Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря в практике социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание

Актуальность предлагаемой работы заключается в том, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Глава I. Детский летний лагерь и его функции………………………… 8

Глава II. Содержание работы социального педагога
в летних детских лагерях …………………………………………………… 11

Глава III. Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря
в практике социального педагога………………………………………… 19

Глава IV. Программа «Летний отдых учащихся»………………………… 24

Заключение ………………………………………………………………… 30

Список литературы ………………………………………………………… 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

• Закон РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (последняя редакция с изменениями от 30 декабря 2001 г.)

• Постановление Правительства РФ от 05.03.2008г. «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010гг»

Цели: организация занятости  учащихся в период летних каникул, создание условий для оздоровления, отдыха и личностного развития учащихся, профилактика беспризорности и безнадзорности в летний период.

Задачи:

- совершенствование форм  и содержания отдыха;

- оздоровление детей,  воспитание потребности в здоровом  образе жизни, укрепление физического  и психического здоровья;

- создание условий  для самореализации личности  ребенка, проявления активной  жизненной позиции, развитие чувства коллективизма;

- развитие творческих  способностей детей;

- патриотическое воспитание  учащихся;

- развитие форм детского  туризма и краеведения;

-оказание психолого-педагогической и социальной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Реализация Программы  организации занятости учащихся в период летних каникул 2011 год «Летний  звездопад» охватывает всех учащихся школы с 7 до 17 лет.

Сроки реализации программы: 1.06-31.08.2011 год.

Программа имеет сюжетную линию, каждый месяц каникул имеет своё название: июнь – «Зажигаем звёздочку в небе», июль – «Школа – город Солнца», август – «Мы такие разные, но мечтой едины». Девиз летних каникул - «3СО: Согласие в Содружестве и Сотворчестве!».

Этапы реализации программы

1. Организационно- подготовительный (до 15.03-15.04.2011 г.)

- изучение интересов  детей и их родителей, учет  результатов работы в предыдущем  сезоне;

- выбор задач, форм  и методов работы по оздоровлению  детей;

- подбор кадров для  работы с детьми;

- подготовка материальной базы;

- проведение инструктивно-методических  совещаний;

- координация деятельности с различными ведомствами, организациями;

- подготовка вожатых  из 7-10 классов для работы в  ДОЛ;

          - создание нормативно-правовой базы реализации программы.

 

2. Непосредственное проведение  летней оздоровительной компании  согласно плану мероприятий по  реализации программы, планов  работы лагеря дневного пребывания  «Город Солнца» (05.-25.07.11г.):

- работа лагеря труда  и отдыха «Новые тимуровцы  » (программа прилагается)

- работа экологических  отрядов (в течение лета)

- работа отрядов ДЮП,  ЮИД (июнь)

- работа спортивной  площадки и спортивного зала (в  течение лета)

- реализация программы  «Волонтеры. Подари себе жизнь» (в  течение лета)

- работа трудовых бригад совместно с Комитетом по делам молодёжи, культуре и спорту.

- работа школьной библиотеки (июнь, август)

- работа педагога-психолога  (в течение лета)

3. Итогово – аналитический  (25-30.08.2011 г.)

- подведение итогов  летней оздоровительной компании;

- анализ работы лагеря, профильных объединений;

- выявление инновационных  подходов.

Ожидаемый результат:

В течение лета 2011 года в лагере всеми формами труда и отдыха будет занято 100 проц. учащихся школы.

130 ребят отдохнут в  лагере «Летний звездопад» (7-15 лет).

15 ребят отдохнут в  лагере труда и отдыха «Новые  тимуровцы»;

Пройдут трудовую практику в экологических отрядах - 450 человек (4-10 классы),

В течение лета учащиеся смогут посещать спортивную площадку и спортивный зал школы, примут участие  в играх, организованных на школьной площадке.

Критериями эффективности  отдыха будут служить:

- улучшение показателей  физического здоровья детей;

- отсутствие роста  числа правонарушений несовершеннолетними;

- 100% охват организованным отдыхом всех детей;

- удовлетворенность отдыхом детей со стороны детей и родителей (анкетирование).

- привлечение к участию  в организации отдыха детей  организаций, что выразится:

в дополнительном финансировании летнего отдыха из внебюджетных источников;

в совместных мероприятиях (общие досуговые мероприятия, туристические походы, др.);

- усиление учебно-развивающей составляющей программы профильных отрядов;

- уровень развития  навыков самоорганизации и самоуправления;

- успешная деятельность  трудовых отрядов (удовлетворённость  детей своим пребыванием в отряде, положительная оценка родителей детей, выполненный объём работ, создание благоприятного микроклимата в коллективе);

- создание педагогического  отряда из числа старшеклассников, получение ими нового социального  опыта в роли организаторов  детского коллектива.

