Общие вопросы психологии сиротства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой является выявить основные причины появления сиротства и выявить сложности в развитии детей сирот, как воспитывающихся в детских домах, так и находящихся под опекой. Для достижения цели курсовой работы я поставил следующие задачи:
- найти и проанализировать статистические данные описывающие масштабы сиротства в нашей стране, выявим наиболее значимые причины возникновение этой проблемы.
- выявить какие осложнения происходят в психике ребенка сироты и выделить из них наиболее важные, которые оказывают сильно влияние на развитие и формирование ребенка.
- рассмотреть основные методы воспитания и развития детей сирот в нашем обществе, выявить их положительные и отрицательные стороны.

Содержание

Введение
Сиротство – особенности современной ситуации.
Показатели и тенденции сиротства в нашей стране.
Сироты и «социальные сироты».
Основные источники-причины возникновения сиротства.
Последствия сиротства.
Психологические проблемы детей-сирот.
Депривация.
Девиантное поведение детей-сирот.
Особенности социально-психического развития.
Особенности социально-эмоциональных нарушений личности.
Методы адаптации.
3.1. Воспитательная работа в детских учреждениях
3.2. Опекаемые семьи
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Общие вопросы психологии сиротства в современной России.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

 

 

1.4. Последствия  сиротства.

 

Обобщим последтсвия сиротства и разделим их на две категории: социальные и  психологические.

Социальные.

Особая  проблема — социально-психологическая  неадаптированность выпускников сиротских учреждений. Им свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, не знание и не приятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, не понимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении и там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения. Среди причин криминального поведения выпускников интернатных учреждений помимо социально-педагогической запущенности, связанной с бывшей родительской семьей и детским домом, важную роль играет их психическая патология: органическая или процессуальная, врожденная или приобретенная.

Беспризорность и безнадзорность (находится в связе с семьей но не имеет должного попечения предоставлен сам себе)

Психологические.

Наиболее  тяжелый след социальное сиротство  оставляет в психической жизни  ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Во многих случаях (85 — 92%) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным умственным развитием не превышает 8 — 10%. (Тадевосян Э.В. 1998. – 272 с.;)

Социальные  последствия основаны на том, что  каждый человек должен существовать по правилам социума, но многие сироты этого не могут или не считают нужным. Психические последствия сиротства часто носят глубокий характер, так как развиваются с раннего детства и долгое время. Хоть многие и разделяют эти две категории и часто большее значение придают социальной адаптации детей, на мой взгляд, корень и решение проблемы в психическом развитии ребенка. Уделив значительное внимание психическому развитию ребенка, социальная адаптация станет значительно проще.

 

 

  1. Психологические проблемы детей-сирот.

 

    1. Депривация.

 

Понятие сиротства, а на сегодняшний день и социального  сиротства в самом широком  его понимании, неотъемлемо в  современной психологической науке  и практике от понятия психической  депривации. В контексте понимания причин, вызывающих психическую депривацию у детей, можно перечислить следующие обстоятельства:

    • сенсорная недостаточность (сенсорная депривация у слепых, глухих, слепоглухих детей, а также у слабовидящих и слабослышащих воспитанников детских домов вследствие недостатка разнообразной сенсорной стимуляции);
    • ограничение двигательной активности (двигательная депривация у детей, страдающих нарушениями опорно двигательного аппарата, долго болеющих);
    • длительная разлука с матерью или ее недостаточная привязанность к ребенку (материнская депривация у детей-сирот, у детей матерей-«отказниц»);

Единого «депривационного синдрома», по мнению многих исследователей, не существует, так как проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу психических отклонений – от легких особенностей психического реагирование до очень грубых нарушений развития интеллекта и характера. (Дубровина, И.В. 2005.)

 

    1. Девиантное поведение детей-сирот.

 

 

Девиантное  поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хищения, хулиганство и др. преступления), и в скрытой, латентной форме (например, бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное поведение можно также разделить на индивидуальное и групповое, а также на первичное и вторичное. (Смелзер Н. 1994. – 688 с.)

