Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:22, реферат
Введение новых информационных технологий, компьютеризация деятельности и жизни человека повлекли за собой изменение традиционных представлений о профессиональном труде. Наука XXI в. обязана учитывать изменения особенностей труда и роли человека в новой технически и информационно насыщенной реальности. Сложные технические объекты, ставшие частью техносферы, требуют адекватных подходов к подготовке персонала, занимающегося их обслуживанием и управлением.
Введение 3
Понятие «операторская деятельность». Классификация видов операторской деятельности 4
Взгляд Г. В, Суходольского на проблему анализа деятельности 6
Субъект деятельности как ее компонент. 13
Заключение 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
Национальный
исследовательский ядерный
ОБНИНСКИЙ
ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Социально-экономический факультет
Кафедра
психологии
Рег №________
Курс:
«Категориально-понятийный
аппарат инженерной психологии»
Тема: «ОПЕРАТОР КАК СУБЪЕКТ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Реферат
Выполнила:
студентка группы ПСХ-М11
Титова
Н. Ю.
Преподаватель:
доцент кафедры психологии, к.псх.н.
Белехов В. В.
Оценка
_________________
Обнинск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
новых информационных технологий, компьютеризация
деятельности и жизни человека повлекли
за собой изменение традиционных
представлений о
Выполняя деятельность, человек является активным звеном этой деятельности, т. е. субъектом. Инженерная психология определяет субъект труда как работника, способного к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Но такое понимание субъекта приводит нас к новой проблеме, которая состоит в том, что, чем больше мы изучаем субъекта труда (его принципиальную возможность к спонтанности и рефлексивности), тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности. Чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени мы лишаем его психики, т.е. превращаем в легко предсказуемый в своих действиях объект (как стол, стул и др.), которому совершенно не нужна "рефлексия", поскольку все за него и так уже решает психолог или руководитель, пользующийся результатами исследований и рекомендациями психолога о том, как «работать с персоналом».
Таким образом, задача современной инженерной психологии заключается в сохранении принципа субъективности человека-оператора на производстве.
Понятие «операторская деятельность». Классификация видов операторской деятельности
Операторская деятельность - вид трудовой деятельности, который заключается во взаимодействии человека с предметом труда, машиной и внешней средой, управление ими через информационные системы и средства управления.
Наиболее характерная черта операторской деятельности состоит в том, что оператор не имеет возможности непосредственного наблюдения за управляемыми объектами и пользоваться информацией, которая поступает по каналам связи.
Деятельность осуществляется не с реальными объектами, а с их заместителями или образами, т.е. деятельность с информационными моделями реальных объектов (множество сигналов о состоянии управляемого объекта, среды и способов взаимодействия на них для выполнения операторских задач), т.е. это своеобразный имитатор, который отражает все существующие свойства объектов, необходимых для управления, для анализа и оценки ситуации, принятия решений, оценка результатов.
Информационная
модель реализуется с помощью
устройств в отображении
Особенности работы с информационной моделью заключается в необходимости соотносить сведенья, полученные с помощью приборов между собой и с реальными объектами.
Деятельность оператора строится на основании соотнесения этих сведений.
Основные типы деятельности оператора (в связи с особенностями переработки информации):
1) обнаружение с немедленным обслуживанием (оператор от восприятия переходит сразу к исполнительным действиям; нет многозначных связей между стимулом и ответом; нет необходимости воссоздавать полностью все данные)
2) информационный поиск с отсроченным обслуживанием (передаётся большое количество поступающей информации + информация из памяти > информационный поиск > преобразование информации> принятия решения > реализация решения).
Операторская деятельность осуществляется при помощи следующих средств:
1) простые орудия труда - весь поток информации необходим для управления процессом преобразования. Человек сам осуществляет и контролирует процесс воздействия:
а) работа с инструментами - изменяющее воздействие на предмет труда зависит от двигательных реакций человека
б) орудия, с помощью которых естественный образ предмета изменяется (его можно рассматривать как простейшую модель - изменение масштаба или ракурса - микроскоп)
в) орудия памяти (чертёж, запись, фотография)
г) орудия преобразования информации (счёты)
2) машины - при работе с машиной человек осуществляет неполный контроль, т. к. часть регулирует машина:
а) простая машина - преобразование программы по линейному принципу> обработка информации сразу > можно вносить коррективы
б) репредуктивно-преобразующая машина - почти полное отчуждение человека от предмета труда (ЭВМ)
в) продуктивно-преобразующая машина взаимодействия - информационный обмен между замкнутыми системами преобразования информации (кибернетические устройства).
