Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа
Целью данной работы является оценка социального благополучия функционирования различных моделей молодой внебрачной семьи.
Задачами данного исследования является рассмотрение внебрачной семьи как социального явления, ее моделей и причин формирования. Анализ сущностных характеристик, показателей и критериев оценки социального благополучия семьи. Рассмотреть правовое регулирование семейных отношений и охрану прав детей в ситуации внебрачного сожительства. Сделать сравнительный анализ системы защиты молодой семьи в браке и вне брака. Провести исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования. Выявить особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи.
Введение..............................................................................................................4-8
Глава 1.Уровень и качество жизни молодой семьи вне брака как объект исследования......................................................................................................9-26
1.1. Внебрачная семья как социальное явление: модели и причины формирования.....................................................................................9-18
1.2. Социальное благополучие семьи: сущностные характеристики, показатели и критерии оценки........................................................19-26
Глава 2. Социальная защищенность внебрачной семьи с несовершеннолетним ребенком......................................................................27-42
2.1 Правовое регулирование семейных отношений и охрана прав детей в ситуации внебрачного сожительства.............................................................27-34
2.2 Система защиты и социальной поддержки молодой семьи в браке и вне брака: сравнительный анализ....................................................35-42
Глава 3. Исследование влияния брачного статуса и структуры семьи на особенности и проблемы ее функционирования..........................................43-58
3.1 Социальный портрет и социально-экономическое положение внебрачной семьи и ее репродуктивные установки.....................................43-49
3.2 Исследование удовлетворенности женщины брачным статусом и семейным положением, характером взаимоотношений с отцом ребенка.................................................................................................50-53
3.3 Изучение отношения к внебрачным семьям (пилотажное исследование)......................................................................................54-58
Глава 4 Особенности социализации ребенка в условиях внебрачной семьи..................................................................................................................59-72
4.1 Сравнительный анализ психолого-педагогических характеристик развития детей в различных моделях семьи (ответственность, самостоятельность, усвоение социальных норм, интерес к учебе, гендерная социализация, адаптационные способности, эмоционально-нравственное развитие)...........................................................................................................59-67
4.2. Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуации в брачной и внебрачной семье..........................................................................................68-72
Заключение..................................................................................................73-76
Литература...................................................................................................77-85
В системе внутрисемейных
отношений главенствующими
Существенное влияние на
ребенка оказывает также согласованность
либо наоборот дезорганизованность супружеских
отношений. Имеются данные, согласно которым
неблагополучная семья негативно влияет
на познавательную деятельность ребенка,
на его речевое, интеллектуальное, личностное
развитие.
У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций.70
Духовное развитие
ребенка во многом зависит
от контактов, которые
Отношение родителей, которое характеризуется
отрицательной эмоциональной окрашенностью,
ранит и ожесточает ребенка. Поскольку
детское сознание склонно к односторонним
выводам и обобщениям в силу ограниченности
жизненного опыта, постольку у ребенка
возникают искаженные суждения о людях,
ошибочные критерии их взаимоотношений.
На здоровье
ребенка и развитие у него
личностных особенностей
В настоящее
время большое количество
То же
относится и к удовлетворению
психических потребностей
Третий круг психических потребностей относится к области эмоциональных связей ребенка с окружающим миром – потребность в эмоциональном самоутверждении. Эмоциональная привязанность только к матери может в последующем привести к нежеланию ребенка контактировать с другими, чужими людьми, т.к. он привык к проявлению повышенного внимания одного человека (матери) по причине отсутствия других членов семьи.72
Во второй половине первого года жизни ребенка начинает остро ощущаться нехватка других лиц в его близком окружении, что приводит к затруднениям в удовлетворении потребности в социальной ориентации. По мере взросления ребенка эта потребность становится все более актуальной: ребенок и его мать нуждаются в особом внимании не только друг к другу, но и со стороны. К этому прибавляется еще одно обстоятельство, осложняющее положение одинокой матери – пол ребенка. Мальчики реагируют на отсутствие отца более болезненно и становятся более уязвимыми, чем девочки. По мере взросления мальчики одиноких матерей все острей сталкиваются с проблемой нехватки авторитета, которым в семье, как правило, является отец, а так же с проблемой найти себе образец мужчины, способного удовлетворить его спортивные, технические, естественнонаучные и прочие интересы.
Таким
образом, ребенок уже
Здоровье и воспитание тесным образом взаимосвязаны. Насколько сильно здоровье влияет на психологическое состояние человека, настолько же сильна и обратная зависимость. Особенно это касается семьи матери - одиночки, где воспитание осуществляет единственный взрослый человек. Нездоровой физически или психически одинокой матери трудно воспитать здорового ребенка.
Исследования,
проводившиеся с целью
Медики, как и психологи, указывают на неблагоприятную социальную ситуацию, складывающуюся вокруг детей в семье матери-одиночки. Дети, воспитывающиеся во внебрачных семьях, как правило, более нервны, ранимы, чувствительны, закомплексованы, чем дети из обычных семей. Отмечая подобное явление, характерное для детей из неполных семей такого типа, в качестве главной причины выделяется эгоизм взрослых и их легкомысленное отношение к жизни, связанное с удовлетворением своих желаний, жертвами чего становятся дети.
Влияет состав семьи и на такую ключевую, по нашим данным, составляющую самочувствия, как раздражительность. Исследования подтверждают: раздражительность детей зависит от состава семьи как в количественном, так и в качественном отношении. Наименее раздражительными являются дети из полных семей; на втором месте те, кто живет в неполной семье с матерью; и замыкают список дети, проживающие с отцом или другими родственниками.
Такое же
соотношение отмечено при
Отечественный
исследователь И.Г. Грачева,
Психологи считают, что внебрачные дети больше, чем другие, подвержены риску недополучить в сензитивные периоды своего развития тот социальный опыт, который в дальнейшем служит основой формирования интеллектуальной, эмоционально зрелой и нравственно устойчивой личности, воспитание в семье матери-одиночки связано с рядом психологических трудностей. Но это не значит, что ребенок в такой семье обязательно вырастет личностно и социально незрелым. Многое зависит от того, какую стратегию воспитательного воздействия изберет мать, как она будет строить отношения с ребенком и учить его устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми. Воспитание в семье матери-одиночки не всегда влечет за собой негативные последствия для ребенка. Материнство одинокой женщины может быть настолько успешным, насколько желанным стал для нее ребенок.
4.2 Формирование стереотипа защищенности у ребенка как важнейший результат семейного воспитания: сравнительный анализ ситуаций в брачной и внебрачной семье
Защищенность – относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидуальной возможности удовлетворения основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации и при возникновении обстоятельств, могущих блокировать или затруднять их реализацию. Один из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую безопасность – психологическая защита, необходимое условие формирования адекватного чувства защищенности; в противном случае закономерно возникает чувство психологической незащищенности.
Формирование у ребенка
Важность
влияния семьи и семейных
Семейное
воспитание более эмоционально
по своему характеру, чем
Влияние
семьи осуществляется и
Для
того чтобы формирование детей
правильно осуществлялось
Хотя
не любая полная семья