Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:42, реферат
Цель исследования – выявить эффективность обучения рельефному шрифту Л. Брайля слепых учащихся с нормальным и нарушенным интеллектом для их социально-трудовой адаптации.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить условия обучения слепых детей рельефному шрифту Л. Брайля.
2. Проанализировать развитие системы Л. Брайля и ее настоящее положение в системе специального образования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические условия обучения слепых детей с нормальным и нарушенным интеллектом рельефному шрифту Л. Брайля…………………………………………………………………………….5
2. Становление системы Брайля как основы письменности и получения знаний для слепых…………………………………………………………......................…7
3. Особенности обучения слепых детей системе Брайля…………………10
4. Перспективы изучения системы Брайля с развитием современных информационных технологий………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список источников………………………………………………………………18
Особого внимания заслуживает шрифт Барбье, так как это был первый точечный шрифт, своего рода предшественник шрифта Брайля. Совершенно не думая о нуждах слепых, капитан Шарль Барбье предназначал своё изобретение как тайнопись для военного ведомства Франции. Система была шифровальной, фонетической. Слова писались не по правилам орфографии, а так, как они произносились. В основу системы была положена квадратная таблица (6 строк, 6 столбцов), содержавшая 36 букв и буквосочетаний французского алфавита. Письмо производилось посредством накалывания точек в два столбика, по шесть точек в каждом столбике: первый столбик по количеству точек обозначал номер строки, а второй столбик - номер буквы в строке. Для письма Барбье пользовался весьма оригинальным прибором - доской с группой по шесть горизонтальных желобков. На эти углублённые линии накладывалась передвижная линейка с прямоугольными отверстиями. Точки накалывались металлическим грифелем. Собственно, это уже был прообраз письменного прибора Брайля.
В 1819 году Барбье демонстрировал
своё изобретение на парижской выставке
и упомянул, что по его системе
можно писать даже вслепую. Это натолкнуло
Гилье, директора парижского института
слепых, на мысль о применении этого
изобретения для своих воспитан
Ещё ниже была скорость чтения по системе Барбье, так как буквы состояли из многих точек, и не весь знак попадал под читающую подушечку пальца. Письмо было грамматически и орфографически неправильным. Ведь, по принципу Барбье, слова как произносились, так и писались. Знаков препинания не было, нельзя было вести математические и нотные записи.
Луи Брайль родился 4 января 1809 года в небольшом городке Купвре, вблизи Парижа. Его отец был шорником, и трёхлетний мальчик, играя инструментами отца, нечаянно поранил себе глаз, от него воспалился другой, в результате - полная слепота. Родители мужественно перенесли этот тяжкий удар судьбы и позаботились о развитии мальчика. Когда подошло время, сына определили в местную школу зрячих. Тогда он уже умел играть на скрипке, плести бахрому к упряжи и шить домашние тапочки. В 1819 году Луи зачислен в парижский институт слепых, где становится одним из способнейших воспитанников. Поэтому по окончании курса в 1828 году его оставили при институте сначала в должности учителя-репетитора, а затем просто учителя. Луи остро ощущал недостаток литературы для слепых. В самом деле, хотелось изучать историю, литературу, другие науки, а книг для слепых было очень мало, нот вовсе не было. Вот почему уже с 16 лет Луи задумался над проектом своей точечной системы письменности и в течение 12 лет совершенствовал его. Шла кропотливая работа, учитывались мнения и советы друзей. Свою систему Луи Брайль впервые обнародовал в 1829 году, но институтский совет её отклонил: зрячим коллегам она была непонятна. По настоянию слепых воспитанников института и взрослых слепых в 1837 году совет института снова рассмотрел систему, предложенную Брайлем. На этот раз было разрешено напечатать по системе Брайля первую книгу, то была "Краткая история Франции". Можете представить, какая это была трудоёмкая работа! Металлические матрицы изготовлялись полными шеститочиями, а затем сам Брайль вместе с друзьями при помощи зубила уничтожали лишние точки. И хотя в институте пользовались ещё линейным шрифтом и системой Барбье, а система Брайля изучалась лишь в кружках, но именно с выходом первой книги система Брайля начала своё трудное, но неодолимое шествие. В основе системы Брайля лежит чудесное по своей простоте шеститочие, из которого получились знаки не только для букв, но и для всех точных наук; музыканты и шахматисты, стенографы и радиолюбители благодарны гениальному французу.