 

 

 

 

 

                                            Заключение

 

В настоящее время  работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях оказалась востребована как никогда раньше, т.к необходимая социально-психологическая помощь детям, педагогам и родителям традиционно оказывалась лишь в связи с учебным процессом и в интервале учебного года. А именно в то время когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, возможности для оказания полноценной социально-психологической помощи - он оказывается, лишен их. Особенно отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде всего в работе летних лагерей, которые оказались полностью лишены внимания социальных педагогов.

Летние каникулы для  школьников - это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и  вхождение в систему новых  социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности. Но при этом многие родители не умеют правильно организовать досуг своего ребенка. В решении этой проблемы помогают летние оздоровительные лагеря, которые направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.

В ходе проведенного нами исследования с целью раскрытия особенностей работы, методов, приемов, форм и средств работы социального педагога в детском летнем оздоровительном лагере были решены поставленные в курсовой работе задачи.

На основе изученной  социально-педагогической литературы, были определены проблемы жизнедеятельности летних оздоровительных лагерей, к которым относятся: отсутствие социально-психологической службы, которая призвана направлять детей, педагогов и родителей на решение сложившихся у них трудных жизненных ситуаций; небольшой опыт работы педагогов с детьми во временном коллективе или отсутствие его; незнание педагогов особенностей работы с разными возрастными группами; недостаточные условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе; не информированность родителей о работе с их детьми в летнем оздоровительном лагере.

Организуя работу в летнем оздоровительном лагере, важно учитывать, что коллектив в нем временный и работа рассчитана на небольшой срок. исходя из этого, можно выделить следующие направления работы социального педагога в лагере:

1. Исследование социума  оздоровительного лагеря. Психодиагностическая работа.

2. Повышение уровня  педагогической культуры педагогов  и воспитателей оздоровительного  лагеря.

3. Социально-педагогическое  просвещение и консультирование.

4. Социально-педагогическая  профилактика.

5. Содействие созданию  педагогически ориентированной среды.

6. Организационно-методическая  деятельность.

Социальный педагог  помогает детям выявить их способности, установить дружбу в коллективе, направляет на развитие их интересов. Он помогает родителям разобраться в трудностях правильного выбора лагеря.

Социальный педагог  должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих  собственных возможностей, интересов  и способностей

детей подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия  на личность, чтобы достичь цели всестороннего развития ребенка.

В воспитании детей значение социального педагога неоценимо. Вот  почему педагог должен быть психологом-организатором, добрым, внимательным, который сможет найти общий язык с детьми и  который сможет расположить их к  себе. Социальный педагог должен сеять зерна добра в сознании детей, учить их смотреть на будущее с надеждой, воспитывать духовно-сильными личностями. Родители в свою очередь не имеют права быть безразличными к своим детям, они должны думать об их судьбе, интересоваться их мечтами и планами. 
                                                Список литературы

 

    1. Нормативно правовые акты РФ
    2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Акад. проект: Екатеринбург: деловая книга, 2000. – 623 с.
    3. Алексеев А.С. Психологическая служба в системе социальной работы // Школа – 1999 г. – №1. – С. 14–19.
    4. Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – М., 1994.
    5. Ю.В.Василькова Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 3-е изд., доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
    6. Гуров В.Н.,Шинкаренко Н.«Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми. // Воспитание школьника. – 1994. – №2.
    7. Заковряшина Г. И. Сборник «Современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной молодежной политики»: материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 65-летию образования ВГСХА. Том 2. – Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2009. – с. 155
    8. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. – М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. – 240 с.
    9. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьника. – 1996. – №5. – С. 35–38.
    10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.
    11. Медведев Д.А Выступление  на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков – 09.06.2010
    12. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений / Сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова и др. – Мн., 2004 г. – с. 28–36.
    13. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. – №1. – 2001. – С. 33–36.
    14. О положении детей Российской Федерации. Государственный доклад. – 2010. – М., 2011.
    15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.). – Самара: Издательский дом «Бархат», 1998. – С. 117–121.
    16. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
    17. Журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне»

2009 -2011 гг.

    1. Социальное обучение взрослых. История, теория, технология: В. К. Шаповалов — Москва, Дашков и Ко, 2011 г.- 264 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Заковряшина Г. И. Сборник «Современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной молодежной политики: материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 65-летию образования ВГСХА. Том 2. – Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2009. – с. 155

2 Медведев Д.А Выступление на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков – 09.06.2010

3 Некоторые аспекты деятельности социально-педагогичеких учреждений / Сост. Н. А. Карасева, Г. И. Руденкова и др. – Мн., 2004г. – с. 28-36.

1 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, - стр.14

2 Некоторые аспекты деятельности социально-педагогичеких учреждений / Сост. Н. А. Карасева, Г. И. Руденкова и др. – Мн., 2004г. – с. 28-36.




Информация о работе Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря в практике социального педагога