Обучение слепых детей рельефному шрифту Брайля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:42, реферат

Описание

Цель исследования – выявить эффективность обучения рельефному шрифту Л. Брайля слепых учащихся с нормальным и нарушенным интеллектом для их социально-трудовой адаптации.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить условия обучения слепых детей рельефному шрифту Л. Брайля.
2. Проанализировать развитие системы Л. Брайля и ее настоящее положение в системе специального образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические условия обучения слепых детей с нормальным и нарушенным интеллектом рельефному шрифту Л. Брайля…………………………………………………………………………….5
2. Становление системы Брайля как основы письменности и получения знаний для слепых…………………………………………………………......................…7
3. Особенности обучения слепых детей системе Брайля…………………10
4. Перспективы изучения системы Брайля с развитием современных информационных технологий………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список источников………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Реферат по аудио-визуальным технологиям обучения - 2 курс, спец. психология.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по аудиовизуальным  технологиям обучения

на тему:

Обучение слепых детей  рельефному шрифту Брайля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Психолого-педагогические условия обучения слепых детей с нормальным и нарушенным интеллектом рельефному шрифту Л. Брайля…………………………………………………………………………….5
  2. Становление системы Брайля как основы письменности и получения знаний для слепых…………………………………………………………......................…7
  3. Особенности обучения слепых детей системе Брайля…………………10
  4. Перспективы изучения системы Брайля с развитием современных информационных технологий………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….17

Список источников………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Подготовка к жизни  слепых и включение их в производственные отношения является важнейшей социальной задачей. В современных условиях остро стоят проблемы социально-трудовой адаптации незрячих, их трудоустройства  и обучения. В сложившейся социально-экономической ситуации обучение детей с глубокими нарушениями зрения еще в большей степени требует усиления внимания к тем научно-методическим аспектам тифлопедагогики, которые ориентированы на обеспечение условий для самореализации незрячих в различных сферах жизни.

Совершенно очевидно, что необходим поиск новых  подходов создания рациональных методик  обучения, коррекции и реабилитации инвалидов по зрению. Совершенствование  обучения в условиях школ для детей  с нарушением зрения в немалой  степени зависит от технической оснащенности и обеспеченности учебного процесса.

Особенно социально  значима проблема обучения слепых детей  с комплексным дефектом, у которых  нарушение зрения сочетается с умственной недостаточностью или задержкой  психического развития.

Исследования А.В. Хватовой (1995) свидетельствуют о том, что у 88% слепых детей наблюдаются задержки интеллектуального развития. Эта тенденция отмечается и во многих зарубежных странах. Среди учащихся начальных классов школ для слепых нарушения зрения в 77,6% сопровождаются задержкой психического развития, олигофренией в степени дебильности, остаточными явлениями органических нарушений ЦНС и некоторыми другими первичными нарушениями (Л.И. Солнцева, 1999). Вместе с тем Л.И. Солнцева (1998) связывает нарушения первичной работоспособности детей с патологией зрения в значительной степени и с особенностями социально-исторической ситуации в России в настоящее время, с современным состоянием системы воспитания и реабилитации этих детей. Именно поэтому особенно актуальны задачи нахождения новых средств и методов педагогической помощи учащимся школ для слепых и слабовидящих.

В существующих условиях обострилась проблема всестороннего  переоснащения специальной школы. Решение этих задач неразрывно связано  с разработкой, созданием и практическим использованием специальных комплектов тифлотехнических средств учебного назначения (О.Л. Алексеев, 1992).

Проблема использования  учебных тифлотехнических средств  рассматривалась с различных  позиций B.C. Сверловым, Р.С. Муратовым, О.Л. Алексеевым, М.М. Германовым, И.Б. Лесиным, Л.А. Семеновым, А.Е. Пальтовым, В.А. Усиком, В.Н. Смирновым и многими другими.

Отдельные аспекты этой проблемы, включая вопросы методики обучения письму и чтению по системе  Л. Брайля, изучались Л.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, Л.И. Солнцевой, Н.С. Костючек, B.K. Рогушиным и др.

Изучение и анализ литературных источников позволяет  установить, что до настоящего времени, несмотря на использование тифлотехнических средств, при обучении слепых детей, имеющих отклонения в интеллектуальной сфере, не были специально разработаны и практически использованы приборы для начального этапа обучения рельефно-точечному шрифту Л. Брайля. Обучение слепых детей с нарушенным интеллектом рельефному шрифту имеет специфические особенности, обусловленные комплексностью нарушений в развитии (Л.И. Солнцева, 1999, Н.С. Костючек, 1977).

