Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 17:58, реферат
В настоящее время разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования, включающая использование для изучения национально-психологических особенностей представителей той или иной этнической общности набора из стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик, включающих этнопсихологический опросник:
- методику исследования самоотношения;
- методику измерения фокуса контроля;
- цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентаций и социальных установок;
- методику измерений ценностных ориентаций;
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Казанский
государственный
Реферат
на тему:
«Основные
и дополнительные
методы этнопсихологических
исследований»
Выполнила:
Студентка гр Д9-31
Фатхутдинова Р.Ф.
Проверила:
Городецкая
И.М.
Казань,2011
Введение
В
настоящее время разработана
специальная программа
-
методику исследования
-
методику измерения фокуса
-
цветовой тест отношений;
- методику измерений ценностных ориентаций;
-
личностный ориентационный
- опросник измерения потребности в достижениях;
-
тест для измерения
-
вопросник оценки мотивации
-
методику выявления
-
методику исследования
-
методику оценки восприятия
Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.
Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического исследования часто используются профессионально разработанные методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе. На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях осуществления естественного эксперимента.
Кросскультурное этнопсихологическое исследование — изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным нациям или когда представители последних собраны вместе.
Впервые
оно было проведено в 1901-1905 гг. американским
ученым К. Риверсом, который экспериментально
показал, что жители острова Мюррей, а
также индейцы племени тогда в меньшей
степени подвержены иллюзиям, чем европейцы.
Это исследование, обратившее на себя
внимание многих ученых, повлекло за собой
большое количество аналогичных работ
по изучению самых разнообразных психологических
феноменов. Общей для всех них была только
исходная схема построения: в зависимости
от целей исследования (изучения познавательных
процессов, личностных характеристик,
социокультурных особенностей) подбиралась
какая-либо методика из существующего
психологического арсенала, адекватная
поставленным задачам, и по ней проводилось
сравнительное исследование испытуемых
двух и более этнических групп.
1. Логика и принципы этнопсихологических исследований
Теория
и практика выявления, измерения (диагностики)
и осмысления этнопсихологических
особенностей представителей различных
народов и наций с помощью
специальных методы еще не сформировалась
окончательно. В настоящее время
соответствующие проблемы активно
разрабатываются в русле
Разработка
вопросов логики этнопсихологического
исследования является наиболее актуальной
проблемой сегодняшнего этапа развития
этнопсихологии в целом. Ее успешное
решение дает возможность получать
максимально точные результаты в
изучении и осмыслении такого сложного
феномена, каким является национальная
психика Логика этнопсихологического
исследования — совокупность устойчивых
представлений о
В настоящее время в зависимости от того как и какие используются методы и методики изучение национально-психологических особенностей людей может принимать форму стандартного или кросскультурного этнопсихологического исследования.
Стандартное
этнопсихологическ6е
Для проведения стандартного этнопсихологического исследования необходимо создание оригинальных, специально разработанных методик исследования, адекватных его целям и задачам. Либо могут использоваться адаптированные (модифицированные) к конкретной этнической общности существующие в психологии (и других науках) методики изучения сознания личности (ее психических процессов, состояний и образований) и социально-психологических феноменов, функционирующих в иноэтнической среде.
В
настоящее время разработана
специальная программа
-
методику исследования
-
методику измерения фокуса
- цветовой тест отношений;
-
методику исследования
- методику измерений ценностных ориентаций; личностный ориентационный опросник;
- опросник измерения потребности в достижениях;
-
тест для измерения
-
вопросник оценки мотивации
-
методику выявления
-
методику исследования
-
методику оценки восприятия
Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.
Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического исследования часто используются профессионально разработанные методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе. На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях осуществления естественного эксперимента.
Кросскультурное этнопсихологическое исследование — изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным нациям или когда представители последних собраны вместе.
Впервые оно было проведено в 1901-1905 гг. американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тогда в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой большое количество аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов. Общей для всех них была только исходная схема построения: в зависимости от целей исследования (изучения познавательных процессов, личностных характеристик, социокультурных особенностей) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводилось сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп.
При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.
Во-первых, перед психологами постоянно встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована (модифицирована) к мировосприятию, традициям и привычкам конкретного народа.
Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей не одинаково.
В-третьих, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры. Имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?
В целом кросскультурное этнопсихологическое исследование не предполагает создания каких-либо универсальных методик взамен заимствованных из существующего арсенала других отраслей психологии. Несмотря на определенные ограничения, оно дает вместе с тем принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной культуры, одной этнической общности.
При изучении национально-психологических особенностей можно применять и историко-гносеологический подход. В этнопсихологических исследованиях он может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью исторического анализа, контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Он применяется, когда невозможны прямые контакты с носителями национальной психики. Зарубежные этнопсихологи называют этот подход «методом изучения этноса на расстоянии». В этом случае внимательному анализу подвергаются исторические, политические, мемуарные, архивные или специальные источники, исследования, раскрывающие специфику формирования и развития тай или иной этнической общности, ее экономики, культуры, поли- тики, социальной и конфессиональной структуры, психологии и т.д.
Основой при этом является контент-анализ. Он отвечает таким требованиям, как объективность, надежность, валидность, позволяет использовать методы многомерного статистического обобщения, в том числе факторного и других видов анализ.
Логика
этнопсихологического исследования в
целом находит выражение в
составляемой в каждом конкретном случае
специальной программе
Информация о работе Основные и дополнительные методы этнопсихологических исследований