Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:38, реферат
В момент оплодотворения возникает генетическая основа того, что люди назвали полом. Одна из 23 пар хромосом – называемая половыми хромосомами – получает либо X-хромосому, и возникшая комбинация XX будет означать появление существа женского пола, либо 23 пара будет иметь патент XY ведущий к формированию морфологических особенностей, свойственных мужчине.[1]
Родители с волнением и нетерпением ждут ответов врачей мальчик или девочка? Ведь они такие разные. Разные по взглядам, ощущениям, чувствам. К мальчику и девочке нужен особый индивидуальный подход. Особое место здесь занимает обучение.
Введение.
Глава 1.
Мальчики и девочки – два разных мира
1.1. Пол и учебно-воспитательная деятельность.
1.2. Интересы мальчиков и девочек к разным предметам.
1.3. Успешность выполнения интеллектуальных тестов и учебная успеваемость.
Глава 2.
Педагог и ребенок.
2.1. Образы мальчиков и девочек в сознании педагогов.
Глава 3.
Обучение.
3.1. Стили научения.
3.2. Совместное или разнополое обучение?
Заключение.
Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. ПУШКИНА»
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
Психология
Тема:
Обучение с учетом половых различий
Работу выполнила:
Захарова Н.С.
Студентка 2 курса
филологического ф-та
Работу проверила:
Толызина Н.Ф.
Санкт-Петербург
2008
Оглавление.
Введение.
Глава 1.
Мальчики и девочки – два разных мира
1.1. Пол и учебно-воспитательная деятельность.
1.2. Интересы мальчиков и девочек к разным предметам.
1.3. Успешность выполнения интеллектуальных тестов и учебная успеваемость.
Глава 2.
Педагог и ребенок.
2.1. Образы мальчиков и девочек в сознании педагогов.
Глава 3.
Обучение.
3.1. Стили научения.
3.2. Совместное или разнополое обучение?
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
23
В момент оплодотворения возникает генетическая основа того, что люди назвали полом. Одна из 23 пар хромосом – называемая половыми хромосомами – получает либо X-хромосому, и возникшая комбинация XX будет означать появление существа женского пола, либо 23 пара будет иметь патент XY ведущий к формированию морфологических особенностей, свойственных мужчине.[1]
Родители с волнением и нетерпением ждут ответов врачей мальчик или девочка? Ведь они такие разные. Разные по взглядам, ощущениям, чувствам. К мальчику и девочке нужен особый индивидуальный подход. Особое место здесь занимает обучение.
На сегодняшний день это одна из самых острых проблем – обучение с учетом половых различий. В большинстве российских школ, да и вообще во всех школах мира, этот аспект особо не освещается и не предусматривается. Большинство учителей – женщины и им легче найти контакт с девочками, а мальчики остаются в стороне. Справедливо и правильно ли это? Нет.
Я ставлю перед собой задачу рассмотреть эту проблему с разных сторон. В первую очередь, я должна определить, чем отличаются мальчики и девочки, какие особенности присущи тем, и отсутствуют у других. А исходя из этого, как обучать их, разграничив эти два понятия? Раздельное или совместное обучение?
23
Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное – учитывает ли их половые особенности при подаче учебного материала и воспитании. Ведь вся учено-методическая литература практически бесполая. Во многих методических пособиях мы видим неумолимое: «Ребенок в 1 год должен… в четыре года должен… к 7 годам должен». И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. А вот таблицы таких сравнительно мало существенных для будущей жизни ребенка показателей, как рост и вес, составлены отдельно для мальчиков и для девочек. Значит, вес тела разный, вес мозга соответственно, разный, а все то, что является результатом их деятельности (произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление, память и т. Д.) одинаковое? Конечно, нет.
Дело, естественно, не в таблицах с разными для мальчиков и девочек нормативов развития психических функций (например, в отношении интеллекта такие таблицы есть), а в том, насколько правомочными будут эти нормативы, если одни авторы отмечают различия по этим функциям, а другие их отрицают. Нужны обоснованные рекомендации о том, как воспитывать и учить мальчиков и девочек. Разве справедливо, что девочек чаще хвалят, с ними чаще рассуждают, а когда разговаривают с мальчиками, то чаще всего ограничиваются прямыми указаниями (отнеси, сходи, перестань).