Таким образом, в тифлопедагогике  существует противоречие между недостаточностью теоретической разработки проблемы и практической  
необходимостью в обучении слепых детей шрифту Л. Брайля с помощью специальных технических средств, между практической потребностью того, чтобы дети были готовы к обучению в начальных (подготовительных) классах специальной школы, и существующими затруднениями, которые испытывают слепые дети при изучении азбуки Л. Брайля. Эти противоречия в существенно большей степени проявляются при обучении слепых детей со сниженной интеллектуальной сферой.

Все это и определяет актуальность исследования.

Объект исследования – процесс обучения рельефной  грамоте (чтению и письму) по системе Л. Брайля.

Предмет исследования –  технология обучения детей с нарушениями  зрения и интеллекта рельефному шрифту Л. Брайля.

Гипотеза исследования: обучение слепых детей с нормальным и нарушенным интеллектом рельефному шрифту Л. Брайля является жизненно необходимым шагом на пути их подготовки к жизни.

Цель исследования –  выявить эффективность обучения рельефному шрифту Л. Брайля слепых учащихся с нормальным и нарушенным интеллектом  для их социально-трудовой адаптации.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить условия  обучения слепых детей рельефному  шрифту Л. Брайля.

2. Проанализировать развитие  системы Л. Брайля и ее настоящее  положение в системе специального  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психолого-педагогические  условия обучения слепых детей  с нормальным и нарушенным  интеллектом рельефному шрифту  Л. Брайля.

 

Прогресс, достигнутый  в борьбе со слепотой к началу XXI в., привел к тому, что резко сократилось  количество слепых детей, изменились основные причины и клинические формы детской слепоты и в общем контингенте слепых детей значительно увеличилось число обладающих в той или иной степени сохранившимся зрением.

Количество слепых по отношению ко всему населению  различно для разных возрастных групп. Слепых молодого возраста значительно меньше, чем слепых более старшего возраста. Имеющиеся в литературе статистические сведения дают лишь приблизительное представление о числе слепых к концу XX столетия. Эти данные порой бывают весьма противоречивы, так как основываются на разнородном материале и представляются разными категориями исследователей (социологами, офтальмологами, педагогами и пр.). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 1995 г. в мире насчитывалось 685 тыс. слепых детей. На 1999 год по данным ВОЗ на земном шаре насчитывается около 45 млн. инвалидов по зрению. 80 % - в развивающихся (в третьих странах).

С каждым годом диагностика  всех аномалий развития у детей улучшается, и уточняются статистические данные. Несмотря на очевидность необходимости учета слепых детей, в настоящее время трудно представить четкую картину численности слепых детей в разных странах мира.

В связи со значительным количеством слепых детей школьного  возраста весьма остро стоит вопрос об их приспособлении к условиям общественной жизни и в первую очередь об их образовании. По данным ВОЗ, в 1998 г. во всех странах мира обучалось только 65000 тыс. слепых детей, т.е. совсем небольшая часть всех слепых школьного возраста. В России в 1998 году имелось 72 школы для слепых и слабовидящих, где обучалось около 12000 детей.

Система обучения и воспитания детей с нарушениями развития является неотъемлемой составной частью единой системы народного образования  
России. Существующая в нашей стране система специального обучения и воспитания аномальных детей уже по своей организационной структуре является строго дифференцированной и соответствует реальной представленности качественно различных типов нарушений физического и умственного развития детей школьного и дошкольного возраста.

Ведущим специфическим  принципом специального обучения и  воспитания, отсутствующим в общей  педагогике, является принцип коррекционной  направленности. Он реализуется во всех компонентах учебно-воспитательного  процесса. Коррекционная направленность обучения и воспитания предполагает квалифицированное знание и учет структуры дефекта аномального ребенка, опору на выявление и использование его потенциальных возможностей. При этом огромное значение придается раннему началу коррекционного воспитания и обучения детей.

Принцип коррекционной  направленности обучения и воспитания детей с нарушениями умственного  и физического развития в специальном  учебно-воспитательном процессе находит  свое реальное воплощение в дифференцированном подходе к обучению аномальных детей разных категорий. Дифференцированное обучение и воспитание в специальных учреждениях разного типа обеспечивает необходимые условия для развития детей различных категорий. Внутри специальных школ дифференцированной системы осуществляется адекватная структуре дефекта индивидуализация обучения.

Специальные школы - интернаты  для слепых детей предусматривают  по своей структуре одно-, двух- или  трехгодичные дошкольные отделения  и двенадцатилетнее школьное образование. В школах для слепых детей обучаются как тотально слепые, так и дети, имеющие остаточное зрение, с  
нормальным и пониженным интеллектом. Слепые дети с олигофренией в степени дебильности выделяются в специальные классы.