Обобщенная
психологическая концепция
Он обосновал свое определение, построив иерархию понятий, которые используются в качестве семантических эквивалентов понятия деятельность. Г.В. Суходольский указывал, что представленная в психологической науке синонимия понятия деятельность, фактически описывает разные формы движения материи, и потому требует анализа и систематизации. Значения понятия деятельность - активность, поведение, работа, труд - пришли из разных научных областей, и используются исследователями совместно. Для категории активность, по мнению Суходольского, исходной выступает категория движение как неотъемлемое свойство материи. Внутри категории движение различается два принципиально разных типа движения – самодвижение и движение навязанное, вызванное извне. Соответственно, два типа движения связываются с понятиями активности и реактивности. Понятие активность сопрягается с понятием самодвижение, понятие реактивность связывается с другой формой движения, которое вызвано внешними причинами. Г.В. Суходольский называл ее «несамодвижение». Рассматривая далее связь понятий, автор связывает активность и жизнедеятельность. На биологическом уровне активность понимается как жизнедеятельность. Деятельность, в свою очередь, выступает как особая форма жизнедеятельности. Специфика деятельности состоит в ее особой организации, которая носит целесообразный характер. Человеческая деятельность, или деятельность человека – это сознательная деятельность. Деятельность животных является целесообразно организованной, однако она «бессознательна», или «инстинктивна». В свою очередь деятельность принимает две формы. Деятельность человека может быть трудовой, или нетрудовой. Трудовая деятельность включает профессиональную и непрофессиональную деятельность. Профессиональная деятельность рассматривается как деятельность, которая требует специальных умений и навыков. Трудовую деятельность, которая не требует специальных умений и навыков Г.В. Суходольский определил как непрофессиональная деятельность. В профессиональной деятельности выделяется как особый вид операторская деятельность. Операторская деятельность требует специального технического оснащения для дистанционного контроля и управления предметом, средствами и процессом труда. Таким образом, При разработке подхода к описанию деятельности Г.В. Суходольский критически проанализировал и сопоставил теоретические воззрения на деятельность в психологии, выявил и систематизировал понятийный аппарат психологической теории деятельности. Он выделил более 250 слов и словосочетаний, которые образовали понятийную основу психологической теории деятельности. На момент проведения исследования в 1970 - 1980-х годах не оказалось ни одного понятия, которое употреблялось всеми авторами, за исключением понятия деятельность. Общих в употреблении от 2 до 5 авторов оказалось 24% понятий; индивидуальных в употреблении понятий – 76%. Суходольский Г.В. отметил, что особенно велик личный вклад в развитие понятийного аппарата психологической теории деятельности С.Л. Рубинштейна, В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева. В текстах работ этих авторов включено 2/3 общих понятий теории деятельности. В итоге анализа было выделено пять основных понятий, которые характеризуют различные психологические аспекты описания деятельности и служат базой для систематизации понятий в психологической теории деятельности: субъект деятельности; морфология деятельности; мотивация; функции деятельности; динамика деятельности; разнообразие деятельностей. Отмечая определенную неполноту и разноречивость основного понятийного аппарата теории деятельности, Г.В. Суходольский на основе системного подхода разработал концепцию, которая обобщила и развила достижения российской теории деятельности. Основные положения обобщенной концепции деятельности Суходольского выражаются в сформулированных им четырех постулатах: постулат взаимодействия; постулат активности; постулат нормативности и вариативности; постулат анализа и синтеза. Постулат взаимодействия означает, что взаимодействие человека с миром реализуется в различных формах деятельности. Деятельность при этом рассматривается во многих аспектах – генетическом и функциональном, содержательном и структурном, репродуктивном и продуктивном, как внешняя и внутренняя, материальная и идеальная, включающая в себя психические и непсихические компоненты. Г.В. Суходольский конкретизировал смысл категории взаимодействия в психологии труда и инженерной психологии. В психологии труда взаимодействие человека с миром интерпретируется как система профессиональных деятельностей, как организация деятельностей. В инженерной психологии взаимодействие предполагает материальное, энергетическое и информационное взаимодействие, опосредованное техническим устройством и информационной моделью. Взаимодействие в инженерно-психологическом аспекте предполагает контроль и управление человеком технического объекта, его свойств и состояний. Одним из важных следствий постулата взаимодействия с точки зрения психологического описания деятельности являются положения о единстве интериоризации и экстериаризации деятельности во всех формах развития деятельности, а также положение о единстве процессов и результатов деятельности, процедур и образов, единстве психической и непсихической сторон деятельности.
Постулат активности предполагает, что психика активна по своей природе и сущности на всех уровнях и формах реализации. Одним из следствий постулата активности выступает представление о преобладании продуктивного, творческого начала деятельности. Репродуктивные компоненты деятельности выполняют функцию сохранения и накопления социального и личного опыта. Продуктивные элементы деятельности ответственны за его изменения. Таким образом, описание деятельности должно включать продуктивные и репродуктивные элементы деятельности.