Таким образом, в узком  смысле девиантное поведение – это  поведение, которое рассматривается  как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим  принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному лечению, исправлению и наказанию нарушителя. (Тощенко Ж.Т. 1999. – 511 с.; )

Причины девиантного  поведения определяются неоднозначно. Психологи сосредотачивают свое внимание на личностных, психологических  отклонениях и дезорганизациях (неврозы, психозы и др.); социологи – на отклонениях социальных групп от норм культуры. Так, Э.Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р.Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институализированными средствами их достижения.

Присоединение подростка к группе часто влечет за собой снижение запретов в отношении  вовлечения в противонормативные действия. Дело в том, что присоединившись  к группе, он отодвигается на второй план и морально «укрывается» в ней, поскольку внимание общества сосредотачивается прежде всего на самой группе, а уж потом – на ее конкретных членах. При этом социальный контроль за личностью конкретного подростка уменьшается, и в ситуации ожидания наказания за какой-либо проступок у него возникает возможность скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе. Зная, что можно уйти от наказания, подросток в группе становится равнодушным к возможным санкциям со стороны общества, и потому его поведение постепенно перестает подчиняться внешним правилам и нормам. Таким образом, в группе (толпе) у подростка высвобождается поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами. (Щипицына Л.М. (2005) 628 с.)

Девиантное  поведение выделяют у большинства  детей сирот, часто, это выглядит как ярлык, который легко повесить и списать на это некоторые заботы. Опять же, термин девиатность возникает из социального взаимодействия ребенка, но вызвано оно внутренними особенности и зачастую целым рядом различных причин, но с разными доминирующими причинами у каждого ребенка. Часто, вместо индивидуального подхода и отдельной работы с ребенком его стараются социально «адаптировать», поместив в особые группы или учреждения, где его проблема не решается, а приспосабливается, вследствие чего девиантное поведение может остаться на всю жизнь.

 

 

2.3.Особенности  социально-психического развития.

 

 

- Социальное  развитие. Проведённая диагностика  развития личности детей без  семьи выявила следующие противоречия: на фоне недостаточно сформированных социальных знаний ребёнок имеет отрывочные, фрагментарные знания о себе; при наличии высокой самооценки у ребёнка отсутствуют умения применить свои способности, возможности в социальной деятельности; при хорошей осведомлённости о правилах поведения в социуме не сформирована саморегуляция и т.д. Таким образом, наблюдается нарушение равновесия  между социальным и индивидуальным развитием личности ребёнка, которое имеет разную степень проявления – от частичной деформации до полных разрывов связей между структурными компонентами процессов социализации и индивидуализации. (Реан, А.А. 2002. 56-58)

Так же значимым аспектом социального развития считается  гендерное развитие и половая  акцентуация ребенка.

- Гендерное  развитие. В связи с отсутствием  примера со стороны родителей  часто происходят искажения в гендерном развитии – полоролевой идентичности. Развитие черт мужественности у мальчика и установление в будущем гетеросексуальных отношений у девушек в основном формируется до пяти лет. У мальчиков это обусловлено меньшей целеустремленностью и меньшей зрелостью, безыинициативностью, неуравновешенностью, робкостью, проявляются свойственные девочкам черты характера. В развитии девочек значимую роль представляет отец, он является (иногда бессознательно) образцом мужчины, к которому будет тянуть (если отрицательный образ, то отталкивать) в будущем женщину.

Так же, в детский  домах и общеобразовательных  учреждениях персонал в основном составляют женщины, жизнь детей  проходит преимущественно в женской  среде, это тоже влияет на представления о поведении, свойственные своему полу. Получается, что в процессе воспитания в общественных учреждениях детям не только не хватает семейного тепла, но и взрослых представителей своего пола, с которыми они могли бы себя идентифицировать. В связи с этим, мальчики часто имееют неадекватную или нечеткую идентификацию, что связанно с отсутствием мужчины, как образца поведения. (Фокина Е. В. 2008 С. 55-57)

Фокина придает  особое внимание данной проблематике и выделяет основные причины нарушений  в гендерном развитии. Основываясь на ее исследованиях можно увидеть частое вытеснение гендерных стереотипов у детей, что прямо сказывается на половой акцентуации. В дальнейшем это служит значительным затруднением в общении с противоположным полом и социальной адаптации в целом.

