Оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи.
Задачами данного исследования является рассмотрение внебрачной семьи как социального явления, ее моделей и причин формирования. Анализ сущностных характеристик, показателей и критериев оценки социального благополучия семьи. Рассмотреть правовое регулирование семейных отношений и охрану прав детей в ситуации внебрачного сожительства. Сделать сравнительный анализ системы защиты молодой семьи в браке и вне брака. Провести исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования. Выявить особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи.

Содержание

Введение..............................................................................................................4-8
Глава 1.Уровень и качество жизни молодой семьи вне брака как объект исследования......................................................................................................9-26
1.1. Внебрачная семья как социальное явление: модели и причины формирования.....................................................................................9-18
1.2. Социальное благополучие семьи: сущностные характеристики, показатели и критерии оценки........................................................19-26
Глава 2. Социальная защищенность внебрачной семьи с несовершеннолетним ребенком......................................................................27-42
2.1 Правовое регулирование семейных отношений и охрана прав детей в ситуации внебрачного сожительства.............................................................27-34
2.2 Система защиты и социальной поддержки молодой семьи в браке и вне брака: сравнительный анализ....................................................35-42
Глава 3. Исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования..........................................43-58
3.1 Социальный портрет и социально-экономическое положение внебрачной семьи и ее репродуктивные установки.....................................43-49
3.2 Исследование удовлетворенности женщины брачным статусом и семейным положением, характером взаимоотношений с отцом ребенка.................................................................................................50-53
3.3 Изучение отношения к внебрачным семьям (пилотажное исследование)......................................................................................54-58
Глава 4 Особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи..................................................................................................................59-72
4.1 Сравнительный анализ психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие)...........................................................................................................59-67
4.2. Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуации в брачной и внебрачной семье..........................................................................................68-72
Заключение..................................................................................................73-76
Литература...................................................................................................77-85

Работа состоит из  1 файл

курсовая Молодая семья.doc

— 492.50 Кб (Скачать документ)

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают  отношения между супругами. Они  создают семью и определяют ее лицо. От характера и содержания супружеских отношений зависит нравственно-эмоционльный климат семьи, а следовательно, ее воспитательные возможности. 
     Существенное влияние на ребенка оказывает также согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений. Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие.

     У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций.70

    Духовное развитие  ребенка во многом зависит  от контактов, которые устанавливаются  между родителями и детьми. Влияние  отношений родителей к детям  на особенности их развития  носит многообразный характер. В  семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа "Я", его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. 
Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений.                  Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции.71

      На здоровье  ребенка и развитие у него  личностных особенностей большое  влияние оказывает структура  семьи и характер внутрисемейных  отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

     В настоящее  время большое количество детей  появляется на свет в результате  внебрачных рождений. Ребенок одинокой  матери уже с первых дней  своего существования не имеет  возможности в достаточной мере  удовлетворить свои наиболее  актуальные психические потребности. Одинокая мать больше занята работой, ей с трудом удается сочетать материнские функции и занятость вне дома, и поэтому ее ребенку достается меньше заботы и внимания, эмоционального тепла. А они составляют первый круг психических потребностей ребенка.

     То же  относится и к удовлетворению  психических потребностей второго  круга – потребности в обучении. Каждый успех ребенка получает  одобрение близких ему людей,  а каждый нежелательный поступок  – порицание. Загруженность работой мешает одинокой матери наиболее полно и гармонично сродниться с ребенком, тем более что вполне вероятно раннее определение ребенка в ясли или детский сад. Поэтому ребенок из такой семьи, имея ограниченный круг близких родственников, будет лишен возможности получать необходимый социальный опыт в условиях семьи.

     Третий круг психических потребностей относится к области эмоциональных связей ребенка с окружающим миром – потребность в эмоциональном  самоутверждении. Эмоциональная привязанность только к матери может в последующем привести к нежеланию ребенка контактировать с другими, чужими людьми, т.к. он привык к проявлению повышенного внимания одного человека (матери) по причине отсутствия других членов семьи.72

     Во второй  половине первого года жизни  ребенка начинает остро ощущаться нехватка других лиц в его близком окружении, что приводит к затруднениям в удовлетворении потребности в социальной ориентации. По мере взросления ребенка эта потребность становится все более актуальной: ребенок и его мать нуждаются в особом внимании не только друг к другу, но и со стороны. К этому прибавляется еще одно обстоятельство, осложняющее положение одинокой матери – пол ребенка. Мальчики реагируют на отсутствие отца более болезненно и становятся более уязвимыми, чем девочки. По мере взросления мальчики одиноких матерей все острей сталкиваются с проблемой нехватки авторитета, которым в семье, как правило, является отец, а так же с проблемой найти себе образец мужчины, способного удовлетворить его спортивные, технические, естественнонаучные и прочие интересы.

      Таким  образом, ребенок уже изначально  ограничен в своих возможностях  полноценного развития по причинам  объективного характера. Об этом  говорят специалисты, подчеркивая,  что внебрачные дети не выдерживают  сравнения с детьми из благополучных семей по потенциалу выживания в плане физического и психического здоровья, интеллектуальных и других возможностей. Человеку выросшему без полноценной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограниченности развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность.73

     Здоровье и воспитание тесным образом взаимосвязаны. Насколько сильно здоровье влияет на психологическое состояние человека, настолько же сильна и обратная зависимость. Особенно это касается семьи матери - одиночки, где воспитание осуществляет единственный взрослый человек. Нездоровой физически или психически одинокой матери трудно воспитать здорового ребенка.