Важно и другое: нужно корректировать оценки, которые дают педагоги (да и вообще взрослые) мальчикам и девочкам. Опрос учителей, проведенный Еремеевой В. Д., на предмет выявления характеристик их учащихся, выявил, что негативные характеристики приписывались мальчикам значительно чаще, чем девочкам. На вопрос – какие «самые хорошие» и «самые плохие» дети запомнились за многие годы их работы – в первом списке преобладали девочки, а во втором мальчики. Мальчики в глазах учителей чаще неряшливые, молчаливые, возбудимые, упрямые, нетерпеливые, с излишне высокими сомнением. Девочки же более старательные, застенчивые, владеющее собой, ловкие, боязливые, нерешительные. Неудивительно, что у 19 и 20 воспитательниц детского сада в ранжированном списке их воспитанников (по наименьшему числу негативных качеств) все первые места отдали девочкам 11, а последние места мальчикам – 9. В то же время психолог, оценивая тех же детей, не дал явных предпочтений ни мальчикам, ни девочкам.
Приведенные примеры свидетельствуют о разном подходе педагогов к мальчикам и девочкам на интуитивном уровне, во многом ведущем к неадекватному отношению к детям разного пола. В то же время на осознанном уровне, несмотря на понимание различий между лицами мужского и женского пола в способностях, интересах и склонностях, особенностях поведения, педагогика до сих пор остается бесполой. Единственно, где учитываются половые различия – уроки труда, но и это вызывает негативную оценку некоторых психологов (Н. В. Ходырева, 1997, Г. Компейре, 1910). У многих психологов, нейрофизиологов и педагогов беспокойство по поводу искаженного воспитания мальчиков и девочек и неадекватности способов их обучения, а в итоге развития личности. По данным А. С. Волович (1990), среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки. А юноши, попавшие в число таких, обладают традиционно женскими качествами: примерное поведение, усидчивость, исполнительность и т. п.[2]
Многие авторы отмечают различия в характере познавательных интересов мальчиков и девочек: девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам – естественно-научного. Еще Н. Д. (1962) выявил, что наибольшее число выборов у мальчиков получила математика, А У ДЕВОЧЕК – ЛИТЕРАТУРА.
М. А. Меньщикова (1979) обнаружила отчетливые половые различия в учебно-познавательных интересах учащихся 5-10 классов. Эти данные представляют особый интерес в связи с большим контингентом обследованных школьников (более 5000) во многих регионах бывшего СССР, а также в связи с тем, что исследование было проведено путем двух срезов с интервалами между ними в 10 лет. Это позволило судить о том, насколько устойчивы выявляемые тенденции.
Повсеместно у юношей на первом месте стоит устойчивый интерес к математике, на втором у физики и на третьем к истории. Девушки тоже предпочитают математику, затем (по убывающей) литературу, химию, физику. При этом есть различия между городскими и сельскими школами. У сельских школ на первом месте стоит литература, на втором – химия и лишь затем математика.
Из предметов, которые не нравятся, у юношей на первом месте находится иностранный язык, астрономия, обществоведение, а у девушек – физика, география, астрономия, обществоведение.
По данным Э. Э. Грузиной (2001), у студентов математического факультета 60% юношей считали самым и любимыми предметы, связанные с программированием, а 65% считали их самыми главными. Число таких девушек было значительно меньшем (соответственно 17% и 41%).
Очевидно, что интерес к разным учебным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира. Д. П. Барам (1984) приводит данные о соотношение среди восьмиклассников лиц с преобладанием образных или вербальных компонентов познавательных процессов. Оказалось, что среди тех, у кого преобладали вербальные компоненты, было 13 мальчиков и 6 девочек, а среди тех, у кого преобладали образные компоненты, - 3 мальчика и 16 девочек. Эти данные весьма красноречиво говорят о том, что среди девочек больше лиц с преобладанием второй сигнальной системы. Естественно, это не может не отразиться как на интересе к различным предметам, так и на успеваемости по ним.
По данным Д. П. Барама, интересы к разным предметам у первосигнальщиков и второсигнальщиков выглядят следующим образом (см. Пр. таблица 1)
В этой таблице обращают на себя внимание различия между мальчиками и девочками, у которых отсутствует преобладание одной из сигнальных систем. У девочек явно выражена склонность к изучению литературы и языков, а у мальчиков – к точным дисциплинам (математике, физике, химии), а также труду, физкультуре, истории, географии и биологии.
