьи
часто нуждаются в
- Большинство определенных под опеку детей – социальные сироты, с достаточно поздним выявлением. Они имеют задержки психического, эмоционального и речевого развития. (B. B. Олейник. 2007 с. 194-196)
Олейник так же выделяет факторы осложненного психического развития у детей сирот находящихся под опекой, которые присутствуют у воспитанников детских домов и других государственных учреждений. Выделяет случаи, когда опекуны отдают ребенка в школу-интернат, по сути это и есть скрытое социальное сиротство.
Из всего этого можно увидеть, что опекунство, хоть и смягчает последствия, но часто не является решением проблемы сиротства. Необходима психологическая и материальная поддержка, для помощи в развитии опекаемого ребенка, установления семейных взаимоотношений и контроля за опекаемыми семьями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа показала масштаб проблемы сиротства в России, это около одного миллиона детей сирот, на сегодняшний день, скорее всего больше. Видно общие тенденции осложненного психического и социального развития детей сирот, вызванного физическими и психическими нарушениями, общественной безразличия и слабой финансовой поддержкой со стороны государства.
При рассмотрении ряда основных источников появления сиротства выведена общая составляющая – изменение отношения к ребенку. Причиной отказа от ребенка часто является не желание родителей или родителя обременять себя, менять свой образ жизни. К этому еще добавляется неблагополучное финансовое состояние во многих семьях, а так же две серьезные проблемы в нашей страны: наркомания и алкоголизм. Совокупность всех этих причин обрекает каждый год новых детей стать социальными сиротами. Со стороны общественности и государства не оказывается значимого влияние на устранения этих причин, отсюда следует, что в ближайшее время мы будем наблюдать развитие данной проблемы.
В работе перечислено
и рассмотрено множество
В основном место где находятся дети сироты, это государственные учреждения, там проходит их развитие и социальная адаптация. В общем, взглянув на адаптацию детей в государственных учреждениях можно увидеть много осложнений в развитии и зачастую отсутствие социальной адаптации. Есть и частные примеры, отдельных детских домов и специальных школ, где много детей получают должно образование и могут в дальнейшем социально адаптироваться. Так что можно сделать вывод, что выход найти можно.
Часто дети сироты попадают в приемные семьи или под опеку родственников. Это другой подход в решении проблемы сиротства, который зависит от общественной активности, ему уделено меньше внимания. Зачастую опекунами являются родственники ребенка, как правило, это бабушка. Может развитие будет лучше, чем в государственных учреждениях, но оно все равно неполноценно и имеет ряд своих особенностей. На развитие опекунства так же может повлиять государство, создавая привилегии опекунам.
Проанализировав всю работу, хочу сделать вывод, что социальная адаптация и нормальное психическое развитие детей сирот возможно, вопреки мнения большинства людей в нашей стране. Несмотря на все сложности этой проблемы и придания ей порой патологического характера, мы не раз можем увидеть случаи успешной адаптации и психического развития, даже у сложных детей.
Литература:
Электронные ресурсы:
Информация о работе Общие вопросы психологии сиротства в современной России