Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:46, курсовая работа
Актуальность предлагаемой работы заключается в том, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Введение………………………………………………………………… 3
Глава I. Детский летний лагерь и его функции………………………… 8
Глава II. Содержание работы социального педагога
в летних детских лагерях …………………………………………………… 11
Глава III. Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря
в практике социального педагога………………………………………… 19
Глава IV. Программа «Летний отдых учащихся»………………………… 24
Заключение ………………………………………………………………… 30
Список литературы ………………………………………………………… 33
• Закон РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (последняя редакция с изменениями от 30 декабря 2001 г.)
• Постановление Правительства РФ от 05.03.2008г. «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010гг»
Цели: организация занятости учащихся в период летних каникул, создание условий для оздоровления, отдыха и личностного развития учащихся, профилактика беспризорности и безнадзорности в летний период.
Задачи:
- совершенствование форм и содержания отдыха;
- оздоровление детей,
воспитание потребности в
- создание условий для самореализации личности ребенка, проявления активной жизненной позиции, развитие чувства коллективизма;
- развитие творческих способностей детей;
- патриотическое воспитание учащихся;
- развитие форм детского туризма и краеведения;
-оказание психолого-педагогиче
Реализация Программы организации занятости учащихся в период летних каникул 2011 год «Летний звездопад» охватывает всех учащихся школы с 7 до 17 лет.
Сроки реализации программы: 1.06-31.08.2011 год.
Программа имеет сюжетную линию, каждый месяц каникул имеет своё название: июнь – «Зажигаем звёздочку в небе», июль – «Школа – город Солнца», август – «Мы такие разные, но мечтой едины». Девиз летних каникул - «3СО: Согласие в Содружестве и Сотворчестве!».
Этапы реализации программы
1. Организационно- подготовительный (до 15.03-15.04.2011 г.)
- изучение интересов
детей и их родителей, учет
результатов работы в
- выбор задач, форм
и методов работы по
- подбор кадров для работы с детьми;
- подготовка материальной базы;
- проведение инструктивно-
- координация деятельности с различными ведомствами, организациями;
- подготовка вожатых из 7-10 классов для работы в ДОЛ;
- создание нормативно-правовой базы реализации программы.
2. Непосредственное проведение
летней оздоровительной
- работа лагеря труда и отдыха «Новые тимуровцы » (программа прилагается)
- работа экологических отрядов (в течение лета)
- работа отрядов ДЮП, ЮИД (июнь)
- работа спортивной площадки и спортивного зала (в течение лета)
- реализация программы «Волонтеры. Подари себе жизнь» (в течение лета)
- работа трудовых бригад совместно с Комитетом по делам молодёжи, культуре и спорту.
- работа школьной библиотеки (июнь, август)
- работа педагога-психолога (в течение лета)
3. Итогово – аналитический (25-30.08.2011 г.)
- подведение итогов
летней оздоровительной
- анализ работы лагеря, профильных объединений;
- выявление инновационных подходов.
Ожидаемый результат:
В течение лета 2011 года в лагере всеми формами труда и отдыха будет занято 100 проц. учащихся школы.
130 ребят отдохнут в лагере «Летний звездопад» (7-15 лет).
15 ребят отдохнут в лагере труда и отдыха «Новые тимуровцы»;
Пройдут трудовую практику в экологических отрядах - 450 человек (4-10 классы),
В течение лета учащиеся смогут посещать спортивную площадку и спортивный зал школы, примут участие в играх, организованных на школьной площадке.
Критериями эффективности отдыха будут служить:
- улучшение показателей физического здоровья детей;
- отсутствие роста
числа правонарушений
- 100% охват организованным отдыхом всех детей;
- удовлетворенность отдыхом детей со стороны детей и родителей (анкетирование).
- привлечение к участию в организации отдыха детей организаций, что выразится:
в дополнительном финансировании летнего отдыха из внебюджетных источников;
в совместных мероприятиях (общие досуговые мероприятия, туристические походы, др.);
- усиление учебно-развивающей составляющей программы профильных отрядов;
- уровень развития
навыков самоорганизации и
- успешная деятельность
трудовых отрядов (
- создание педагогического
отряда из числа
В настоящее время работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях оказалась востребована как никогда раньше, т.к необходимая социально-психологическая помощь детям, педагогам и родителям традиционно оказывалась лишь в связи с учебным процессом и в интервале учебного года. А именно в то время когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, возможности для оказания полноценной социально-психологической помощи - он оказывается, лишен их. Особенно отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде всего в работе летних лагерей, которые оказались полностью лишены внимания социальных педагогов.
Летние каникулы для школьников - это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности. Но при этом многие родители не умеют правильно организовать досуг своего ребенка. В решении этой проблемы помогают летние оздоровительные лагеря, которые направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.
В ходе проведенного нами исследования с целью раскрытия особенностей работы, методов, приемов, форм и средств работы социального педагога в детском летнем оздоровительном лагере были решены поставленные в курсовой работе задачи.
На основе изученной социально-педагогической литературы, были определены проблемы жизнедеятельности летних оздоровительных лагерей, к которым относятся: отсутствие социально-психологической службы, которая призвана направлять детей, педагогов и родителей на решение сложившихся у них трудных жизненных ситуаций; небольшой опыт работы педагогов с детьми во временном коллективе или отсутствие его; незнание педагогов особенностей работы с разными возрастными группами; недостаточные условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе; не информированность родителей о работе с их детьми в летнем оздоровительном лагере.
Организуя работу в летнем оздоровительном лагере, важно учитывать, что коллектив в нем временный и работа рассчитана на небольшой срок. исходя из этого, можно выделить следующие направления работы социального педагога в лагере:
1. Исследование социума оздоровительного лагеря. Психодиагностическая работа.
2. Повышение уровня
педагогической культуры
3. Социально-педагогическое
просвещение и
4. Социально-педагогическая профилактика.
5. Содействие созданию педагогически ориентированной среды.
6. Организационно-методическая деятельность.
Социальный педагог
помогает детям выявить их способности,
установить дружбу в коллективе, направляет
на развитие их интересов. Он помогает
родителям разобраться в
Социальный педагог должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей
детей подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели всестороннего развития ребенка.
В воспитании детей значение
социального педагога неоценимо. Вот
почему педагог должен быть психологом-организатором,
добрым, внимательным, который сможет
найти общий язык с детьми и
который сможет расположить их к
себе. Социальный педагог должен сеять зерна добра
в сознании детей, учить их смотреть на
будущее с надеждой, воспитывать духовно-сильными
личностями. Родители в свою очередь не
имеют права быть безразличными к своим
детям, они должны думать об их судьбе,
интересоваться их мечтами и планами.
2009 -2011 гг.
1 Заковряшина Г. И. Сборник «Современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной молодежной политики: материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 65-летию образования ВГСХА. Том 2. – Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2009. – с. 155
2 Медведев Д.А Выступление на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков – 09.06.2010
3 Некоторые аспекты деятельности социально-педагогичеких учреждений / Сост. Н. А. Карасева, Г. И. Руденкова и др. – Мн., 2004г. – с. 28-36.
1 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, - стр.14
2 Некоторые аспекты деятельности социально-педагогичеких учреждений / Сост. Н. А. Карасева, Г. И. Руденкова и др. – Мн., 2004г. – с. 28-36.