 

 

 

 

2.4.Особенности  социально-эмоциональных нарушений  личности.

 

Рассмотрим  социально-эмоциональное развитие на базе исследований Джаримовой:

С целью изучения психолого-педагогических проблем  сиротства было проанализировано состояние  работы 10 детских домов 3 регионов России. Установлено, что в детских домах основным направлением работы является социализация личности ребёнка без семьи, понимаемая как социальная адаптация и подготовка их к жизни в обществе путём формирования трудовых, бытовых навыков, самообслуживания, культуры поведения. Вместе с тем, социализация не позволяет в полной мере обеспечить полную состоятельность детей-сирот в социуме, при этом игнорируется или недостаточно уделяется внимания индивидуализации их личности и реализуется в образовательном процессе детского дома как принцип учёта индивидуальных особенностей детей, означающий констатацию и сохранение в неизменном виде индивидуально-типологических особенностей ребёнка. На данный момент отсутствует программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях детского дома, что не позволяет обеспечить успешное и полноценное формирование личности ребёнка без семьи. Проведённая диагностика развития личности детей без семьи выявила следующие противоречия: на фоне недостаточно сформированных социальных знаний ребёнок имеет отрывочные, фрагментарные знания о себе; при наличии высокой самооценки у ребёнка отсутствуют умения применить свои способности, возможности в социальной деятельности; при хорошей осведомлённости о правилах поведения в социуме не сформирована саморегуляция и т.д. (Джаримова Х.А. (2002) 628 с.)

У Джаримова  выделяет отсутствие программы воспитания детей в условиях детского дома. Можно часто увидеть обобщенный поход к воспитанию детей, где  ребенок в отдельности остается без внимания сотрудников детских домов.

Таким образом, наблюдается нарушение равновесия  между социальным и индивидуальным развитием личности ребёнка, которое  имеет разную степень проявления – от частичной деформации до полных разрывов связей между структурными компонентами процессов социализации и индивидуализации

 

  1. Адаптация.

 

    1. Воспитательная работа в детских учреждениях

 

Спецшколы, интернаты, детские дома - это основные места, где находятся и формируются  дети-сироты. В связи с этим, большое  внимание уделяю этому разделу.

Воспитательная  работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности  взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом  с целью наиболее полного саморазвития и самореализации всех субъектов. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.

Антропоцентрический подход: целостность человека, его  постоянного саморазвития в процессе жизни. Практическим основанием для программы воспитательной работы стали идеи и педагогические системы И.Л. Иванова, В.А. Караковского, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой, Е.А. Ямбурга:

- ориентация  на общечеловеческие ценности (Человек,  Добро, Красота, Отечество, Семья, Культура, Знания, Труд, Мир) как основания здоровой жизни;

- принцип  субъектности (содействие педагога  развитию способностей ребенка  быть субъектом собственного  поведения, а в итоге и жизни);

- признание  права ребенка на самобытность, индивидуальные проявления;

- главная  цель воспитания – нравственное  развитие, раскрытие и развитие  способностей воспитанника; снятие  барьеров между учителем, воспитателем  и учеником, воспитанником;

- диалогичность  общения – основа отношений  «учитель (воспитатель) – ученик (воспитанник)»; ученик в классе, воспитанник в группе – субъект всего происходящего;

- развитие  мотивации детей в социально  значимой и познавательной деятельности;

- эмпатийность  как способность чувствовать  настроение другого и сопереживать ему – одно из главных профессиональных качеств педагога; наказание должно укреплять чувство собственного достоинства ребенка;

Информация о работе Общие вопросы психологии сиротства в современной России