Обучение слепых детей рельефному шрифту Брайля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:42, реферат

Описание

Цель исследования – выявить эффективность обучения рельефному шрифту Л. Брайля слепых учащихся с нормальным и нарушенным интеллектом для их социально-трудовой адаптации.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить условия обучения слепых детей рельефному шрифту Л. Брайля.
2. Проанализировать развитие системы Л. Брайля и ее настоящее положение в системе специального образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические условия обучения слепых детей с нормальным и нарушенным интеллектом рельефному шрифту Л. Брайля…………………………………………………………………………….5
2. Становление системы Брайля как основы письменности и получения знаний для слепых…………………………………………………………......................…7
3. Особенности обучения слепых детей системе Брайля…………………10
4. Перспективы изучения системы Брайля с развитием современных информационных технологий………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список источников………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Реферат по аудио-визуальным технологиям обучения - 2 курс, спец. психология.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

С каждым новым годом  в школе ребенок все больше и самостоятельнее пользуется брайлевским  учебником, заучивает алгоритмы, работает со словарем, ориентируется в нахождении нужной страницы, памятки или правила, самостоятельно работает с энциклопедическим словарем.

 

4. Перспективы изучения  системы Брайля с развитием  современных информационных технологий.

 

Трудно переоценить  значение компьютерной революции, которая  полным ходом идёт во всех отраслях экономики, науке и технике, производстве и бизнесе, в искусстве, юриспруденции и т.д. И, конечно же, в учебном процессе высшей и средней школы. Речь теперь идёт не об отдельных преимуществах, которые может дать компьютер в той или иной отрасли, а о том, что без компьютера становится трудно себе представить не только технологические и управленческие производственные процессы, обучение в вузах и средней школе, но и просто повседневную жизнь. Для незрячих студентов и специалистов компьютерная техника даёт дополнительные возможности, которые, в зависимости от степени овладения ею, могут сделать их независимыми от зрячих помощников. Лет 10-15 назад мы слышали о западных, очень дорогостоящих аппаратах, которые позволяли незрячему читать плоскопечатные тексты. Таких аппаратов в нашей стране были единицы, и демонстрировались они как музейные экспонаты, которые нельзя трогать руками. Сейчас достаточно к обыкновенному компьютеру, оснащённому брайлевской строкой или синтезатором речи подключить сканер - и проблема чтения книг и газет для незрячего пользователя решена. В реальной жизни эта и иные подобные проблемы решаются далеко не так просто, но конечный результат стал гораздо достижимее, и он находится в пределах наших возможностей. Очень важно теперь не отстать и максимально использовать современные технические, экономические, финансовые возможности, интеллектуальный потенциал и, наконец, энтузиазм наших профессионалов в подготовке будущих специалистов к полноценной жизни и работе в нелёгких условиях современного общества.

Компьютерная грамотность  учащихся школ для слепых и слабовидящих детей в свете вышесказанного становится одним из важнейших факторов стимулирования, выявления и подготовки будущих абитуриентов вузов из их числа. Ну а что же Брайль? Система, которая на протяжении двух веков делала незрячих людей грамотными, уживётся ли с современными технологиями? Программы экранного доступа дают две возможности незрячему пользователю воспринимать информацию - на слух, посредством синтеза речи и тактильно, с помощью аппарата, преобразующего информацию в рельефно-точечные символы. Практика показала, что система Брайля для тактильного восприятия символов информации - самая оптимальная; даже рельефное изображение обычных знаков не воспринимается так, как различные сочетания из шести точек. Также и компьютерное брайлевское восьмиточие, с помощью которого можно было бы установить полное соответствие всех основных символов компьютерной кодировки (а их 256) различным сочетаниям из 8 точек. Итак, речевой синтез и брайлевский дисплей. Что удобнее? На этот вопрос нет исключающего ответа. Всё зависит от характера работы пользователя. Если она связана с редактированием текстов, то, не имея визуального контроля, только с помощью звука невозможно гарантировать качество работы. В то же время переработку большого объёма информации иногда рациональнее осуществлять с помощью синтеза речи. Вывод один - обе системы имеют право на существование с дополнением, а не взаимоисключением друг друга. Главная проблема для широкого распространения именно тактильных дисплеев - экономическая. На сегодняшний день стоимость таких устройств в несколько раз превышает стоимость самого компьютера, но возможности, которые они дают, ни с чем не сравнимы, и будущее, несомненно, за ними.