О шрифте Брайля в России узнали сначала одиночки-слепые. Так, князь Дионисий Оболенский, ослепший в детстве, в 1859-60 гг. жил с родителями в Гейдельберге и выучился там писать по-французски, по-немецки и по-английски. Возвратившись на родину в 1861 году, юный князь разработал "русскую грамотку", тем самым став первоизобретателем русского Брайля. Наряду с русской азбукой Д.М. Оболенский разработал способ общения со слепоглухими и явился автором первой русской краткописи, которая, к сожалению, до нас не дошла. Известен также алфавит Полежаева, который не отличался ни особой оригинальностью, ни удобством подбора обозначений. Азбука, которой мы пользуемся сегодня, была введена в России в 1881 году. Её приспособила к русскому алфавиту первая учительница слепых г-жа Трумберг при содействии директора Дрезденского института слепых Г. Бютенера. Ввиду отсутствия отечественного печатного оборудования первые книги для русских школ слепых были заказаны в Берлине в типографии Шульца. А в самой России первая книга по Брайлю была напечатана лишь в 1885 году в Москве, в частной типографии г-жи А.А. Адлер. Это был "Сборник статей для детского чтения". Г-жа Адлер сама набирала и печатала книги на станке, приобретённом ею в Германии. С 1886 года книги стали печатать и в петербургском училище слепых на оригинальном и несложном ручном приборе, придуманном Г. Трейманом. В 1895 году училищу удалось приобрести печатный станок, на котором были сделаны пробные экземпляры брайлевских книг.
Не подлежит сомнению, однако, что количество рельефно-точечных изданий не может конкурировать с огромным обилием литературы для зрячих. Вот почему прогрессивные слепые во всём мире с большой надеждой восприняли появление в 1887 году международного языка эсперанто. Ведь книги, изданные на этом языке, могут читаться во всех странах. Да и возможности у слепых для изучения иностранных языков весьма скромны. Неслучайно слепоглухой швед Гаральд Тиландер высказался: "Если бы Заменгоф не придумал международный язык, его бы непременно создали слепые". Уже в 1901 году был создан брайлевский алфавит для эсперанто. А с 1904 года, вот уже почти сто лет, регулярно выходит ежемесячный журнал "Еsреrаntа Ligilo" ("Эсперантская Связь"). На страницах журнала, а также во время своих ежегодных конгрессов незрячие эсперантисты постоянно обсуждают проблемы, связанные с использованием брайлевской системы.
Система Брайля победила не путём каких-либо поощрительных мероприятий и не благодаря коммерческой ловкости изобретателя, а по своим внутренним непревзойдённым качествам, беспредельной логической, математической и методической продуманности всей системы.
3. Особенности обучения слепых детей системе Брайля.
В современной коррекционной
школе придается большое
Детей, поступающих в школы для слепых, условно можно разделить на две группы по использованию различных сенсорных систем:
а) тотально-слепые с YIS-1, имеющие светоощущение (с правильной и неправильной проекцией);
б) дети, имеющие остаточное зрение до 0.04, а в некоторых случаях и более высокое.
Система обучения детей первой группы опирается на их осязание и адресованную осязанию знаковую систему Брайля; второй группы - на бисенсорную основу системы обучения, опору на осязание, на систему Брайля с использованием нарушенной зрительной системы восприятия, требующей специальных условий для осуществления возможности зрительного восприятия осязаемого материала.
В содержание обучения начальных классов включены специальные разделы по изучению системы Брайля во все учебные предметы:
1. Чтение - изучение системы Брайля и системы Гебольда;
2. Математика - система математического кодирования;
3. Музыка - изучение нотной грамоты по системе Брайля;
4. ИЗО - система чтения рельефного рисунка (глубина, перспектива);
5. Труд - чтение рельефного чертежа.
Дети приходят в специальную школу в большинстве своем с очень бедным сенсорным опытом. Отсутствие или глубокое нарушение зрения приводит к полной или частичной несформированности представлений. Дети с трудом различают форму и цвет объектов, их удаленность, взаиморасположение. Осязание развито очень слабо, дети бывают даже не способны продолжительное время удерживать предметы: грифель, ложку, книгу и т.д., у них затруднена или отсутствует возможность овладения предметно-практическими действиями по подражанию, возникают большие трудности ориентировки в пространстве, в мобильности, отсутствует взаимодействие сенсорных и интеллектуальных функций, а это сдерживает развитие образного мышления.
Попадая в специальную школу, ребенок начинает постепенно овладевать системой Брайля: знакомится с брайлевским прибором и грифелем, брайлевские учебники по предметам, как и прежде, являются наиважнейшим средством обучения. В содержание их положен материал начальных классов массовой школы.
В брайлевских учебниках начального периода (дотекстовом) структура обучения построена на разнообразном иллюстрированном материале. Основной задачей этого периода является освоение ребенком прибора, работа грифелем, умение ориентироваться на страницах учебника и в клетке прибора.
Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями в овладении прибором и письмом, используются три основных направления:
- гимнастика пальцев и кистей рук;
- ориентировка на листе бумаги, в книге, на приборе;
- формирование элементарных графических представлений.