     Исследования, проводившиеся с целью выявления  состояния здоровья детей из  семей матерей - одиночек, показали, что негативное воздействие такой  семьи сказывается еще до рождения  ребенка. Согласно статистике, в таких семьях в 3 раза чаще рождаются недоношенные дети (14% против 7% детей из полных семей); каждый второй – третий ребенок рождается с аномалией развития, с наличием внутричерепной родовой травмы или другими проявлениями перинатальной патологии. По мнению медиков, такое положение в значительной мере обусловлено большим распространением вредных привычек среди будущих матерей: удельный вес курящих, употребляющих алкоголь. Поскольку статистика внебрачных рождений до последнего времени показывала два пика – 15-19 лет и 40-44 года, то можно предположить, что юные мамы из первой группы просто не задумывались о здоровье своего ребенка, а матери, относящиеся ко второй, уже имели проблемы с собственным здоровьем.74

     Медики, как  и психологи, указывают на неблагоприятную социальную ситуацию, складывающуюся вокруг детей в семье матери-одиночки. Дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, чем дети из обычных семей. Отмечая подобное явление, характерное для детей из неполных семей такого типа, в качестве главной причины выделяется эгоизм взрослых и их легкомысленное отношение к жизни, связанное с удовлетворением своих желаний, жертвами чего становятся дети.

     Влияет  состав семьи и на такую ключевую, по нашим данным, составляющую самочувствия, как раздражительность. Исследования подтверждают: раздражительность детей зависит от состава семьи как в количественном, так и в качественном отношении. Наименее раздражительными являются дети из полных семей; на втором месте те, кто живет в неполной семье с матерью; и замыкают список дети, проживающие с отцом или другими родственниками.

     Такое же  соотношение отмечено при выявлении  уровня тревожности. В полных  семьях старшеклассники ощущают  себя менее тревожными, чем их ровесники из семей, где ребенка воспитывает одна мать. Зная проблемы внебрачных семей, можно предположить, что тревожность эта является постоянной и может в дальнейшем перерасти в состояние хронического беспокойства, а оно в свою очередь – в синдром хронической усталости.75

     Отечественный  исследователь И.Г. Грачева, обратившаяся  к проблеме матерей-одиночек, отмечает, что «сам факт внебрачного  рождения является фактором риска  для дальнейшего развития ребенка,  смертность среди внебрачных детей в 2,1 раза превышает смертность среди детей из полных семей. Среди внебрачных детей в 2,8 раза больше недоношенных, такие дети подвергаются большей опасности возникновения аномалий развития, чем рожденные в браке. У большинства женщин (75%) внебрачные дети были нежеланными. Большая часть женщин считала, что течение беременности у них было неосложненным, но у 50% из них отмечались токсикозы второй половины беременности. У трети женщин беременность протекала на фоне хронических заболеваний, при этом почти 50% из них имели гинекологические заболевания. Существенным является и то, что 15% матерей ранее или в течение последней беременности перенесли венерические заболевания, что не может не сказаться на здоровье ребенка.76

     Психологи  считают, что внебрачные дети больше, чем другие, подвержены риску недополучить в сензитивные периоды своего развития тот социальный опыт, который в дальнейшем служит основой формирования интеллектуальной, эмоционально зрелой и нравственно устойчивой личности, воспитание в семье матери-одиночки связано с рядом психологических трудностей. Но это не значит, что ребенок в такой семье обязательно вырастет личностно и социально незрелым. Многое зависит от того, какую стратегию воспитательного воздействия изберет мать, как она будет строить отношения с ребенком и учить его устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми. Воспитание в семье матери-одиночки не всегда влечет за собой негативные последствия для ребенка. Материнство одинокой женщины может быть настолько успешным, насколько желанным стал для нее ребенок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     4.2 Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуаций в брачной и внебрачной семье

     Защищенность  – относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидуальной возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации и при возникновении обстоятельств, могущих блокировать или затруднять их реализацию. Один из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую безопасность – психологическая защита, необходимое условие формирования адекватного чувства защищенности; в противном случае закономерно возникает чувство психологической незащищенности.

          Формирование у ребенка базового  доверия к миру тесно связано  с развитием привязанности. В  рамках теории привязанности  Дж. Боулби привязанность – это,  прежде всего, отношение к себе  и людям, которое дает (или не  дает) чувство защищенности и безопасности. Самую сильную привязанность ребенок испытывает в семье.

     Важность  влияния семьи и семейных связей  на становление и развитие  личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они не равнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

     Семейное  воспитание более эмоционально  по своему характеру, чем любое  другое воспитание, т.к. «проводником»  его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

     Влияние  семьи осуществляется и проявляется  следующим образом: Семья как  основа чувства безопасности, т.е.  отношения привязанности важны  не только для будущего развития  взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.77

     Для  того чтобы формирование детей  правильно осуществлялось семья  должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от состава семьи. Существуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только один родитель: одни считают, что это всегда плохо; Другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает; Третьи - что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной, так как оставшийся родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи или ошибки на других членов семьи.

     Хотя  не любая полная семья является  нормальной средой для полноценного  развития и воспитания ребенка,  все же наличие в ней обоих  родителей помогает успешнее  решать многие задачи, связанные  с сохранением его психического  здоровья, формирования стереотипа защищенности, добиваться более значимых воспитательных результатов. На это неоднократно указывали и указывают различные специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. На основе статистических данных можно также заявить, что большинство правонарушителей - выходцы из неполных семей78.

Информация о работе Оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи