Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:22, реферат
Введение новых информационных технологий, компьютеризация деятельности и жизни человека повлекли за собой изменение традиционных представлений о профессиональном труде. Наука XXI в. обязана учитывать изменения особенностей труда и роли человека в новой технически и информационно насыщенной реальности. Сложные технические объекты, ставшие частью техносферы, требуют адекватных подходов к подготовке персонала, занимающегося их обслуживанием и управлением.
Введение 3
Понятие «операторская деятельность». Классификация видов операторской деятельности 4
Взгляд Г. В, Суходольского на проблему анализа деятельности 6
Субъект деятельности как ее компонент. 13
Заключение 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Суходольский Г.В. исходил из того, что в основе концептуальной модели деятельности лежит диалектическое единство субъекта и объекта деятельности; социальных и индивидуальных компонентов деятельности; нормативных и изменчивых элементов в структуре деятельности; слияния аналитического и синтетического процессов в ходе протекания деятельности. Руководитель и разработчик многих исследований в области инженерной психологии, Г.В. Суходольский был убежден, что именно в инженерной психологии деятельность осмысливается всесторонне, системно, в единстве строения и функций, развития и функционирования, изучения и моделирования. Во взаимодействии человека и технического устройства отчетливо проявляется системообразующее свойство деятельности, объединяющее людей, технику и среду.
Любая
деятельность имеет свою структуру,
которая обуславливает
Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержанием деятельности. Разберём последовательно каждый элемент схемы, начиная с её определяющего элемента - объекта.
К подструктурам субъекта профессиональной деятельности мы относим:
Создание
эффективной системы человек-
В таблице приведена иллюстрация различий,
присущих основным элементам человеко-машинной.
Основные функциональные характеристики человека и машины
На человека следует возлагать выполнение функций по: | Машине следует поручать: |
распознаванию ситуации в целом по её многим сложно связанным характеристикам, а также при неполной информации о ней; | выполнение всех видов математических расчётов; |
осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобщению отдельных фактов в единую систему; | выполнение однообразных, постоянно повторяющихся операций, реализуемых по заданному алгоритму; |
решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет четко определённых правил обработки информации; | хранение и динамическое представление больших объёмов однородной информации; |
решению
задач, в которых требуется гибкость
и приспособляемость к |
решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получения на основе общих правил решений для частных случаев; |
решению
задач с высокой |
выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду. |
Несмотря на значительный прогресс в создании сложных технических систем, человек во многих случаях незаменим. Особенно это касается его возможностей по работе в условиях неполноты информации и использовании эвристических методов решения проблем. Кроме того, только человек обладает способностью учитывать разнокачественный, в том числе и социальный, опыт для достижения своих целей.
Человечеством создано огромное разнообразие человеко-машинных систем, ориентироваться в котором достаточно трудно.
В инженерной психологии сформулирован принцип преимущественных возможностей. Согласно этому принципу, рациональное распределение функций между человеком и машиной должно осуществляться так, чтобы человеку поручались те функции, которые позволяют ему наиболее эффективно реализовать свои возможности, а машине — те, которые требуют выполнения стереотипных операций, высокого быстродействия и точности. Другими словами, возникает необходимость сравнения человека и машиной в отношении возможностей приема, хранения и переработки информации. Анализ позитивных и негативных сторон человека и машины привел некоторых исследователей к выводу, что машина будущего должна основываться на тех же принципах обработки информации, какими пользуется человек.
В то же время следует иметь в виду, что если в математико-логическом аспекте машине можно передать любую трудовую функцию, для которой составлена программа ее выполнения, то с психологической точки зрения (в отличие от этого) машине могут быть переданы только те функции, которые формализованы и психологически характеризуются тем, что они фиксированы и однозначно определены. Требуется еще значительная работа по определению критериев «психологической целесообразности» передачи ЭВМ той или иной трудовой функции человека. Интересные приложения для решения задачи распределения функций могут возникнуть в связи с идеей создания так называемых «сбалансированных» систем «человек—машина», т. е. систем, где оба партнера являются активными.
Решение задачи распределения функций тесно связано с психологическим исследованием основных функций, выполняемых оператором в АСУ. Одной из наиболее важных функций, как известно, является функция принятия решений, посредством которой оператор выявляет проблемы, осуществляет диагностику, прогноз и планирование. Понятно, что уровень изученности процесса принятия решений человеком будет во многом определять пути и методы организации эффективного взаимодействия человека и машины.
Разработка принципов анализа деятельности операторов автоматизированных систем, исследование ее специфических черт, особенностей ее структуры и психологического содержания необходимы для решения целого ряда практических вопросов, возникающих при проектировании систем управления. К таким вопросам относятся следующие.
1. Оптимальная организация деятельности оператора. Это основная проблема, разработка которой включает решение более частных вопросов.
А. Распределение функций между человеком и машиной. Современные системы управления предполагают совместную работу человека и машины и требуют чрезвычайно четкого согласования их функций; реализация этого требования возможна только при правильном распределении функций между ними.
В советской и зарубежной литературе в последние годы с новой силой вспыхнул спор о возможностях человека и машины, о перспективах автоматизации, о создании механических и электронных моделей, заменяющих или, как иногда говорят, «вытесняющих» человека из системы «человек — машина». По этому поводу уместно вспомнить судьбу наивного антропоморфизма в биологии и указать на рискованность развития аналогичных представлений в технике. По-видимому, особенно легко говорят о восприятии, мышлении, памяти машин в тех случаях, когда смутно представляют себе природу этих процессов у человека и когда не учитывают, что в исследовании каждого из этих процессов сделаны лишь первые шаги и что дальнейшая работа в этой области связана с огромными теоретическими трудностями. Но даже если бегло сопоставить реальные (или проектируемые) возможности машины с тем, что уже известно о возможностях человека, то придется признать, что машины обладают псевдовосприятием, псевдомышлением и т. д. У нас нет никаких оснований считать, что развитие научных возможностей ограничено. Именно поэтому мы не можем ставить пределы развитию технического прогресса, в том числе и пределы моделированию человеческой деятельности. Однако парадокс заключается в том, что успехи в области моделирования психических процессов всегда будут идти вслед за развитием способностей самого человека. Но, как говорят французы, — «тот, кто идет за кем-то, всегда остается позади». На этом не стоило бы останавливаться, если бы задачи моделирования человеческих действий не заслоняли иногда задачи оптимального распределения функций между человеком и машиной.
Как показывает практика, решение этой задачи нередко наталкивается на серьезные трудности. При этом, как правило, возможности машины учитываются несравненно лучше, чем возможности человека. Наиболее часто встречающиеся случаи неучета человеческого фактора при проектировании систем управления связаны не с тем, что человеку предлагается выполнять невыполнимые действия, — каждое действие в отдельности (например, обнаружение полезного сигнала, идентификация сигналов, принятие решения или оценка решения, предложенного машиной), оператор может выполнить сравнительно легко. Главные трудности связаны с оценкой возможности оператора выполнять требуемую деятельность достаточно устойчиво и длительно, принимая во внимание, что ритм его работы принудительно определяется временными параметрами системы, что оператору навязывается не свойственный ему темп работы и что от него требуется большая степень уверенности в окончательно принятом решении. Исследование условий выполнения подобной деятельности, анализ ее строения поможет решить двоякую задачу: ликвидировать трудности путем изменения условий выполнения той или иной операции и таким образом создать предпосылки для более точного и обоснованного распределения функций между человеком и машиной; составить алгоритмы некоторых операций, выполняемых человеком, с целью передачи их машине.
Б. Взаимодействие людей в системе управления. Эта проблема пока еще не привлекла достаточного внимания советских психологов. Правильное распределение функций между отдельными операторами не менее важно, чем распределение функций между человеком и машиной.
В автоматизированных системах управления взаимодействие людей, как правило, перестает быть непосредственным, поскольку оно в значительной своей части осуществляется лишь путем передачи и приема закодированных сообщений. Практически складывающиеся формы взаимодействия операторов не всегда отвечают требованию максимальной эффективности системы. Изучение этого вопроса и установление принципов рационального построения взаимодействия людей как внутри одного звена управления, так и между разными звеньями, является весьма актуальной задачей. Вопрос о взаимодействии операторов возникает также в тех случаях, когда имеется угроза перегрузки, что требует распределения данного комплекса функций между несколькими операторами и установления взаимной координации выполняемых ими действий.
В. Пропускная способность человека. Понятие «пропускная способность» применяется условно, по аналогии с применяемым в теории связи, но по существу не тождественно ему. В данном случае имеется в виду, во-первых, объем и скорость приема информации — пропускная способность сенсорного «входа» оператора (точнее, «входов», поскольку информация может подаваться в виде стимулов различной модальности, а пропускная способность для различных сенсорных модальностей, по-видимому, не одинакова). Во-вторых, изучению подлежит скорость переработки информации и принятия решения и, наконец, пропускная способность «выхода» — скорость речевых и двигательных ответных реакций.
Каждый
из этих вопросов, в свою очередь, порождает
самостоятельные сложные «
Г. Проблема оптимальной организации деятельности оператора включает установление критериев и условий точности и надежности его работы, что, в свою очередь предполагает необходимость исследования таких вопросов, как утомление, стресс1 и др. (условия их возникновения, динамика, методы регистрации, влияние на выполняемую деятельность и т. п.).
2. Второй крупной задачей, разрешаемой на основе анализа деятельности оператора, является выработка адекватных и эффективных методов обучения. Нет нужды показывать, что только научно обоснованные методы обучения, разработанные на основе знания психологической структуры процессов, реализующих усвоение, могут быстро и успешно привести к желаемой цели. Это подтверждается всей практикой педагогической психологии, в том числе психологии производственного обучения. Анализ деятельности оператора является необходимой предпосылкой для правильной организации процесса обучения, от результатов которого во многом зависит качество будущей работы оператора.
3. Без достаточно полного и конкретного анализа деятельности оператора немыслимо разрешение проблемы отбора. Решение практических проблем инженерной психологии и разработка соответствующих рекомендаций производятся обычно в расчете на «среднего» человека; при этом исходят из общих закономерностей его психической деятельности, в то время как осуществление отбора производится на основании индивидуальных особенностей человека. Если не сводить проблематику инженерной психологии к задаче «подгонки машины к человеку», а рассматривать ее как науку, изучающую все факторы, обеспечивающие надежную и эффективную работу оператора в системе «человек — машина», то проблема отбора окажется одной из насущных, особенно в тех видах деятельности, в которых даже небольшая ошибка оператора может привести к тяжелой аварии, влекущей за собой разрушение дорогой техники и гибель людей, а иногда имевшей и более тяжелые последствия (например, в системах военного назначения).
Информация о работе Оператор как субъект операторской деятельности