Е. А. Шумилов выявил различное понимание значимости любимого предмета у юношей и девушек. Юноши чаще, чем девушки, отмечают его влияние на умственное развитие (соответственно 55% и 42%), а девушки чаще, чем юноши, - на его значимость в народном хозяйстве (соответственно 26% и 19%). [3]
Если группе детей задать вопрос, например, о происхождение человека (это исследование московского педагога-искусствоведа Н.Л. Кульчинской), то впереди выступают девочки и, перебивая друг друга, говорят о том, что человек произошел от обезьяны. Мальчики молчат. Тогда попробовали увести девочек и задать тот же вопрос только мальчикам. Сначала тишина, а потом фейерверк версий: от обезьяны, от «клетки ребра человека», прилетели из космоса, зародились в море и т.д. Почему же так происходит?
У девочек в дошкольном и младшем возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом «паспортном возрасте» выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.
Обратимся к истории. В. А. Гедокян напоминает, что вязание изобрели в Италии в XIII веке мужчины и в течение нескольких веков это было сугубо мужское занятие. Затем вязание начали осваивать женщины и довели процесс до такого совершенства, что мужчины уже не смогли с ними конкурировать и отступили. Теперь вязание – дело сугубо женское. И так было во всем. Сначала профессию осваивали мужчины, а потом женщины доводили ее до высот совершенства.
В любой деятельности, требующей поиска, свежего, нестандартного решения, впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам.
Мальчики чаще решают геометрическую задачу с помощью геометрических, пространственных методов: они мысленно поворачивают сравниваемые фигуры в пространстве и накладывают одну на другую.
Девочки и учительницы геометрии, обозначают все углы и стороны буквами и дальше действуют буквенными символами и с выученными шаблонами-теремами. Соответственно геометрические методы они практически не применяют. Но в школе действует принцип «делай, как я», и учительница требует от мальчика несвойственной ему речевой стратегии решения изначально неречевых, пространственных задач. А ведь геометрия – наука для мужчин.[4]
23
Определение успешности выполнения различных интеллектуальных тестов (стандартизированных тестов достижений) показало, что мальчики начальной школы получали значительно более высокие баллы в заданиях относящихся к естественным и общественным наукам и к математическому мышлению, девочки – в орфографии, в употреблении языка и в арифметических вычислениях.
В США анализ результатов Предварительного теста академических способностей (PSAT) с 1960 по 1983 года тоже выявил статистически значимые половые различия: девочки, в среднем показали лучшие результаты в грамматике, орфографии и более высокую скорость восприятия информации. Мальчики, в среднем, отличились лучшим пространственным воображением, большими успехами в математике в старших классах и более развитым механическими способностями. Не было выявлено различий в способностях рассуждать при работе со словесным, числовым и образным материалом.
Вопрос о соотношении школьной успеваемости и пола изучался многими учеными. Однако полученные результаты расходятся: по мнению одних авторов лучше успевают мальчики, по мнению других девочки, третьи вообще не обнаружили различий. Об этом, например, свидетельствуют данные, приведенные в работе В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (см. Пр. таблица 2). Как видно из этой таблицы, девочки лучше успевают, чем мальчики, в основном до 7-го класса. Затем успеваемость у тех и других становится практически одинаковой.
Среди девочек реже встречаются отстающие и чаще – хорошо успевающие. Даже в авиационных училищах женщины получают лучшие оценки, чем мужчины, с тем же самым показателем способностей.
Неуспеваемость у мальчиков отмечается в 2 раза чаще, чем у девочек, а по данным многих стран среди неуспевающих 75% составляют мужчины. Неудивительно, что, несмотря на более высокие в среднем показатели интеллекта, отсев из вузов значительно выше среди юношей.
Т. В. Фомичева и А. И, Ходор изучали этот вопрос на большом контингенте детей 7-8 лет (633 мальчика и столько же девочек). В младших классах успеваемость у девочек по основным предметам (чтение, письмо, математика) заметно выше, чем у мальчиков. Найденные различия были небольшими, но статистически значимыми. Особенно заметными были различия по письму. Сочинения девочки пишут лучше, у них больше связности и описательности, больше внимания уделяется деталям, хотя по фантазии они не превосходят мальчиков. Среди отличников девочек было 67,4%, а среди учащихся с удовлетворительными отметками – 56% мальчиков.