Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:22, реферат
Введение новых информационных технологий, компьютеризация деятельности и жизни человека повлекли за собой изменение традиционных представлений о профессиональном труде. Наука XXI в. обязана учитывать изменения особенностей труда и роли человека в новой технически и информационно насыщенной реальности. Сложные технические объекты, ставшие частью техносферы, требуют адекватных подходов к подготовке персонала, занимающегося их обслуживанием и управлением.
Введение 3
Понятие «операторская деятельность». Классификация видов операторской деятельности 4
Взгляд Г. В, Суходольского на проблему анализа деятельности 6
Субъект деятельности как ее компонент. 13
Заключение 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
До тех пор, пока согласование параметров человека и машины осуществляется на основе «средних величин», всегда будет существовать известный контингент нормальных, практически здоровых индивидуумов, средние показатели которых не укладываются в заданный этими массовыми данными диапазон.1 Такие лица, будучи поставлены в качестве операторов на то или иное рабочее место, могут явиться тормозящим и дезорганизующим фактором в работе системы.
Выявление лиц, психологические данные которых не отвечают предъявляемым к ним требованиям, является задачей весьма сложной. Отсеивание их по мере выяснения непригодности в ходе практической деятельности экономически и практически нецелесообразно: чем сложнее система, тем длительнее и дороже обучение оператора и тем значительнее и опаснее по своим последствиям его ошибочные действия. Возникает необходимость в осуществлении предварительного отбора, который предполагает создание системы методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности выявлять лиц, обладающих (или не обладающих) психологическими качествами, требуемыми для данной деятельности. Исследователи, занимающиеся этой проблемой, высказывают самые различные взгляды относительно принципов и методов отбора. По этому поводу существует обширная литература, и мы здесь не будем останавливаться на этом вопросе. Укажем только, что в любом случае тщательное изучение деятельности — от элементарных психических процессов, обеспечивающих ее осуществление, до структуры отдельных операций и действий в целом, — является необходимой предпосылкой для создания эффективных методов отбора.
Анализ деятельности оператора предусматривает решение следующих задач:
Анализ человеческой деятельности приводит нас к выводу о том, что человеческая деятельность невозможна без человека, который выступает в качестве ее основного структурного компонента, именуемого "субъект". Под субъектом необходимо понимать активную, "инициирующую сторону" целенаправленной деятельности, носителя деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы, т.е. того, кто принимает решение о начале деятельности и контролирует ее ход. Человека, почувствовавшего голод, решившего пообедать и севшего за обеденный стол, мы считаем субъектом "процесса питания", поскольку именно он, а вовсе не съеденная им котлета, инициирует этот процесс и регулирует его, определяя, что есть, где есть, сколько есть и т.д.
Таким образом в роли субъекта может выступать только человек. Животные не могут считаться субъектами, даже тогда, когда их поведение "неприродно", например, при их выступлении на арене цирка: очевидно, что подлинным субъектом, инициирующим и контролирующим цирковое действие, является не животное, а дрессировщик.
Прогресс науки и техники привел к созданию таких технических устройств, которые способны работать в автоматическом режиме, без непосредственного участия человека. Беспилотные космические аппараты типа "Фобос" или "Вояджер" изучают планеты Солнечной системы, сложнейшие станки с программным управлением "самостоятельно" в безлюдном цехе изготовляют автомобили, современный компьютер обыгрывает в шахматы чемпиона мира и т.д. Возникает вопрос: должны ли мы рассматривать подобные технические системы, способные имитировать человеческую деятельность (справляясь с некоторыми действиями лучше самого человека), в качестве ее субъекта?
Приведенное определение субъекта предполагает отрицательный ответ на этот вопрос. Роботизированные системы не могут рассматриваться как субъекты целенаправленной адаптивно-адаптирующей деятельности, ибо не способны инициировать ее в соответствии с собственными потребностями и регулировать в соответствии с собственными желаниями. Определенные способности кибернетических устройств к саморегуляции "поведения" и к целесообразным адаптивным реакциям заложены в информационных программах, разработанных человеком, сами устройства не имеют собственных целей, служат целям и потребностям человека и лишь в фантастических романах обретают способность противопоставить своим создателям собственную волю.
Таким образом, социальная деятельность невозможна без участия человека-субъекта, которое может быть как непосредственным, когда люди вкладывают в деятельность собственную физическую энергию, так и опосредствованным, когда они доверяют определенные функции машинам.
В отличие от субъекта объект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. Под такое абстрактное определение объекта деятельности подпадают не только съеденная человеком котлета, но и вилка в руках едока, не только срубленное лесорубом дерево, но и использованный для этого топор. Иными словами, не только "орудие", но и "предмет" труда, которые различаются в данном случае лишь как "опосредствующий" и "опосредствованный" объекты деятельности. В качестве объектов могут выступать любые явления окружающей нас действительности, в том числе и живые люди.
Итак, в каждом социальном действии могут быть выделены два обязательных структурных компонента: субъект действия, или тот, кто действует, и объект действия, или то, на что направлена деятельная способность субъекта. Структурная "двумерность" действия не нарушается и в ситуации, когда объект отсутствует (к примеру, если человек занимается физкультурой, не используя спортивных снарядов). В этом случае имеет место композиционное взаимопересечение субъекта и объекта, субъект становится объектом собственных усилий.
1. Ананьев
Б.Г. Человек как предмет познания.
Л.: Наука, 1969.
2. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические
проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
3. Организационная психология. Под ред.
Г.В. Суходольского. Харьков:
Гуманитарный центр, 2004.
4. Суходольский Г.В. Инженерно-психологическая
экспертиза дорожно-транспортных происшествий.
Харьков: Гуманитарный центр, 2006.
5. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический
анализ и синтез деятельности. Л.: Изд-во
ЛГУ, 1976.
6. Суходольский Г.В. Математическая психология.
С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во СПбГУ,
1997.
7. Суходольский Г.В. Математические методы
в психологии. 2-е изд. Харьков: Гуманитарный
Центр, 2006.
8. Суходольский Г.В. Основы психологической
теории деятельности. Изд. 2-е. Москва: Издательство
ЛКИ, 2008.
9. Суходольский Г.В. Основы математической
статистики для психологов. Изд. 2-е, перераб.
и доп. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
Информация о работе Оператор как субъект операторской деятельности