Постулат
нормативности и
вариативности описывает нормативность
и вариативность как важнейшие свойства
любой деятельности, которые выступают
в единстве на всех уровнях деятельности.
Нормативность представляет собой сохранение
полезных элементов деятельности. Вариативность
отражает изменение элементов деятельности
в процессе ее развития. Основные следствия
принципа нормативности и вариативности
выражаются в алгоритмичности и стохастичности
деятельности. Г.В. Суходольский считал,
что существующее мнение о невозможности
алгоритмизации операторской деятельности
ошибочно. В обобщенной концепции деятельности
алгоритм деятельности трактуется как
программа действий, или правило для получения
искомого результата деятельности в заданных
условиях. Таким образом, предполагается
принципиальная возможность и необходимость
алгоритмического описания деятельности.
Г.В. Суходольский, имевший энциклопедические
познания в области математической психологии,
показал, что источником ошибки является
«проматематическая» трактовка алгоритмов
в сопоставлении с разнообразием способов
работы, общей и индивидуальной вариативностью
образов и действий в деятельности человека.
Он был уверен, что «без алгоритмизации
действий, без разработки алгоритмических
структур деятельности невозможно эксплицировать
полностью производственно-
Постулат анализа и синтеза указывает на две стороны любой деятельности – анализ и синтез. Основные следствия из данного постулата предписывают использование специальных операций для анализа и синтеза деятельности, следовательно, и необходимость их разработки.
Постулаты обобщенной концепции деятельности задают сложную систему координат для описания и анализа деятельности. Обобщенная концепция деятельности предполагает при описании профессиональной деятельности рассматривать четыре основные плоскости анализа или четыре основных аспекта описания. Один из них – строение деятельности, ее состав и структура (морфология деятельности). Следующий аспект включает анализ социальных и индивидуальных потребностей, ценностей и результатов деятельности и, отражающих их, оценки, мотивы и цели деятельности (аксиология деятельности). Третий аспект предполагает анализ динамики и генезиса деятельности (праксиология деятельности). Четвертый аспект включает в себя выделение видов деятельности по разнообразным основаниям (онтология деятельностей).
Субъектно-объектные отношения задают представление о компонентах деятельности, которые сами собой представляют системы и включены в другие метасистемы. Состав деятельности, рассмотренный с точки зрения субъектно-объектных отношений, включает субъекты деятельности, объекты деятельности и взаимодействия. Субъекты деятельности суть действующие люди. Объекты деятельности являются частью природы и целесообразно выделяются субъектами деятельности из природы. Взаимодействия понимаются как особые процессы, которые происходят между людьми, между человеком и техническими устройствами, между техническими устройствами в ходе деятельности.
Понятие субъект деятельности в теории деятельности трактуется очень широко и включает человечество, общество в целом, социальные группы, индивида, личность, конкретного человека и т.д.. Суходольский Г.В. справедливо указывал, что это слишком расширенное понимание и предложил типологию субъектов деятельности. «Субъектами в психологии деятельности могут быть, прежде всего, люди, рассматриваемые по отдельности или совокупно, действующие сами по себе или в составе коллектива, выполняющие одну единственную или несколько разных деятельностей» (там же, с.79). Комбинируя эти признаки, автор предложил восемь типов субъектов деятельности: специалист (профессионал); специалист широкого профиля (полипрофессионал); профессиональная группа специалистов; социальная группа полипрофессионалов; монопрофессиональный коллектив; полипрофессиональный коллектив; совокупность монопрофессиональных коллективов; совокупность полипрофессиональных коллективов. Например, социальная группа полипрофессионалов - это совокупно рассматриваемые индивиды, каждый из которых выполняет несколько профессиональных деятельностей (бригада монтажников-наладчиков).
Г.В. Суходольский указывал, что, по сути, объекты деятельности представляют предметы, орудия и процессы труда. Специфика объектов деятельности служит основанием для выделения типологии деятельностей и определяет способ осуществления деятельности. Такое деление, по мнению Г.В. Суходольского, представлено в типологии профессиональных деятельностей Климова Е.А. и операторских деятельностей Крылова А.А.
Отдельно следует выделить компонент взаимодействия. Взаимодействия понимаются как особые процессы, которые происходят между людьми, между человеком и техническими устройствами, между техническими устройствами в ходе деятельности. Таким образом, выделено три вида взаимодействий: человеческие взаимодействия (взаимодействия между людьми), человеко-технические (взаимодействия между человеком и техникой), технические (взаимодействия между техническими элементами, например, тепловые, электромагнитные, вибрация и т.д.).
Информация о работе Оператор как субъект операторской деятельности