Сейчас во всех школах, в том числе для слепых и  слабовидящих детей, введены курсы  основ информатики и вычислительной техники. Произошло это настолько  бурно и стремительно, что далеко не все руководители и преподаватели  школ смогли сразу адекватно оценить ситуацию, но процесс, как говорится, пошёл, наметились реальные проблемы, которые в различных школах решаются по-разному. Первая проблема - приобретение компьютеров и соответствующих тифлосредств. К счастью, эта проблема оказалась не самой непреодолимой даже для далёких региональных школ. Благодаря ИПТК "Логос ВОС", министерству образования РФ, депутату Госдумы РФ - зам. председателя комитета по образованию - О.Н. Смолину, другим уважаемым организациям и личностям, принимающим участие в этом деле, большинство школ для слепых и слабовидящих такую технику и необходимое программное обеспечение имеют. Проблема более серьёзная - подготовка специалистов для обучения компьютерной грамотности. Не секрет, что многим учителям в массовых школах самим приходится изучать компьютер наравне с учениками. В наших специальных школах, вдобавок ко всему, приходится осваивать довольно сложную тифлотехнику, которая требует определённой квалификации. Дорогостоящая тифлотехника в лучшем случае присутствует в кабинетах информатики, умиляя своих руководителей и разного рода комиссии, а в худшем - пылится где-нибудь в кладовках нераспакованная. Конечно, эту проблему необходимо рассматривать только в контексте с основной кадровой проблемой школ для слепых и слабовидящих, где значительно упал уровень дефектологического образования самих учителей. Помощь учителям и учащимся при заинтересованности и положительном отношении администраций школ могут оказать незрячие специалисты, уже использующие компьютерную технику, которым не чужды проблемы будущих поколений. Такие специалисты есть не только в столице и крупных городах, но и в регионах. Неоценимую поддержку в этом могут также оказать работники специальных библиотек для слепых, которые наравне со школами, а иногда и гораздо богаче оснащены компьютерами, брайлевскими дисплеями и принтерами. По роду своей деятельности они обладают информацией о незрячих специалистах региона, сотрудничают с ними.

Что же даёт компьютерная грамотность незрячим школьникам, и  каковы особенности её овладения  по сравнению с учащимися обычных школ? Кроме физической независимости от зрячих помощников, незрячие пользователи получают самостоятельный доступ к обширной информации, что может способствовать их последующей профессиональной ориентации. Причём, недостаточно просто обеспечить технический доступ к огромному информационному пространству, но и необходимо научить школьников быстро и безошибочно находить в нём то, что им нужно. Умение незрячих школьников использовать возможности, предоставляемые компьютерными технологиями, позволит им максимально снять ограничения, связанные с отсутствием или недостатком зрения, в освоении учебных программ вуза.

Как показывает практика, для эффективной работы незрячие пользователи вынуждены изучать  компьютерные системы гораздо глубже, даже не потому, что они в силу физических недостатков должны иметь преимущество в знаниях, а просто из-за того, что имеющаяся в их распоряжении тифлотехника несовершенна и предполагает использование таких систем, которые уже не применяются в общепользовательском плане. Так, операционная система DOS в обычных школах практически не изучается, так как в ней нет необходимости, но все брайлевские принтеры, большинство брайлевских строк и речевых синтезаторов работают только под DOS, поэтому для незрячих эта система остаётся жизненной необходимостью. Однако, несмотря на особенности, уровень компьютерной грамотности незрячих ни в коем случае не должен быть ниже общепользовательского. Хотя в силу объективных причин зрячие и незрячие пользователи компьютера приходят к достижению этого уровня разными путями: зрячие опираясь на визуальные ощущения, на аналогии с повседневной жизнью, незрячие - большей частью с помощью аналитического мышления, более глубокого знания основ. Так, "вынужденное" более глубокое изучение DOS, файловой структуры помогает незрячему лучше разобраться в принципе действия "окон", "кнопок" и других структур общеиспользуемой системы Windows.