Развитию рук уделяется особое внимание на всех коррекционных уроках и в свободное время (игра с мозаикой и другими предметами, сгибание проволоки, моделирование из геометрических фигур, построение разных предметов из счетных палочек, лепка из пластилина, рисование, сгибание и разгибание бумаги, плетение).
Формирование грамматических навыков включает следующие аспекты:
- правильная осанка при письме и чтении;
- расположение учебника и тетради на рабочем столе;
- правильный захват грифеля (авторучки);
- умение с первых дней пользоваться закладкой.
В добукварный период дети учатся рассматривать картинки. Обследование начинается со знакомства с общей формой предмета, выделяются его отдельные признаки, затем предмет рассматривается на муляже или объемном макете (в школе имеется хорошая база наглядности).
Нумерацией точек при письме и чтении дети овладевают с помощью колодки и специальных штифов. Особая трудность возникает у учащихся с зеркальностью письма по Брайлю, т.е. с обратным положением букв при чтении по отношению к тем же буквам при письме. Помогает преодолеть эти трудности работа с прибором прямого чтения или упражнение в прочтении только что написанной строки; звуко-слоговой анализ при помощи следующих предложений: "Прохлопайте, сколько слогов в слове?", "Позовите слово к себе в гости" (определение ударения) и др.
В последнем издании по Брайлю "Русская азбука" введено новое обозначение согласных: если согласные мягкие, то на схеме слова они выделены цветкообразным расположением точек, если твердые - напечатана лишь одна буква (раньше гласный звук выделялся рельефным закрашиванием, а согласный был гладкий). Это облегчило понимание звуко-слогового анализа.
Знакомясь с новой согласной буквой, дети селят ее в специальный домик, где она живет в дружбе с изученными ранее гласными. Буква ходит в гости, образуя слогослияния, превращаясь в слова и даже целые предложения. Благодаря накопленному опыту учителей, школа выработала свою методику обучения.
Чтение по Брайлю проводится двумя руками, причем одна (чаще правая) осуществляет поисковую функцию, а другая - контролирующую. Пальцы обеих рук должны двигаться по строке слева-направо. При этом недопустима вибрация рук и движение пальцев по букве сверху вниз, это приводит к смещению пальцев со строки. Руки ребенка должны двигаться спокойно, без нажима на точки. Правая рука движется впереди левой. На середине строки или ближе к концу ее - руки ученика расходятся. В это время правой рукой ученик дочитывает строку до конца, следующая строчка отыскивается левой рукой, этой же рукой прочитывается часть первого слова. Затем правая рука ставится рядом с левой, и чтение строки продолжается двумя руками.
В работе над правильностью чтения слепых детей необходимо знать, что осязание рук находится в зависимости от температуры окружающей среды. При температуре выше 22 градусов руки потеют, а при охлаждении до 10 градусов руки охлаждаются, происходит затруднение распознавания букв рельефно-точечного шрифта. Уже на начальном этапе обучения слепых детей вводится комментированное письмо и письмо под диктовку. Нельзя допускать чтения текстов учащимися с остаточным зрением с использованием "подгляда" глаз (для этого применяются специальные приспособления).
В конце букварного периода начинается обучение чтению текста грифелем не открывая брайлевского прибора. Ведется обучение по списыванию текстов из книги.
Основные правила списывания:
- записывается текст
на приборе всегда двумя
- текст читается левой рукой, правая рука остается на письменном приборе в том месте, где прервалось письмо;
- прочитанное предложение
(левой рукой) или
- при записи предложения ученик должен положить руку на прибор и продолжить письмо при участии обеих рук.
Наиболее часто встречающаяся ошибка - это бездумное срисовывание текста в позиции "левая рука на тексте, правая печатает".
При обучении детей математике
учитель заранее знакомится с
иллюстрациями к книге и
В учебниках для слепых
рисунки выполняются
Важна на начальной стадии обучения работа с изображениями геометрических фигур. Так, на опознавание 9 плоских геометрических фигур нормально видящие ученики затрачивали 4,3 минуты, а слепые - 11,3 минуты. При построении отрезков, после объяснения учителя, справились с заданиями всего 5% слепых первоклассников, из числа учеников с остаточным зрением - 80%.
Так как учебники для слепых перепечатаны с учебников массовых школ, то и введение новых цифр, математических записей осуществляется в плоскопечатном варианте; нужно же вводить первоначально знак брайлевской системы. Ко многим задачам нет чертежей - это ведет к затруднению в решении задач. Учитель предусмотрительно может заменить условие задачи или предложить решить подобную задачу на доступном примере из жизни в интернате.
Информация о работе Обучение слепых детей рельефному шрифту Брайля