Л.И. Солнцева (1998, 1999 гг.) провела обобщающий анализ результатов исследований ряда авторов по изучению контингента детей школ для слепых и слабовидящих в разные периоды времени. Полученные данные показывают, что существенно увеличилось количество детей, у которых зрительному заболеванию сопутствует нарушение интеллекта. Подобная тенденция характерна и для многих зарубежных стран. Вместе с тем, Л.И. Солнцева (1988) указывает на увеличение количества детей со сниженной интеллектуальной активностью в обучении, причиной чего, по ее убеждению, является не нарушение зрительного анализатора, а неадекватность социальных условий их воспитания и неподготовленность к школьному обучению. Успешность обучения во многом зависит от уровня готовности детей к школе, от уровня их психического развития (Н.С. Костючек,1974г.).

Такая неподготовленность, на наш взгляд, будет являться дополнительным тормозящим фактором и при освоении этими детьми азбуки Л. Брайля.

Школы для слепых детей  ставят своей задачей компенсацию  слепоты за счет использования слухового, кожного, двигательного и других видов восприятия. Начальные классы школ слепых работают по специальным программам, отражающим специфику развития детей.

Система обучения в школе  слепых строится на основе развития осязания у детей и адресованной осязанию знаковой системе Л. Брайля. Слепые учащиеся, имеющие остаточное зрение, пользуются в приобретении учебной информации бисенсорным восприятием, что требует создания специальной наглядности, воспринимаемой как осязанием, так и остаточным зрением.

В школах для слепых обращается особое внимание на лечебно-профилактическую и восстановительную работу. Она проводится медицинскими работниками с участием учителей и воспитателей.

Изменения социального  порядка, происходящие в настоящее  время в нашей стране, оказывают  существенное влияние на организацию обучения и воспитания слепых детей, имеющих трудности в обучении. Возникает необходимость в поисках новых форм и содержания обучения, возрастает роль семьи в подготовке ребенка с нарушенным зрением к школе.

 

2. Становление системы  Брайля как основы письменности и получения знаний для слепых.

 

Точечная система Брайля, которой пользуются слепые всего  мира, в своём развитии прошла долгий путь исканий и усовершенствований. Сначала это были попытки одиночек. Упоминания о них находим в XVI-XVII веках, например, в трудах доктора математики и естествоиспытателя Героламо Кардано из Милана, затем Эразма Роттердамского в Нидерландах и, наконец, Педро Мексиа в Севилье. К сожалению, эти источники не раскрывают нам способов, которыми пользовались тогдашние одиночки-слепые. Несколько подробнее этот вопрос освещается в публикации за 1670 год аббата Лана Бретчианского. Хотя сам он никогда слепых не обучал и мало знал об их возможностях, но своими советами, неизвестно откуда почерпнутыми, аббат всё же донёс до нас некоторые способы индивидуального письма слепых. Так, он предлагал слепым вместо изучения букв зрячих пользоваться особым шрифтом, в основу которого он положил таблицу, являющуюся прообразом таблицы Шарля Барбье.

Но вот английский богослов и историк Бёрнет в письме к Вильгельму Оранскому указывает уже на конкретную слепую Эстер - Елизавету Вальдкирх, поразившую его разносторонностью своего образования, говорившую и писавшую на французском, английском, немецком и латинском языках. Усвоив буквы плоского шрифта, вырезанные рельефно на доске, она научилась писать карандашом довольно бегло по доске с натянутыми проволоками; но сама прочесть написанное, разумеется, не могла. Между прочим, её учителем был знаменитый математик того времени Якоб Бернулли.

Конец XVIII века стал началом  образования слепых. И незадолго  до Французской революции 1789-1794 гг. нашёлся человек, приступивший к  практическому осуществлению этой гуманной идеи. Это был француз  Валентин Гаюи (1745-1822). Конечно, рельефное  тиснение уже давно было известно зрячим печатникам, но только внимательный и целенаправленный ум В. Гаюи определил, что рельефным шрифтом можно воспользоваться для обучения слепых. Он выбрал курсивный французский шрифт, в котором заглавные буквы (вместе с их надстрочными и подстрочными знаками) были высотой в 12 мм, а строчные буквы в 5-6 мм. В 1786 г. появились первые книги, напечатанные таким шрифтом. В течение двадцати лет этот рельефный шрифт почти не подвергался изменениям. Затем, наряду с линейным шрифтом Гаюи, стал применяться прямой латинский шрифт Лезюэра. А позже шрифт Гаюи был неудачно "подправлен" г-ном Гилье, директором парижского института слепых и получил название "Итальянский". Правда, во Франции он продержался недолго, зато в Италии им пользовались довольно длительный срок.

Информация о работе Обучение слепых детей рельефному шрифту Брайля