Начальным и одним  из важных этапов работы с компьютером  незрячих школьников является освоение клавиатуры. В Московской школе для незрячих уже накоплен достаточный опыт по обучению "слепому" десятипальцевому методу работы с клавиатурой. Материалы по этой теме, специальные обучающие программы и "тренажёры" можно найти в сети Интернет и в электронных конференциях незрячих специалистов. От скорости набора напрямую зависит эффективность интеллектуальной работы пользователя. Одновременно с освоением клавиатуры происходит знакомство с текстовыми редакторами. Школьники видят явные преимущества, которые даёт компьютерный набор текстов.

Итак, освоив клавиатуру и текстовый редактор, получив  основы работы в операционной системе, научившись запускать и использовать различные программы, школьник приобретает  базу для самостоятельной работы с компьютером, которая будет  способствовать дальнейшему выбору его профессии, выявлению его творческих способностей. Он может дальше изучать возможности компьютера: познакомиться с основами программирования, с организацией баз данных, электронных таблиц, локальных и глобальных сетей, получить представление о всемирной паутине Интернет и электронной почте и, самое главное, весь этот арсенал использовать в процессе своего дальнейшего обучения и последующей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Проанализировав различные  литературные источники по затронутой нами теме, можно сделать вывод, что система Брайля – основа основ получения знаний и интеграции незрячих в общество.

Необходимо обязательное обучение системе Брайля слабовидящих детей с тревожным прогнозом  по зрению. Данное знание значительно расширяет возможности слепых детей по получению и обработке информации, а также способствует общему развитию их осязательной чувствительности, используемой в значительной степени для ориентировки в пространстве и знакомстве с окружающим миром, и многих высших психических функций, таких как мышление и речь. Наличие разнообразных наглядных пособий, дидактических игр по развитию у детей осязания и мелкой моторики в специальных учебных заведениях и библиотеках для слепых способствует освоению системы Брайля.

В настоящее время  происходит усовершенствование различной  техники, в том числе компьютерной. Современные условия позволили  соединить систему Брайля с техникой, вследствие чего пользование компьютерными  технологиями стало для слепых доступным и удобным. Таким образом, слепым открылась новая сфера для саморелизации.

Создание доступных  центров компьютерных технологий, оснащенных адаптированной техникой, – современный  способ использования системы Брайля.

В итоге мы видим, что  наша гипотеза подтвердилась. Благодаря усвоению системы Брайля слепые дети имеют возможность получать большое количество информации и более-менее свободно выбирать будущую профессию. А благодаря освоению и компьютерных технологий эти возможности значительно расширяются. Незрячие люди могут получать качественное образование и заниматься также самообразованием, что в совокупности позволяет им почувствовать себя независимыми.

Образованные незрячие люди занимают достойное место в  жизни наравне со зрячими, это  сильные духом и способные к самостоятельной практической деятельности люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников.

 

1. www.dislife.ru

2. Масенко А.И. «Становление  системы Брайля как основы  письменности и получения знаний»  (2004)

3. www.trud-slepyh.ru

4. www.aonb.ru

5. Бандурина Е. А.  «Перспективы и проблемы изучения  системы Брайля» (2004)

6. Марусич Ж. В. «Использование современных компьютерных технологий в формировании информационной культуры незрячего пользователя» (2003)

7. www.rgbs.ru

8. Румянцева Т. К. «Роль информационно-компьютерных технологий в жизни инвалидов» (2005)

9. www.tiflocomp.ru



Информация о работе Обучение слепых детей рельефному шрифту Брайля